Как человек воспринимает мир. О восприятии информации разными типами людей — аудиал, визуал, кинестетик Том что любой человек воспринимает

Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы видим предметы? Как выхватываем их из всего визуального многообразия окружающей среды с помощью сенсорных стимулов? И как мы интерпретируем то, что видим?

Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям (и даже животным) обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению.

Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни, помогая в обучении и общении с другими людьми. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко. На самом деле, за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс. Понимание, как мы интерпретируем то, что видим, помогает нам проектировать визуальную информацию.

Сбалансированная инфографика предполагает грамотное использование визуального представления (например, диаграмм, графиков, иконок, изображений), соответствующий выбор цветов и шрифтов, подходящего макета и карты сайта и др. И нельзя забывать о данных, их источниках и темах, что не менее важно. Но сегодня речь пойдет не о них. Мы сосредоточимся на визуальной стороне информационного дизайна.

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

2. Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайно составленных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Как цвета влияют на наше визуальное восприятие согласно теории Саноки и Сульмана?

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.

Совет №2 по информационному дизайну, основанный на результатах эксперимента Саноки и Сульмана: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

  1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
  2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый - подавленное:

Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

  1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
  2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

4. Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

  1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
  2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
  3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

Совет №4 по информационному дизайну, основанный на эксперименте Ларсена и Пикард, выявляющем влияние типографики: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

5. Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Выводы

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, помогает улучшить инфографику. Обобщая выводы рассмотренных экспериментов, предлагаем вашему вниманию ключевые советы по дизайну визуальной информации:

1. Макет и дизайн

  • Тема и дизайн должны соответствовать информации.
  • Не перегружайте инфографику вашей страницы.
  • Используйте тематические иконки.
  • Располагайте контент в надлежащей последовательности.
  • Используйте заголовки, чтобы задать ключевые ожидания.

2. Видеоряд

  • Визуальные эффекты должны сопровождать текст.
  • Покажите важные цифры на графиках и диаграммах.
  • Используйте правильные картинки и иконки для представления ваших данных.
  • Сократите количество цветов для комплексного контента.
  • Делайте контрастность выше между важной визуальной информацией и фоном.
  • Используйте гармоничные цвета темы.
  • Используйте дисгармоничные цвета с умом.
  • Используйте обычные цвета для важных объектов.

4. Типографика

  • Выбирайте удобочитаемые шрифты.
  • Оставьте достаточно пустого пространства между заголовком и текстом или картинкой.
  • Не накладывайте картинки или иконки на текст.
  • Установите достаточные пробелы между символами.

Теперь, когда вы знаете все тонкости создания красивой и убедительной инфографики, дело за вами!

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает "разъяснение", "представление", "ознакомление". Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая . Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая . Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая . Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая . К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). ответственны за возможность восприятия Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами - визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации - информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Альберт Эйнштейн однажды заявил: «Единственная причина для существования времени - чтобы всё не случилось одновременно». Проблема в том, что восприятие времени может зависеть от возраста, эмоций или состояния здоровья, утверждают психологи.

Давным-давно было замечено, что с возрастом течение времени для человека как будто ускоряется. С этим согласна сотрудница BBC, журналистка Клаудиа Хэммонд, причём, по её сведениям, то же самое наблюдается, когда человек находится в расслабленном состоянии, а вот когда индивидуум испытывает, например, страх, время для него «замедляется».

Согласно её исследованиям, в хорошей компании время проходит, в среднем, в два раза быстрее, чем в обществе скучных и недалёких собеседников. В то же время, изучая опыт журналиста BBC Алана Джонстона, который четыре месяца был заложником в секторе Газа, Клаудиа обнаружила, что в экстренных ситуациях время может существенно «растягиваться». Причиной этому, как говорит Хэммонд, может послужить даже громкий крик или плач: люди обычно полагают, что он звучит дольше, чем на самом деле.

Нет даже единого мнения относительно хода времени - некоторые из опрошенных Клаудией считают, что они движутся во времени, а другие полагают, что это время движется для них. Кроме того, как считает журналистка, в человеческом мозге нет специального механизма для вычисления минутных и часовых отрезков времени, обрабатываются лишь краткие интервалы не больше трёх с.

