Цели обучения географии. Профильный курс географии География как страноведение давно устарела

Принципы и варианты построения школьного курса географии

В школьной географии ведущими идеями построения курса служат принципы, отражающие современные тенденции развития географической науки и имеющие структурно-методическую направленность.

Принцип целостности. Выступает в роли системообразующего фактора, обеспечивающего целостность содержания курса, когда между содержательными блоками курса существуют логические взаимосвязи. Необходимо конструктивное соответствие как между школьными географическими курсами, так и между ними и целостной образовательной системой «География».

Основу построения образовательной системы могут составлять единые системообразующие идеи, такие как комплексный подход, системная организация и иерархичность географической оболочки и природных комплексов, территориальность и др. Они обеспечивают последовательный переход от изучения отдельных компонентов природы и природных комплексов к изучению проблем взаимодействия «природа - общество» на всех иерархических уровнях: от крупных регионов до локального (местного) уровня.

Принцип преемственности. Преемственность обновления географического образования с существующими курсами школьной географии также предусматривает необходимость установления логической связи и преемственности между понятиями и содержательными блоками (разделами) курса географии. Это также требует согласованности изменения содержания школьной географии с другими учебными предметами.

В основу составления разных вариантов изучения курса географии должен быть положен принцип соотнесенности образовательной системы «География» с образовательными стандартами, что предполагает включение содержания, представленного в образовательных стандартах, в виде фундаментального ядра содержания общего среднего географического образования.

Принцип междисциплинарности. Подчеркивает интегративный характер географического содержания, полиморфизм географического знания, которое интегрирует в себе экологические, экономические, социальные, краеведческие знания. Благодаря этому одни и те же проблемы, объекты материальной и духовной культуры и т.д. могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. В курс вводятся междисциплинарные понятия, несущие ценностно-нормативную нагрузку: природные условия, природные ресурсы, окружающая среда, взаимосвязи человека с природой, рациональное природопользование, универсальная ценность природы, население, хозяйство и др.

Принцип регионализации. География - единственный предмет, знакомящий учащихся с региональным (территориальным) подходом. Он выступает здесь как особый метод научного познания и важный инструмент воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Способствует детальному рассмотрению регионов России и мира, выявлению в них природных, социальных, хозяйственных, национальных и экологических особенностей. Принцип регионализации находит свое воплощение также в реализации краеведческого подхода как лучшей формы синтеза познавательного и эмоционального компонентов.

Принцип развития понятий. Заключается в связи теоретичности и доступности в школьной географии, что означает необходимость учета соответствия содержания, изучаемого учащимися, их возрастным и психологическим особенностям с последовательным развитием ведущих географических понятий на протяжении изучения всего курса географии.

Принцип сочетания научности и увлекательности. Основывается на фундаментальности знаний, связанных с формированием научной картины мира. Реализация этого принципа позволяет сформировать четкую и последовательную иерархическую систему географических знаний, ориентированных на эмоционально-образное изучение географического материала.

Принцип проблемности и историзма. Позволяет понять социокультурную обусловленность научного познания, закономерности в развитии географических знаний о сущности явлений и процессов, историю взаимоотношений общества и природы, особенности стратегии современного устойчивого развития общества. Реализация этого принципа предполагает рассмотрение эволюции экономических, социальных, экологических проблем и раскрытие путей их разрешения с позиций общечеловеческих и общественно значимых ценностей.

Культурологический принцип. Позволяет реализовать цели географического образования - воспитание географической и экологической культуры как частей общей культуры. Основой принципа выступает система ценностей географического образования. Культурологический принцип дает возможность рассмотреть многообразие культурных миров на планете Земля, познакомить учащихся с различными традициями, спецификой материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Ценностный принцип. Способствует формированию основных ценностных ориентиров и усвоению личностных приоритетов, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям, личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности, а также выработке эмоционально-волевых реакций в отношении природы и общества. Понятие «ценность» в курсе географии становится сквозным, а важнейшим способом действия школьников - оценочные умения, с помощью которых они осуществляют свою оценку, прогноз, выбор, принимают решения и отстаивают свою позицию.

