Учат ли в автошколе ремонту автомобилей. Чему учат в автошколе? Экзамены в гибдд

Правильное управление транспортным средством - это настоящее искусство, которому многие обучаются всю жизнь. Кто-то посещает постоянные курсы и практикумы от опытных гонщиков, другие доходят до секретов безопасного и динамичного вождения самостоятельно. Современные автомобили делают много работы за водителя, но научиться чувствовать машину можно только без массы автоматики на чистом взаимодействии водителя и главных узлов транспортного средства. Так считают все опытные автомобилисты, которые достигли определенных успехов в развитии навыков вождения. Тем не менее, сложно сказать однозначно, как правильно водить машину. Нас малому учат в автошколе, к остальному мы должны доходить самостоятельно, оценивая собственный опыт вождения.

Для начала этого непростого разговора нужно прояснить, что такое правильное вождение автомобиля. В нашем понимании это полностью безопасная поездка по любой дороге и здравая оценка возможностей машины перед выполнением любого действия. То есть, под правильным вождением понимается не только наличие личных навыков, но и определенный ряд знаний о самом автомобиле. Именно поэтому гонщики чувствуют себя уверено только в своих автомобилях, которые восстанавливаются после любых передряг. Специалисты очень тяжело переживают смену машины и показывают плохие результаты, пока не привыкнут к новой технике.

Полное понимание машины - первый фактор правильного вождения

Многие считают, что современные автомобили все одинаковые, потому водить их можно фактически с закрытыми глазами. На самом деле, есть огромная разница в габаритах, ощущениях дороги, передаче информации на рулевое колесо и в салон. Эти тонкости делают каждую модель индивидуальной. К тому же, транспорт определенного производителя обладает некими особенными чертами. Поэтому для безопасного и правильного вождения нужно знать свою машину, полностью осознавая следующие особенности:

  • реакция на поворот рулевого колеса, острота и быстродействие системы управления в поворотах различного типа;
  • мощность двигателя и потенциал при нажатии педали газа до определенного положения, а также при резком ускорении;
  • особенности работы системы торможения, интенсивность тормоза и наличие вспомогательных систем;
  • комфорт при проезде небольших неровностей - на некоторых авто придется притормозить, на других можно не обращать внимания;
  • реакция подвески на те или иные особенности дороги, выбор правильной скорости для конкретной ситуации.

Оценка дорожной обстановки - достаточно сложная задача для большинства водителей. Особенно большие сложности этот момент предоставляет на первых стадиях вождения, когда вы еще не знаете ни особенностей самой машины, ни сложностей при проезде тех или иных неровностей. Только побывав в парочке экстренных ситуаций, вы сможете сказать, что на практике изучили определенную специфику машины и готовы к неожиданным вызовам дороги.

Оценка дорожной обстановки - умение, которое приходит с опытом

Опыт вождения многие недооценивают. Считается, что три года - это достаточный опыт владения автомобилем, чтобы считать себя профессиональным водителем. На самом деле, человек учится понимать дорогу десятками лет. Да и за три года можно наездить несколько тысяч километров или дойти до опыта в миллионных дистанциях. Потому необъективно говорить об опыте вождения, как о конкретном количестве времени. Оценивать дорожную обстановку очень сложно, для этого нужно производить такие действия:

  • постоянный анализ дорожных знаков и дорожной разметки, изучение светофоров в непосредственной близости;
  • определение и устранение потенциальной опасности в виде выбегающих на дорогу пешеходов или животных;
  • оценка адекватности поведения других водителей на дороге, что часто помогает избежать серьезных ДТП;
  • изучение и просчет дальнейших действий, своевременная перестановка автомобиля в нужный ряд, маневрирование;
  • прокладка маршрутов в уме даже для привычных и понятных поездок, отсутствие непредсказуемых моментов;
  • выбор оптимальной скорости, основываясь на данных дорожных знаков и личных убеждениях по части безопасности;
  • быстрая реакция на внезапно возникающие ситуации, постоянное погружение в дорогу.

Когда водитель находится за рулем, его не должно ничего отвлекать. Намного лучше включить любимую музыку не слишком громко и продолжать постоянно наблюдать за тем, что происходит на дороге. Это самый действенный метод, который позволит вам легко получать ценный опыт вождения и становиться лучше в этом ремесле. С помощью такого подхода можно быстро научиться хорошо водить.