Кстати, французский исследователь Мишель Сифр в 1962-м году поставил эксперимент, прожив два месяца в пещере, чтобы узнать, как человек воспринимает время при отсутствии дневного света, часов и определённого распорядка дня. В результате его индивидуальные сутки колебались от 6-ти до 40-ка часов, но в среднем составили примерно те же 24 часа.

Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

10 тайн мира, которые наука, наконец, раскрыла

10 главных вопросов о Вселенной, ответы на которые учёные ищут прямо сейчас

8 вещей, которые не может объяснить наука

2500-летняя научная тайна: почему мы зеваем

3 самых глупых аргумента, которыми противники Теории эволюции оправдывают своё невежество

Можно ли с помощью современных технологий реализовать способности супергероев?

Атом, люстр, нуктемерон, и ещё семь единиц времени, о которых вы не слышали

Согласно новой теории, параллельные вселенные могут существовать в действительности

Типы восприятия информации Человеком

как люди воспринимают то, что вы им говорите или показываете?


Не секрет, что человеческие отношения базируются на доверии друг к другу, не исключение в этом плане отношения клиента с продавцом. Покупка происходит в первую очередь благодаря доверию к вам, а уж затем к продукту. В основе доверия лежит сообщение одного человека другому о том, что он понимает партнера и его потребности, что он - на его стороне. Именно поэтому доверие - ключевой момент в процессе продаж.

Если человек, пришедший совершить покупку, почувствует, что вы понимаете его и принимаете его позицию, то он станет прислушиваться и запоминать то, о чем вы рассказываете. Соответственно, продажа станет проще для вас обоих и, возможно, даже принесет удовольствие. Так что может стать инструментом на пути к доверию и пониманию человека, пришедшего за покупкой?

Наша картина мира формируется благодаря восприятию, психическому процессу, заключающемуся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторы (слух, зрение, осязание, обоняние). В зависимости от того, какие рецепторные поверхности у людей доминируют при восприятии, выделяют три основных типа: 1) визуальный (образы, картинки, изображения); 2) аудиальный (звуки, голос, музыка); 3) кинестетический (ощущения, чувства).

При помощи восприятия у нас формируется отношение к окружающей действительности. Поэтому можно смело сказать, что восприятие и мышление тесно переплетены. Окружающая действительность воспринимается в совокупности всех рецепторов, и в зависимости от происходящего вокруг человек может менять один тип на другой. Но существуют способы определять тип мировосприятия, который доминировал бы на текущий момент. Это в свою очередь может стать полезным инструментом для успешной сделки.

Люди Кинестетики -кто они?

Люди, которым свойственно чаще ощущать и чувствовать мир, - кинестетики. Их около 40% среди населения. Таким, как они, характерно воспринимать действительность посредством прикосновения, эмоций, инстинктивного мышления. И покупки кинестетики делают под воздействием своих ощущений, довольно быстро и импульсивно принимают решение, симпатичен ли им человек. Если они поймут, что поступают правильно, то смогут довериться продавцу.

Выявить, что перед вами кинестетик, можно по часто встречающимся словам про чувства: «я чувствую, что вы сможете подсказать», «улавливаю вашу мысль», «потрясающая идея», «ощутимо ударило по доходам», Им необходимо время для принятия решения, поэтому им свойственно делать продолжительные паузы между фразами («м-м-м», «э-э-э»), прислушиваясь таким образом к себе и своим ощущениям. Для них может быть важным прикоснуться к предметам, которые они, возможно, приобретут. Прикосновение помогает им установить контакт. Кроме того, кинестетики наиболее чувствительны к температурным перепадам. Если в комнате, в которой вы проводите деловую встречу, слишком тепло или, наоборот, прохладно, часть аудитории просто не сможет воспринимать информацию. Если взгляд человека направлен вниз-вправо, то кинестетик пробует определиться со своими чувствами,

Если кинестетик собирается что-то купить, ему обязательно нужно давать товар в руки. Необходимо делать акцент делать именно на ощущениях, которые может получить человек при покупке необходимого предмета. Если это косметическое средство, то предоставьте ему возможность почувствовать приятную на ощупь поверхность и форму баночки, саму текстуру крема. Если это таблетки или суспензия - сделайте акцент на том, как это удобно применять, дайте кинестетикам подержать в руках коробочку, повертеть в руках брошюры/инструкцию.

