Зачет по теме популяционно видовой. Популяционно-видовой уровень. Вопросы к зачету по медицинской биологии. А10. Увеличение численности популяции связано с

9 класс.

I вариант

1. Форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции – это…

А) экология; Б) популяция; В) вид.

2. Совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, называют…

А) видом; Б) критерием; В) популяцией.

3. Важный фактор эволюции…

А) наследственность популяций;

Б) гибридизация;

В) изменчивость популяций.

4. Английский натуралист, который первым пытался определить критерии, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду…

5. Групповые характеристики, такие, как обилие, рождаемость, смертность, возрастной состав, называются…

А) экологическим показателем;

Б) демографическим показателем;

В) мировым показателем.

6. Соотнесите критерии вида с их характеристиками:

Генетический

Экологический

Географический

Морфологический

Физиологический

а) Определённая область распространения;

б) Сходство процессов жизнедеятельности;

в) Внешнее строение;

г) Строение геномного материала;

д) Определённые условия обитания.

е) Факторы внешней среды

Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

II вариант

1. Наука о взаимоотношении организмов между собой и с окружающей средой – это…

А) вид; Б) популяция; В) экология.

2 . Группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать своё существование в данном районе – это…

А) популяция; Б) критерием; В) вид.

3. Раздел биологии, который занимается описанием и классификацией организмов - как живых, так и вымерших, называется…

А) царством; Б) систематикой; В) отделом.

4. Шведский учёный, создавший научную систематику…

А) Т. Морган; Б) Карл Линней; В) Джон Рей.

5. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…

А) критериями вид; Б) критериями рода; В) систематикой.

6. Соотнесите демографические показатели популяции с их характеристиками:

Рождаемость

Численность

Возрастной состав

Плотность

Смертность

а) Общее количество особей;

б) Скорость прибавления особей;

в) Количество особей на определённую территорию;

г) Скорость сокращения численности;

д) Соотношение старых и молодых особей

е) Соотношение самцов и самок

Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

III вариант

А) популяциями; Б) семьями.

А) Карл Линней; Б) Джон Рей.

5. Ареал – это…

Б) географическим критерием.

А) генетический критерий;

Б) морфологический критерий.

А) систематика; Б) экология.

Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

III вариант

1. В природе группы распространены не равномерно, а отдельно …

А) популяциями; Б) семьями.

2. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…

А) критериями рода; Б) критериями виды;

3. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому её считают…

А) единицей вида; Б) единицей эволюции.

4. Двойное название вида ввёл …

А) Карл Линней; Б) Джон Рей.

5. Ареал – это…

А) демографический показатель;

Б) область распространения вида.

6. Сходство внешнего и внутреннего строения организма является…

А) морфологическим критерием;

Б) географическим критерием.

7. Характерный для каждого вида набор хромосом, их размеры, форма, состав ДНК – это…

А) генетический критерий;

Б) морфологический критерий.

8. Скорость сокращения численности в результате гибели особей – это…

А) рождаемость; Б) смертность.

9. Количество особей на определённую территорию – это…

А) плотность; Б) численность.

10. Наука. изучающая жизнь популяций – это…

А) систематика; Б) экология.

Ответы. Популяционно-видовой уровень. 9 класс.

I вариант

    1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – в; 5 – б.

II вариант

    1 – б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г.

III вариант

    А; 6. А;

    Б; 7. А;

    Б; 8. Б;

    А; 9. А;

    Б; 10. Б.

А 1 Вид – это: 1. совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал 2. совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала 3. совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы 4. совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания X X






























В 1 Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен. П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А А) органы чувств – одна 1) морфологический Пара щупалец 2) экологический Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоёмы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная АБВГД Большой прудовик


В 2 Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наименьшей. А) вид Б) отряд В) класс Г) род Д) царство Е) семейство Ж) тип АГЕБВЖД



С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы. С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.

1 вариант

1. Из перечисленных организмов НЕ может эволюционировать

А) медведица Б) колония термитов В) лебединая пара Г) лабораторная колония бактерий

2. Две группы внешне похожих особей ученые отнесли к популяциям разных видов. Основной причиной для этого явилось

А) внешнее отличие этих групп Б) изоляция групп друг от друга

В) физиологические особенности Г) нескрещиваемость особей этих групп друг с другом

3. Обмен генами между популяцией одного видв может прекратиться скорее всего из-за

А) ограничения территории, занимаемыми популяциями Б) изоляции ареала

В) различий в характере пищи Г) климатических различий между ареалами

4. Мутация, возникшая в одной из популяций береговых ласточек, НЕ может

А) распространиться в этой популяции Б) перейти в другие популяции береговых ласточек

В) перейти в популяцию городских ласточек Г) исчезнуть

5. Особи относятся к одной популяции, если они

А) живут на одной территории Б) питаются одной пищей

В) занимают общую эконишу Г) дают плодовитое потомство при скрещивании

6. Выберите правильное утверждение. Певчий дрозд и черный дрозд, обитающие в одном лесу, составляют

А) одну популяцию одного вида Б) одну популяцию разных видов

В) две популяции одного вида Г) две популяции разных видов

В.1. Соотнесите термины, которые обозначают критерии вида, с терминами, которые их не обозначают

В.2. Из приведенных факторов выберите те, которые способны регулировать численность популяций, то есть увеличить силу воздействия при росте ее плотности:

С.1. Один организм одна популяция и даже целый вид НЕ способны к самостоятельному изолированному существованию. Приведите НЕ менее четырех доказательств этому утверждению.