Экстренные ситуации - специальные навыки водителя

Одним из важных составляющих факторов хорошего вождения является навык реакции в экстренных ситуациях. Под такую ситуацию подпадает резкий занос, неожиданное появление препятствие на дороге и прочие неприятности, которые заставляют водителя изменить курс или предпринимать часто необдуманные действия. Для борьбы с такими ситуациями недостаточно просто уметь водить машину, необходимо обладать более конкретными навыками:

  • понимание теории и наличие практического опыта выхода из неконтролируемых заносов и опасных ситуаций с потерей управления;
  • использование всех возможностей машины, применение скрытых функций и важных тонкостей управления;
  • умение правильно тормозить, применяя прерывистые нажатия на педаль тормоза для предотвращения блокировки колес;
  • выполнение быстрого разворота на месте и экстренного поворота с достаточно высокой скорости без опасности заноса;
  • использование навыков вождения по мокрому или скользкому дорожному покрытию.

Существуют специальные курсы и частные инструкторы, которые могут легко обучить вас этим навыкам вождения. Достаточно нескольких недель усиленных тренировок, чтобы получить полную уверенность в вождении на скользкой дороге или в любой непредвиденной ситуации. Именно такие способы изучения дополнительных возможностей автомобиля являются наиболее приемлемыми для любого человека. Используйте опыт специалистов и получите уроки на специально подготовленных машинах.

Избавляемся от постоянного страха и напряжения за рулем

Одной из важных составляющих частей хорошего вождения является избавление от страха. Это показательный момент, который приобретается с опытом. Чем быстрее вы сможете убрать страх перед неудачей, аварией, заносом или конфликтом на дороге, тем проще вам будет достичь желаемого уровня навыков вождения. Среди важных методов избавления от страха перед дорогой можно выделить такие моменты:

  • получение качественных знаний в автошколе и уверенность в понимании правил дорожного движения;
  • наличие достаточно большой практики вождения при обучении, что помогает снять главные страхи перед дорогой;
  • самостоятельная настройка, использование различных методов убеждения в том, что дорога не опасна и увлекательна;
  • общение с профессиональными водителями и получение советов о том, как перестать бояться управления машиной;
  • избавление от определенных сильных страхов вождения только по мере набора опыта управления авто.

От многих неприятностей придется избавляться без помощи специалистов, лишь получая определенный опыт и конкретные навыки вождения. Но если стаж вождения перевалил за 100 000 километров, а вы все еще боитесь садиться за руль, тогда стоит поговорить со специалистом, найти причину такого страха или начать активно себя переубеждать в том, что вождение полностью безопасно. Предлагаем посмотреть советы о том, как побороть страх перед вождением автомобиля:

Подводим итоги

Сложно сказать, какой именно прием поможет вам обрести феноменальные способности вождения. Вы можете использовать все описанные выше приемы получения необходимых способностей, но работа над собой все равно необходима. Откажитесь от нарушения правил дорожного движения, руководствуйтесь знаниями о разметке и знаках, используйте позволительные методы обгона. Это простые подсказки, которые помогут вам ездить достаточно безопасно и не подвергать себя и своих пассажиров рискам попасть в ДТП.

Опыт и практическое вождение помогут вам получить требуемые особенности поездки и уверенность в своих силах. Но не стоит переусердствовать в данном случае, так как излишняя уверенность порождает самые неприятные особенности и ситуации на дороге. Помните, что вокруг вас ездят тысячи автомобилистов, на умения которых вы никак не можете повлиять. Так что всегда соблюдайте бдительность и будьте готовы ко всему. А как у вас получается сохранять уверенность в собственных силах и избавляться от страхов вождения?

Получить права и освоить управление автомобилем на сегодняшний день легально можно только в автошколе. Чему именно должны обучить в подобных учреждениях? И как долго?

Знания в теории

Обучение в автошколе можно условно разделить на два этапа. Курс занятий начинается с теории. По действующему с 2014 года законодательству минимальный теоретический курс должен составлять 134 академических часа (по 45 минут). Однако в жизни преподаватели автошкол объясняют материал значительно быстрее – за 50-70 часов. Это примерно два месяца занятий по 2-3 раза в неделю, каждое из которых должно длиться на менее двух часов (обычно 2,5-3 часа). В противном случае, обучение могло бы растянуться на полгода.

В каждой автошколе всегда свой график обучения теории. Обычно для занятий организованы утренние, вечерние группы и группы выходного дня. В результате, ученик может подобрать максимально удобное именно ему время.

Важный совет: не следует ориентироваться на маленькие группы по обучению теории. Гораздо интереснее учиться, когда в группе много людей – больше мнений, больше вопросов, соответственно, больше ответов от преподавателя. Идеальная группа для учеников и педагога – 15-20 человек.

Что включает в себя теоретический курс?Разумеется, огромное количество времени на занятиях отводится на изучение правил дорожного движения. Обычно они делятся на блоки по тематике: знаки (предписывающие, запрещающие, информационные), выполнение различных маневров (обгон, поворот, разворот, объезд препятствия), правила остановки и стоянки (сигналы светофора и регулировщика) и т.д.