Аудиалы – люди кто это?

Аудиалы воспринимают этот мир через звуки. Им свойственно бурчать себе под нос что-нибудь и разговаривать с собой, таким образом они, проговаривая проблему, пытаются ее решить. Аудиалов совсем немного - всего 25% населения.

В разговоре их привлекает тембр, высота голоса, темп речи, именно на их основе он склонен делать выводы о том, нужно ли предложение. Речь аудиалов наполнена такими акцентами: «не говори со мной таким тоном!», «можно чуть потише?», «это звучит убедительно» и т. п.

Речь таких людей нетороплива, размерена и ритмична, с осознанием каждого слова. Вам тоже важно проявить терпение, делая небольшие паузы, чтобы было время на осмысление. Если вы будете без устали говорить, он вас, скорее всего, не услышит. Кроме того, если ваш товар обладает звуковыми достоинствами, не забудьте их подчеркнуть в разговоре с ним.

Аудиалы, так же как и визуалы, любят иллюстративный материал, однако иначе воспринимают его. Предложив брошюру, сделайте паузу секунд на 15, а затем расскажите что-то о ней и ее назначении. Эта пауза нужна аудиалам для того, чтобы сориентироваться в том, что им показывают. Только потом у них возникает желание услышать пояснения.

Визуалы люди кто это?

Визуалы - это люди, которым привычно воспринимать окружающий мир через призму образов и картинок. Они максимально визуализируют все вокруг себя. Их мысли «рисуют» картинки. Их действиями руководят образы, визуал как бы видит свои действия. Около 35% населения - визуалы. Любые слова они с легкостью превращают в картинки. Для облегчения общения с такими людьми необходимо выражать мысли «визуальными»терминами. Тогда им гарантирован комфорт рядом с вами. Визуалы обладают прекрасной зрительной памятью, причем могут детально описать предметы из своего прошлого.

Чтобы определить, относиться ли человек перед вами к визуалам, необходимо обратить внимание на его речь, так как в ней наверняка можно встретить такие слова, как «видеть», «демонстрировать», «ясно», «ярко», «иллюстрировать», «смотреть», «показывать» и т. п.

Важно помнить, что внешность, облик для визуала чрезвычайно важны. Он оценит, если на вас будет надет выглаженный халат, а сегодня утром вы потратили около часа на прическу.

Если вы собираетесь продать продукт визуалу, то, рассказывая о преимуществах, в первую очередь в качестве аргументов применяйте те же «визуальные» слова, которые присутствуют в его речи. Во-вторых, следует всегда иметь под рукой красочные и наглядные иллюстрации, возможно, даже с графиками и таблицами, тогда любая мысль будет восприниматься быстрее. И, каким бы банальным это ни показалось, не пренебрегайте своими руками. Например, поясняя что-то, можете нарисовать схемы руками в воздухе.

В Полном вооружении

Все вышеописанные типы восприятия могут использоваться вами как при продажах, так и в личной жизни. Однако не всегда и не везде есть возможность настроиться на одного конкретного покупателя. Иногда люди не настроены на общение, но испытывают необходимость приобрести товар. А если перед вами выстроилась очередь, то вообще очень сложно распознать, кто к какому типу относится. Лучшим решением будет оставаться собой и действовать согласно собственной интуиции. Проявите участие и заботу. Никому еще не мешало желание помочь своему клиенту или покупателю, скорее наоборот - оно создает приятное впечатление и располагает к себе.

Доверяйте себе и действуйте смелее. Ваш собственный опыт, получаемый годами, - лучший помощник. Подарите человеку, пришедшему к вам за помощью, ощущение, что вы понимаете его и принимаете его позицию. Даже если покупки не будет, вы подарите кому-то хорошее настроение и ощущение своей нужности. И, скорее всего, в будущем он станет вашим постоянным покупателем.



Статьи по теме