С.2. Размеры гнездовых участков различны у различных видов. У горихвостки, например 300м, а у удода – до 800 м. В какой период это наблюдается и с чем связано?

Самостоятельная работа по теме «Популяционно-видовой уровень жизни»

2 вариант

1. Из перечисленных организмов может эволюционировать

А) семья медведей Б) муравей В) журавль Г) два однополых попугая

2. Особи двух популяций одного вида

А) м огут скрещиваться и давать плодовитое потомство Б) не могут скрещиваться

В) могут скрещиваться, но потомства НЕ дают Г) скрещиваются только в неволе

3 . Особи разных популяций лисиц НЕ способны к скрещиванию, если

А) они населяют различные части ареала

Б) их генофонды различаются по ряду генов

В) они обладают разными хромосомными наборами

Г) у них сильная внутривидовая конкуренция за пищу и территорию

4. Два вида-двойника волков можно отличить по

А) числу позвонков Б) размерам черепа В) числу хромосом Г) густоте меха

5. Особи относятся к разным популяциям одного вида, если они

А ) одинаковы по всем критериям иживут на одной территории

Б) изолированыны, и не способны к скрещиванию

В) занимают разные ареалы, и внешне различны

Г) одинаковы по всем критериям, но изолированы

6. Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом

А) участок Б) площадь В) пространство Г) ареал

В.1. Определите, какие группы организмов являются популяцией

А) группа гепардов Московского зоопарка

Б) семья волков

В) рожь на поле

Г) птичий базар

Д) колония чаек

Е) бурые медведи на острове Сахалин

Ж) все растения дубравы

С.1. Перечислите параметры, характеризующие одну популяцию и дающие возможность сравнить разные популяции

С.2. Все разнообразие форм межвидовых отношений можно свести к трем основным группам. Перечислите их.

Вопросы к зачету по медицинской биологии.

I. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО

1. Качественные особенности живой материи. Принципы организации во времени и пространстве. Уровни организации живого.

Что такое жизнь?

Жизнь - макромолекулярная открытая система, которой свойственны:

иерархическая организация,

способность к самовоспроизведению,

обмен веществ,

тонко регулируемый поток энергии.

Жизнь - ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

Свойства жизни

Обмен веществ или метаболизм

Живая система по отношению к окружающей среде - открытая система

Структурированность

Способность противостоять нарастанию энтропии

Самообновление

Хранение и использование генетической информации

Способность к росту и дифференцировке в онтогенезе

Раздражимость и возбудимость

Размножение

Дискретность

Эволюция

Способность живых организмов к взаимодействии с другими в составе биологических сообществ - биоценозов, составляющих биосферу

Обмен веществили метаболизм

Способ взаимодействия живых существ с окружающей средой, сущностью которого являются взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции или анаболизм и диссимиляции или катаболизм

ассимиляция - образование новых и обновление существующих элементов организма

диссимиляция - расщепление органических соединений для обеспечения организма необходимыми веществами и энергией

Обязательным условием обмена веществ является постоянный приток веществ в организм из окружающей среды и выделении продуктов диссимиляции (веществ и энергии) во внешнюю среду.

Организм (живая система ) - по отношению к окружающей среде открытая система , с которой он постоянно обменивается веществом и энергией.

Структурированность -

Выделение однородных частей системы с определенными физическими свойствами и отделенными от других частей границей раздела (в клетке водная и липидная фазы, органеллы)

Непременное условие эффективной реализации в весьма малых объемах (клетка) большого количества метаболических реакций.

Живой организм отличается высокой степенью структурированности и низкой энтропией, благодаряпостоянному притоку извне энергии, используемой на поддержание внутренних структур, и способности противостоять нарастанию энтропии

Живой организм – это энергетическая система, подчиняющаяся законам термодинамики

Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая энергетическое состояние, связи между структурированностью, обменом веществ и открытостью живых систем

Самообновление –

воссоздание структур, взамен утрачиваемых, благодаря использованию живыми системами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жизнедеятельности биологической (генетической) информации

Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул биополимеров - белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни.

рост - увеличение массы и линейных размеров особи за счёт увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований

дифференцировка - превращение в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза) первоначально одинаковых, неспециализированных клеток зародыша в специализированные клетки тканей и органов

онтогенез (индивидуальное развитие организма) - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни

Раздражимость - свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности

Возбудимость - способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения

Иерархические уровни организации жизни

Молекулярно-генетический

Клеточный

Организменный или онтогенетический

Популяционно-видовой

Биогеоценотический

Уровни иерархической системы жизни определяются на основе выделения

элементарной единицы и элементарного явления

элементарная единица - структура или объект, закономерные изменения которого, обозначаемые как элементарное явление , составляют специфический для этого уровня вклад в процесс сохранения и развития жизни

Молекулярно-генетический уровень

Элементарная единица ген (фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты), в котором записан определенный объем биологической (генетической) информации.