Также в теоретический курс входит изучение устройства и принципов функционирования автомобиля. Нет, конечно, никто не будет объяснять предназначение каждого винтика или обучать таким мероприятиям, как комплексная диагностика и замена ремня ГРМ. Ведь вы учитесь на водителя, а не на автомеханика. Преподаватель обозначит лишь самые азы: где находится двигатель и что такое привод, куда и зачем заливать масло, при каких неисправностях эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Эти знания пригодятся для самостоятельного ежедневного мониторинга транспортного средства, а также для своевременного обнаружения неисправностей, что в свою очередь позволит устранить их и не допустить более серьезных последствий. Поэтому, если вы сдадите машину в ремонт, в автосервисе вас не обманут и не возьмут лишних денег за те поломки автомобиля, которых нет.

Еще одним важным разделом теории выступает изучение основ оказания неотложной медицинской помощи при аварии или получении травмы. Самые добросовестные автошколы с помощью манекена Саши/Васи/Глаши даже проведут практическую подготовку по выполнению искусственной вентиляции легких и массажу сердца. А также научат отличать венозное кровотечение от артериального и накладывать шины и повязки. Кроме того, вы познакомитесь с составом аптечки и функционалом каждого её компонента.

Практические навыки

Теория, как известно, без практики бесполезна. Поэтому примерно с третьей недели занятий к ней добавляется вождение. На эту часть обучения отводится не менее 56 часов (у добросовестных автошкол, как и полагается, астрономических, хотя большинство всё же выдаёт 45-минутное занятие). Некоторым ученикам этого времени недостаточно, чтобы научиться хорошо водить и подготовиться к экзамену в ГИБДД. К счастью, всегда есть возможность взять дополнительные уроки – непосредственно в автошколе или у частного инструктора. Неважно где именно. Главное – в случае неуверенности за рулём этой возможностью не пренебрегать.

Сначала вы попробуете управлять автомобилем на специальной площадке. Здесь вы научитесь чувствовать габариты транспортного средства и получите минимальные навыки вождения. В частности, вы сможете потренироваться трогаться с места, поворачивать, сдавать задним ходом и останавливаться.

Только после уверенного выполнения базовых упражнений на автодроме, вы перейдёте к следующему этапу – вождению машины на городских улицах. Ведь там вы столкнетесь с реальными дорожными ситуациями и станете их участником. Вы должны научиться прогнозировать обстановку на дороге, анализировать поведение других водителей и понимать, как будет вести себя автомобиль при дожде или снеге. Несколько занятий – и вот вы уже способны сами рулить, выполнять всевозможные маневры, видеть дорожные знаки и вообще адекватно оценивать ситуацию.

График практических занятий по вождению инструктор устанавливает индивидуально. Но обязательно с учетом пожеланий и возможностей ученика.

По закону обучение вождению должно проходить исключительно в светлое время суток. Однако на практике это почти невыполнимо, особенно в зимнее время года, когда темнеет очень рано. В этом есть и свои преимущества: ученик осваивает управление автомобилем в условиях плохой освещенности, так что будет подготовлен к самостоятельной езде за рулем без лишнего стресса.

Финальный этап

Итак, с обучением покончено. И вас ждут... Нет, не водительское удостоверение. Для начала внутренний экзамен. Это, по сути, аналогичные испытания, которые вам предстоит пройти при сдаче на права, только в автошколе. Так сказать, тренировка перед марш-броском. Они позволяют преподавателям оценить ваши реальные знания, а также подготавливают вас морально к встрече с экзаменатором из ГИБДД. Сдадите удачно – получите документы об окончании автошколы. И следом повторите примерно то же перед инспектором ГИБДД.

Первая часть экзамена представляет собой 20-минутную проверку знаний на компьютере по билетам, включающим по 20 вопросов каждый. Затем кандидаты в водители проходят площадку, где показывают умение выполнять пять базовых упражнений, которые вы отрабатывали, учась в автошколе. И заключительным этапом выступает город, где необходимо, не нарушая правил, проехать определенный отрезок пути.

В случае неудачной попытки сдачи какого-либо этапа экзаменационного тестирования, будущий водитель имеет право на пересдачу. Но не раньше, чем через неделю после провальной попытки. Также есть ограничения по времени между этапами сдачи в ГИБДД. Теоретическая часть экзамена будет действительна на протяжении 6 месяцев. Если не успеете, результаты аннулируются и всё придётся повторять сначала.

Если вы были прилежным учеником и хорошо усвоили материал, то в награду после успешной сдачи экзамена уже на следующий день сможете получить заветные права и пополнить ряды автомобилистов.

Теоретический курс включает в себя лекции по правилам дорожного движения, оказанию первой медицинской помощи, устройству и техническому обслуживанию автомобиля (особенно трудна для девушек и поэтому нелюбима ими), основам управления и безопасности движения. Занятия проводятся в классе, оборудованном специальными пособиями по устройству автомобиля и ПДД. После прослушивания теоретического курса необходимо сдать зачеты по пройденным предметам. Только после этого Вас допустят к практическому вождению.