Элементарное явление - редупликация или самовоспроизведения биологической информации, что обеспечивает преемственность и сохранность свойств организмов в ряду поколений. Редупликация является основой наследственности. Биологическая информация, заключенная в ДНК переходит в действующую форму, будучи перенесена в молекулы белков благодаря механизму матричного синтеза иРНК, контролирующей биосинтез белков. Матричный синтез информационных макромолекул это также элементарное явление .

Клеточный уровень

Элементарная единица – клетка

Элементарное явление - реакции клеточного метаболизма . В клетке поступающие вещества превращаются в субстраты и энергию и используются в соответствие с генетической информацией в процессе белков и других веществ, необходимых организму.

На клеточном уровне сопрягаются механизмы передачи биологической информации и превращения веществ и энергии. Элементарное явление на этом уровне служит энергетической и вещественной основой жизни на всех других уровнях ее организации.

Организменный уровень

Элементарной единицей - особь от зарождения до прекращения существования в качестве живой системы, что позволяет также назвать этот уровень онтогенетическим .

Элементарное явление - закономерные изменения организма в индивидуальном развитии.

Эти изменения обеспечивают рост организма, дифференциацию его частей и одновременно интеграцию развития в единое целое. В онтогенеза в условиях внешней среды происходит воплощение наследственной информации в биологические структуры и процессы, на основе генотипа формируется фенотип организмов данного вида.

Популяционно-видовой уровень

элементарная единица - популяция (совокупность особей одного вида), представляющая открытую генетическую систему

элементарные явления - эволюционно значимые изменения генофонда популяции под действиемэлементарных эволюционных факторов (мутационный процесс, колебания численности особей, естественный отбор

Процесс «трансляции» на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции про­ис­хо­дит на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

1) клеточном

2) организменном

3) биогеоценотическом

4) молекулярном

Пояснение.

События на клеточном уровне обеспечивают биоинформационное и вещественно-энергетическое сопровождение феномена жизни на всех уровнях ее организации. Сегодня наукой достоверно установлено, что наименьшей самостоятельной единицей строения, функционирования и развития живого организма является клетка, которая представляет собой элементарную биологическую систему, способную к самообновлению, самовоспроизведению и развитию. В клетке сохраняется и воплощается в процессы жизнедеятельности биологическая (генетическая, наследственная) информация - ДНК, матричный механизм репликации ДНК и синтеза белков .

Про­цесс транс­ля­ции - про­цесс син­те­за белка из ами­но­кис­лот на мат­ри­це иРНК (мРНК), осу­ществ­ля­е­мый ри­бо­со­мой. Участ­ву­ют не­сколь­ко ком­по­нен­тов клет­ки, по­это­му ответ - на кле­точ­ном уров­не ор­га­ни­за­ции.

Ответ: 1

Раздел: Основы цитологии

Гость 26.05.2014 18:14

Здравствуйте. Разве про­цесс трансляции на­след­ствен­ной информации про­ис­хо­дит на кле­точ­ном уровне? Мне ка­жет­ся на молекулярном. Не­сколь­ко выше был по­доб­ный вопрос и там ука­зан молекулярный уро­вень организации.

Наталья Евгеньевна Баштанник

На молекулярно-генетическом уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности - кодирование, передача и реализация наследственной информации. На этом же уровне организации жизни осуществляется процесс изменения наследственной информации.

На органоидно-клеточном уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ (в том числе и и биосинтез белка - ТРАНСЛЯЦИЯ) и превращение энергии в клетке, ее рост, развитие и деление.

Гость 23.03.2015 19:21

На молекулярном уровне происходят такие процессы как: передача генетической информации - репликация, транскрипция, трансляция.

На клеточном уровне происходит процессы такие как: клеточный метаболизм, жизненные циклы и деление, которые регулируются белками-ферментам.

(Информация на основе "Сборника разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ". Автор сборника - А.А.Кириленко)

Наталья Евгеньевна Баштанник

Молекулярный уровень. Основу организации на этом уровне представляют 4 азотистых основания, 20 аминокислот, несколько сотен тысяч биохимических реакций, почти все из которых сопряжены с синтезом или разложением АТФ -- универсального энергетического компонента живого.

Клеточный уровень. Клетка является минимальной единицей жизни. Все живое состоит из клеток. Основные механизмы воспроизводства жизни работают именно на клеточном уровне.

На клеточном уровне происходит два основных процесса, необходимых для самовоспроизведения жизни - митоз - деление клетки с сохранением числа хромосом и генов, и мейоз - редукционное деление, необходимое для производства половых клеток - гамет.



Статьи по теме