Во время практической части обучения с инструктором Вы приобретете навыки вождения автомобиля. Практическое вождение состоит из двух этапов: вождение на специально оборудованной площадке и вождение в городе.

Упражнения на площадке

Вождение автомобиля на площадке включает в себя пять стандартных упражнений: змейка (слалом между вешками), заезд задним ходом в бокс (гараж), разворот в ограниченном пространстве (коридоре), параллельная парковка задним ходом (к бордюру между двумя близко стоящими автомобилями) и самое сложное упражнение - эстакада, т.е. троганье с места на подъеме с использованием стояночного тормоза. Все эти упражнения взяты из реально возникающих ситуаций и пригодятся в жизни не один раз. Для выполнения необходимо достаточно медленное движение автомобиля. Это достигается удержанием автомобиля с помощью педали сцепления. Сдерживание автомобиля педалью сцепления будет необходимо для перемещения в "пробках", для прохождения узких участков (например во дворе с плотно припаркованными автомобилями), для движения задним ходом, парковки, заезда в гараж и т. д. Упражнения с вращением рулевого колеса позволяют прочувствовать траекторию по которой движется автомобиль и научится входить в управляемый поворот на малой скорости. Трогание на уклоне необходимо для безоткатного начала движения в реальной обстановке, когда сзади находится автомобиль.

Вождение в городе

Вождение в городе начинается только после уверенного выполнения упражнений на автодроме, т.к. согласно ПДД это возможно "при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого". Очень важно умение плавно останавливать автомобиль в нужной точке (т. е. при торможении обязательно должен быть "тормозной путь"). При вождении в городе важно научится читать приборную панель автомобиля и пользоваться его органам управления, удерживать автомобиль в полосе, уверенно входить в поворот, перестраиваться, одновременно замечая все знаки и светофоры и правильно их интерпретируя. Нужно умение - это чувство габаритов автомобиля. Наиболее трудны для начинающих водителей разворот, левый поворот на регулируемом и нерегулируемом перекрестке, движение и поворот в узких переулках, выезд с прилегающей территории.

Школьные экзамены

По окнчании всех занятий в автошколе необходимо сдать два школьных экзамена: по ПДД и практическое вождение. Как правило хорошие автошколы имеют компьютерные классы, в которых происходит сдача школьного экзамена по ПДД с помощью той же программы, которая используется в ГИБДД.

Экзамены в ГИБДД

После сдачи школьных экзаменов, кандидат в водители автомобиля допускается к экзамену в ГИБДД. Он состоит из трех этапов: теория, площадка, езда по городу. Экзамен по ПДД проходит в компьютерном классе, затем сдаются три упражнения на площадке (обязательная эстакада и два упражнения на выбор инспектора ГИБДД), завершающим этапом является вождение в городе.

Если экзамен не сдан

Срок действия документов об окончании автошколы и количество попыток сдачи экзаменов для получения прав не ограничено. Но любой сданный этап из двух (теория, вождение на площадке), действителен в течение трех месяцев. Если по истечении трех месяцев (с момента сдачи первого этапа), не сдан третий этап (вождение в городе), то все начинается сначала (т. е. все, что было сдано ранее "сгорает").

Стать водителем сегодня — это пройти полноценный курс профподготовки и успешно сдать трехэтапный экзамен в ГИБДД (вариант с покупкой прав мы не рассматриваем, так как он незаконен). Теперь автошколы не просто должны учить ездить и ориентироваться в тексте Правил дорожного движения, но на них лежит ответственность — подготовить специалиста профессии водитель. В связи с введением новых требований к автошколам с 11 августа 2014 года и изменениями образовательных программ у будущих водителей возникает множество вопросов. Чтобы развеять мифы и отделить плевелы от зерен, редакция сайт отправила своего представителя пройти все этапы честного получения водительского удостоверения. Рассмотрим под микроскопом весь трудный путь обучения в автошколе, который состоялся как раз после вступления в силу нововведений для автошкол осени 2014 года.

Превращение из пешехода в водителя я начала с поиска самой лучшей и серьезной автошколы в своем городе (столица края, Барнаул). Оговорюсь сразу, сентябрьскими проблемами с аккредитацией действующих автошкол никогда не интересовалась, поэтому главными параметрами выбора были близость автошколы к дому, удобный график занятий и хорошие отзывы в интернете. Зайдя на сайт оптимального для себя варианта, я увидела надпись: «Мы аккредитованы!» и ссылку на официальный сайт ГИБДД со списком автошкол , аккредитованных в моем городе. На начало октября 2014 года — а именно в этот месяц начались занятия — учреждение «Э...» было единственной автошколой в городе, допущенной ГИБДД к профессиональному обучению водителей. Автошкола имела в своем распоряжении автодром, несколько новых леворульных иномарок и оборудованную наглядными пособиями и компьютерной техникой учебную аудиторию. После моего придирчивого осмотра обучающего класса и ознакомления с сертификатами был подписан договор на предоставление мне автошколой образовательных услуг по трехмесячному курсу на категорию В (коробка механика — да-да, теперь приходится выбирать между пометкой в правах «автомат» или «механика», последняя из которых дает право ездить на обоих видах авто).

Занятия начались. Теории обучали по удобному графику — в субботу и воскресенье, на вождение записывались на любое время с 8 до 20 часов, включая выходные дни. Итак, как проходил образовательный процесс и научили ли меня, никогда не сидевшую за рулем, хорошо водить?

1. На теоретические занятия в автошколе ходить необязательно.

Отчасти это миф, а отчасти правда. Безусловно, самообразование — вещь нужная и полезная, но если вы отдали деньги, если вы пошли в лучшую по многим критериям автошколу, выбрали удобный для себя график, если по сегодняшним нормам вы обязаны отходить 104 теоретических часа, зачем самому себе вставлять палки в колеса, игнорируя теоретические занятия?

Мне повезло, в автошколе «Э...» преподаватель теории Владимир Андреевич оказался безумно талантливым и непревзойденным, поскольку все его истории, где-то смешные, где-то грустные, но такие правдивые, наглядно раскрывали суть каждого пункта ПДД и впечатывались в головы учеников надолго. Конечно, в начале курса книжку с ПДД я прочитала от корки до корки, но в этих сухих и однотипных формулировках самостоятельно я разобралась бы разве что процентов на 30%. Все строчки после прочтения тут же вылетают из головы и, к великому огорчению, при решении вопросов в экзаменационных билетах не всплывают в мозгу ни под каким видом. Но стоило преподавателю рассказать, что на любые мотоциклы, в том числе с «люлькой», можно махнуть рукой со словами «Гори они все огнем!», как ответ на вопрос в билете № 15 «Какие из перечисленных транспортных средств разрешается эксплуатировать без огнетушителя?» приходит сам собой — «Все мотоциклы». Или же простое высказывание в адрес всех служб с мигалками и звуковым сопровождением о том, что они «единственные боги на дорогах», тут же дает ответы на все вопросы относительно первоочередности проезда автомобилей с проблесковыми маячками и без. Было много наглядных примеров про аварии на конкретных улицах нашего города, про поведение водителя при отказе тормозов, про путаницу с осветительными приборами автомобилей и многое другое. И каждое слово мы ловили с жадностью и интересом, потому что теоретические занятия проходили в легкой, веселой обстановке, а подача материала была хоть и простой, но довольно качественной. Нечего и добавлять, что после двух-трех тренировок в решении билетов ПДД после такой подготовки ошибки делать просто-напросто перестаешь.

И все же, если были уважительные причины для прогулов лекций, если ученик доказывал на внутренних контрольных высокий уровень самоподготовки, если время занятий в классе совпадало с уроком вождения, то в автошколе закрывали глаза на пропуски теории и все равно выдавали допуск к экзамену в ГИБДД.

2. Автоинструкторы учат водить каждый на свой лад.

И это абсолютная правда. Между автоинструкторами есть негласное правило: если ты выбрал одну машину, то и катайся на ней до конца, а не скачи с «коня» на «коня». Но как быть, если автоинструктор кажется тебе некомпетентным, не вызывает доверия или просто орет на тебя? Тут два пути: либо терпи, либо любой ценой меняй автомобиль. Абсолютно недопустима ситуация, когда инструктор кричит на ученика и бьет по рукам. В первую очередь человек, обучающий вождению, должен научить побороть стресс, страх, беспокойство, а не добавлять новичку своим поведением нервозности. У некоторых сокурсниц доходило до того, что после занятия они вычеркивали себя со всех последующих записанных вождений с машины, к которой прикреплен не очень сговорчивый автоинструктор. С точки зрения этики и морали, как бы ты ни тупил за рулем, не имеет право человек, занимающийся преподаванием, называть тебя дураком и унижать за неправильные действия. Хотя, возможно, существуют и такие ученики, которые любят, когда их подстегивают «под пятую точку»...

Важно! Помните о своих правах. С момента зачисления в автошколу вы не просто курсант, вы — полноценный партнер по договору. Вы отдали немалые деньги за обучение и имеете право получить качественные образовательные услуги и как минимум уважительное отношение к своей персоне.

Сделав несколько пробных заездов в разных машинах, я выбрала для себя оптимальный вариант. И учебная машина (Hundai Solaris), и учитель вождения (Дмитрий Юрьевич) оказали очень полезное влияние на меня и оставили неизгладимое впечатление от самого процесса обучения. Не скажу, что отношения с автоинструктором были доверительными. Впрочем, так и не должно быть — вы же не родственники. Общение было в деловом, но дружественном тоне. И с первого же занятия чувство уверенности и спокойствия на дороге меня не покидало. Стресса не было, навыки приходили с каждым часом, проведенным за рулем. В случае ошибок (а они были), в случае заглохшего двигателя и «тырканий» на светофорах мне просто кивали головой и говорили: «Ничего, спокойнее. Все вокруг подождут, объедут». И в какой-то момент (занятия с 10-го) машина началам меня слушаться. Руки перестали дрожать, старт стал получаться мягко, я начала замечать знаки, научилась не теряться на кольцевых разворотах, на переездах через трамвайные пути и сложные перекрестки. Мой автоинструктор, вероятно, неплохо владея психологией новичков, понимал, что человек, никогда не сидевший за рулем, испытывает сильнейшее волнение, и это волнение требует отдельной работы и со стороны ученика, и со стороны учителя.

Были и экстремальные ситуации, когда инструктору приходилось вырывать руль и уводить машину в сторону, чтобы избежать аварии, или когда на колее автомобиль понесло и практически развернуло поперек дороги, но даже после этого автоинструктор не показал негатива, без брани и криков спокойно объяснил, как надо было сориентироваться в подобной ситуации.

Вождений у меня было 28 (56 учебных часов по 45 минут, то есть 28 занятий — по 1,5 часа) и дополнительный час внутреннего экзамена. Ездили мы и на автодроме, и по городским магистралям. Причем первые занятия проходили прямо на улицах города, вероятно, чтобы сразу новички учились владеть ситуацией и своими страхами. Таким образом, в удобное для себя время, в комфортной обстановке, с комфортным автоинструктором, за рулем хорошего автомобиля я проводила за рулем 1,5 часа 28 дней подряд. Конечно, за это время я научилась водить! С нуля. И эти знания и навыки успешно сейчас применяю при вождении собственным автомобилем. И пусть пока опыта маловато, но в сложной дорожной ситуации в голове всплывают слова автоинструктора и схемы, которые он мне в блокноте рисовал. Благодаря частым занятиям на автодроме, мне удалось отточить навык парковки и заезда в гараж до автоматизма. И в жизни это сейчас очень пригождается на самых узких парковочных площадках. Считаю, что вождению надо обучаться у профессионалов, и очень правильны законодательные поправки, отменяющие самостоятельное обучение (самоподготовку) перед экзаменом на права.

У всех автошкол такой подход: необучаемых людей нет. Даже заядлые двоечники способны водить автомобиль, соблюдая ПДД и не создавая аварийной обстановки, если их этому когда-то учили (а не подарили права вместе с машиной). Даже медведей в цирке учат ездить на мотоцикле, люди же способны водить не только автомобили, но и управлять самолетами, пароходами и космическими кораблями. Главное — правильный подход! К счастью, в автошколе «Э...» инструкторы оказались очень вежливые и ответственные.

3. Внутренний экзамен — тоже сильный стресс.

Важно! По сути, внутренний экзамен — полная имитация того, что предстоит пережить на сдаче в ГИБДД. В случае несдачи в автошколе теории курсант не допускается к внутреннему экзамену по вождению, а также к экзамену в ГИББД. Внутренний экзамен в автошколе является хорошей психологической тренировкой перед официальной сдачей на права.

Учащиеся в напряженной обстановке толпятся за дверью аудитории, их вызывают партиями по 15-20 человек, запрещают общаться, пользоваться гаджетами, переглядываться. Задания выполняются на компьютере, абсолютно как в ГИБДД. На решение билета из 20 вопросов дается 20 минут. В финале на экране сразу загорается надпись, сдал или нет (разрешается 2 раза ошибиться).

Затем начинается внутренний экзамен на автодроме и в городе. Все полностью соответствует тому же сценарию, по которому процедура будет проходить в госавтоинспекции. И чувства испытываешь практически те же — волнение, страх, нервозность. Только в голове все время вертится мысль «Это не по-настоящему», ведь принимающие — те же инструкторы (только из другого филиала) и директор. Конечно, внутренний экзамен сдали все в группе. После этого испытания стресс перед настоящим экзаменом в ГИБДД был уже не так силен.

4. Экзамены в ГИБДД не сдать без связей и взяток.

Осилить экзамен в ГИБДД невероятно сложно, это правда. Но уйти с правами, не имея связей и не давая никому «на лапу», вполне реально. И именно об этом нам твердили на каждом уроке в автошколе, которая прекрасно организовала и весь процесс сдачи экзамена. Образовательное учреждение обеспечило на экзамене учеников своими автомобилями, подготовило весь пакет документов (в том числе квитанцию для оплаты госпошлины, заявление на выдачу прав и т.п.), моральную поддержку оказывали обучавшие нас автоинструкторы.

Примерная статистика такова: на теоретической части экзамена из 50 сдающих отсеялось 6 человек. Неизвестно, что сказалось, волнение, погода или, чуток недоучились (но ведь внутренний экзамен они все сдали). Затем претендентов на права отвезли на автодром. В моей автошколе, согласно договору с ГИБДД, курсанты сдают «площадку» на автодроме образовательного учреждения, автоинспекторы приезжают на знакомую всем нам площадку и принимают экзамен на автомобилях нашей же обучающей автошколы. Это, конечно, добавляет уверенности сдающему.

На втором этапе — на автодроме — каждый должен проехать круг из 3 элементов: «эстакада», «парковка» и «змейка» (отрабатывали еще «гараж» и «дворик», но их инспектор не выбрал). Первый элемент вызывал у всех особый ужас, поскольку на горке образовались наледи (экзамен 23 декабря) и периодически кто-нибудь не мог заехать наверх. Хотя эстакада была многими отработана до автоматизма, на ней завалилось еще несколько курсантов. Второй попытки никто не давал.

Самый страшный этап экзамена — вождение в городе. Маршрут заранее не сообщается, принимающий инспектор уже в процессе езды указывает куда следует повернуть. Пока рулишь по известным улицам, все получается, но стоит оказаться в новом «необъезженном» районе, как новичок сразу теряется и делает ошибки. От стресса сдающие путали поворот налево с поворотом направо, проезжали на красный сигнал светофора, не пропускали пешеходов, парковались с нарушениями и т.п. Автоинструктор во время экзамена сидит рядом (автоинспектор сзади). Присутствие первого на соседнем кресле, безусловно, являлось абсолютной поддержкой. И все же город сдают очень мало человек с первого раза. Из 8 человек, обучавшихся на моей учебной машине, экзамен благополучно прошли только 2 человека (и я в их числе). Так что самостоятельно сдать экзамен на права сложно, но вполне реально.

5. Пересдавать экзамен в ГИБДД придется самостоятельно.

Пересдача возможна только через 7 дней и теперь уже на автомобиле, принадлежащем ГИБДД. Стоимость пересдачи экзамена на вождение в городе — 600 рублей. И здесь автошкола уже ничем не помогает — все документы остаются у вас на руках, в том числе и свидетельство о профессии водитель, подтверждающее, что вы прошли весь процесс обучения в такой-то автошколе. Теперь кандидат в водители самостоятельно в ГИБДД должен узнавать расписание приема экзамена, время и место. Можно сдавать до бесконечности, пока не проедешь без ошибок.

Важно! Сдача экзамена по практическому вождению допускается не более трех раз с интервалом в одну неделю. Если третья попытка получить права окажется неудачной, то следующая пересдача возможна только через месяц. То есть курсанту дается 30 дней для качественной подготовки к пересдаче. И тут можно вновь обратиться в свою автошколу за частными уроками вождения (иначе давно отъезженные часы немного подзабудутся, и вы будете чувствовать себя неуверенно на пересдаче). Если теоретический экзамен пройдет, то практический можно пытаться сдавать в течение 6 месяцев с момента зачета теории. Если не сдали практику в течение 6 месяцев, то теорию придется перерешивать снова.

Как происходит пересдача в ГИБДД? Если время экзамена назначено на 9 утра, явитесь на пересдачу за полчаса. Дело в том, что перед началом пересдачи производится сверка списков и присутствующих. И, если вас в этом списке не окажется к началу экзамена, то вы автоматически лишаетесь допуска к пересдаче. Тогда снова придется занимать очередь и записываться на новое время экзамена.

Затем все документы передаются инспектору. Если вы завалили теорию, то вас отправят в класс, где, как и в первый раз, будете решать один билет по ПДД. При практическом экзамене — вождении — тоже необходимо дождаться своей очереди, пока вас не пригласят в автомобиль. Принципы сдачи повторного экзамена те же, что и в первый раз. Главное — не допустить прошлых ошибок и не наделать новых. Для этого перестаньте волноваться, возьмите себя в руки, вспомните причины, по которым вы провалили предыдущий экзамен, проанализируйте их и сделайте выводы.

Когда все три этапа экзамена сданы, права выдают сразу после оплаты госпошлины (800 р.) и предоставления всего пакета документов, включая экзаменационный лист с пометкой «Сдано». Я явилась в госавтоинспекцию за заветной розовой карточкой на следующее утро. К слову, и тут пришлось понервничать, ожидая в ГИБДД более трех часов в очереди (из 90-100 человек) получения своего водительского удостоверения.

PS: Особую благодарность выражаю моему автоинструктору Дмитрию Юрьевичу Иванову (Hyundai Solaris, белый, 706) и преподавателю теории Владимиру Андреевичу Матушкину (филиал ТЦ «24 Сезон»). Без вашего обучения, опыта и знаний, а также терпения, поддержки, креатива мне вряд ли бы удалось пройти весь путь обучения на водителя столь блестяще, не допуская ошибок.

Ирина Калиниченко, ученица автошколы «Элит» , группа выпуска 23 декабря 2014 года (гр. № 65).
Дата публикации: 18.01.2015

Анекдот нашего времени: «Права купили, а «ездить» не купили!» Слава Богу, что это не про вас! Но некоторым премудростям вождения поучиться не помешает.

1. Прямо руля!

Если вам нужно свернуть влево, но перед этим пропустить встречные машины, не выворачивайте руль влево заранее! Не дай Бог, в этот момент ваш автомобиль ударят сзади – вы сразу попадете под встречный. Так что, стоя на повороте, держите руль ПРЯМО.

2. Пикник на обочине

Если вас, по снегу или льду, поволокло на обочину, не пытайтесь вывернуть в противоположную сторону и не сбавляйте газ! Этим вы только ухудшите ситуацию – вас отбросит обратно. В этот момент, главное, крепко удерживать руль. Машина потеряет скорость, и вернется на место.

3.Вот, новый поворот!

Речь идет о затяжных поворотах. Обычно, боятся встречных авто на внутреннем радиусе. Но, это не верно! Если такую машину начнет заносить, то, скорее всего, на обочину. Нужно быть очень внимательным к встречным машинам на внешнем радиусе. Если там будет заносить авто, то, вероятнее всего – встречной в лоб.

4. Всегда ли хорош «нейтралитет»?

Если экономите топливо и едете на нейтральной скорости, то лучше потихоньку, никого не обгоняя. А еще лучше на дороге не экономить, ведь, на нейтралке не будет возможности, в случае необходимости, дать по газам.

5. Не тормозим!

На поворотах не тормозят и не ускоряются.

6. Ускоряемся!

А при перестройке на другую полосу, нужно ускоряться.

7. Запасной вариант

Если не уверены на 200% в обгоне – никогда не обгоняйте! Всегда оставляйте себе шанс спокойно вернуться на свою полосу.

8. Перестраховка

Если видите, что встречная машина не успевает совершить обгон, то лучше, от греха подальше, прижмитесь к обочине. И, на всякий случай, не мигайте незадачливому водителю фарами. Ваш гнев, конечно, праведный в такой ситуации, но, вдруг, вы его напугаете, и он начнет нервничать. А взвинченные нервы – плохой советчик на дороге!

9. На шахматной доске

При шахматном обгоне, сбрасывайте скорость на встречке, и подгоняйте ее под текущий поток. Если же «фокус» не удался, и вам пришлось вернуться назад – не тормозите резко на своей полосе. Сзади вас поток машин, могут «поцеловать»!

10. Безвыходных ситуаций…

Бывает. При спуске на переднем приводе, если вас занесло. Во всех остальных случаях ситуацию можно выровнять. Зазубрите «снос» и «занос» и всевозможные действия при них. Чтобы в случае чего, не делать резких движений.

11. Тяжело в учении…

«Прорепетируйте» на своем авто максимальный разгон и максимальное торможение. Вы обязаны знать, как машина будет вести себя, если вам придется применить и то, и другое.

12. Человеческий фактор

Не стоит 100% рассчитывать на электронику, она не очень надежна. Имеется ввиду курсовая стабилизация. Если ваше авто понесет во время дождя, эта система может заглючить. Надейтесь лучше на себя, свои знания, и свой профессионализм!

13. Не электроникой единой

Снова же, если «антибукс» не связан с системой курсовой стабилизации одной кнопкой, то лучше его отключить совсем. Толку от него не будет, а вот вред – возможен.

14. Пешеход всегда прав!

Зарубите себе это на носу, прежде чем сесть за руль. Уж лучше подождать 5 минут, пропуская кого-то на пешеходном переходе, чем отсидеть потом 5 лет…

15. Тормози!

Все тоже, что и в п.14. Только, если на обочине стоят взрослые с детьми, лучше точно тормознуть. Дети очень резвые – не заметишь, как вырвутся у родителя из рук и окажутся под колесами.

16. Будьте бдительны!

Ну, этот тезис, конечно, на все случаи жизни. Но здесь конкретно, пункты 14+15, все тоже, но только о животных. Собачка может спокойненько сидеть на обочине, а потом, ни того, ни с сего, возьмет, да и кинется под колеса – моргнуть не успеете! Только, хорошо, если вокруг больше никого, и вы на трассе один. А так, стоит ли резко шарахаться по сторонам, и спасать животину ценой чьей-то другой жизни? Решать вам.

17. Не надо торопиться!

В основном, все аварии происходят по причине превышения скорости. Конечно, «можешь не ты», «могут тебя», но тише едешь, ну, вы в курсе!

Ни гвоздя, ни жезла!



Статьи по теме