При построении разных вариантов курса географии необходимо учитывать принципы, отражающие личностно ориентированный характер обучения. Наиболее значимыми являются следующие принципы. Личностный принцип. Позволяет учащимся на основе субъективного опыта, включая опыт предшествующего обучения, овладевать новыми ценностными ориентациями по отношению к природе, обществу, друг к другу. Принцип реализуется на основе учета важности учебной деятельности и предоставления ученику возможности выбирать форму освоения содержания, например с помощью разнообразной системы заданий. Деятельностный принцип. Рассматривается в единстве с личностным и помогает вовлечь учащихся в различные виды деятельности, но с учетом выбора способов выполнения. Деятельность, закрепленная в географических образах, обеспечивает построение и использование рефлексии как субъективной деятельности, что особенно необходимо при решении учебных и практических задач и различного рода проблемных ситуаций. На основе этих принципов у учащихся вырабатывается экологически осмысленное поведение в повседневной жизни и формируется нравственно-ценностное отношение к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и мире в целом, они готовятся к решению разных социально ориентированных задач.

Варианты построения курса географии могут быть различными: может варьироваться объем содержания и меняться последовательность изучения содержательных блоков; основу структурирования содержания могут составить разные системообразующие идеи и т.д. Но главным должна оставаться компактная целостная структура, ориентированная на принципы построения курса географии и образовательные стандарты.

Приведем пример варианта построения курса географии. В 5-м и 6-м классе изучение географии начинается с землеведческого курса «Природа Земли и человек». Его главная цель - показать неоднородность Земли в пространстве и во времени. Региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, крупных регионов и стран, а также об особенностях жизни и хозяйственной деятельности их жителей даются в 7-м классе в страноведческом курсе «Материки, океаны, народы, страны». А в 8-м и 9-м классах комплексный в своей основе курс «География России» - это главный курс в системе отечественного географического образования. Его цель - формирование географического образа своей страны во всем ее многообразии. Взаимодействие природы, населения и хозяйства рассматривается на основе комплексного подхода (с переходом к единым природно-хозяйственным районам). В старшей, профильной, школе в 10-м и 11-м классах предусмотрен более сложный курс «Экономическая и социальная география мира», обобщающий все предыдущие знания и дающий знания и понимание географической картины мира, понимание места и роли географии в современной науке, жизни современного общества, решении его проблем. Этот курс может изучаться на базовом и профильном, углубленном уровне.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии 210 учебных часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах, и предусматривает возможность включения географии в два модуля - социально-экономический и естественно-географический.

Цели обучения географии на профильном уровне. Школьная география - это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, помогает выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.

Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей.

- освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

Рис. 13.1.

  • (по И. В. Рябцевой) 1
  • 1 Рябцева И. В. Методика предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования: монография. Новокузнецк, 2011.
  • - овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
  • - развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
  • - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • - приобретение компетентности: в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности выпускника средней школы являются следующие:

  • - осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
  • - умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
  • - умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностноповеденческой линии в сфере жизнедеятельности.

Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном измерениях.

Первый раздел - «География как наука» (не менее 30 часов). Учащиеся рассматривают историю формирования географических идей и современные тенденции в развитии географической пауки. Изучаются структура современной географии и представления о географической картине мира. Составляются простейшие географические прогнозы.

Второй раздел - «Введение в общую географию» (не менее 30 часов). Изучается теория геопространственных систем. Внимание акцентируется на тенденциях изменения географического пространства и вопросах его экспертизы, мониторинга и управления. Рассматриваются особенности географического пространства России и взаимосвязи природы, хозяйства, населения, экологических проблем родного края (своей местности) на основе непосредственных наблюдений, экскурсий, экспедиций, походов и других источников географической информации (статистических, аудиовизуальных, электронных, литературных).

Третий раздел - «Введение в физическую географию» (не менее 30 часов). Изучаются важнейшие географические особенности Земли как планеты. Рассматриваются этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Теоретической основой раздела является учение о геосистемах. В практической части предусматривается решение ландшафтно-экологических задач, составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.

Четвертый раздел - «Введение в геологию» (не менее 10 часов). Учащиеся знакомятся с предметом и задачами геологии, спецификой геологических исследований. Обосновывается практическое значение геологических знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами, инженерно-хозяйственной деятельности. Производятся простейшие геологические съемки своей местности.

Пятый раздел - «Введение в экономическую и социальную географию» (не менее 50 часов). Представляется система общественно-географических дисциплин, включая не только экономическую и социальную географию, но также политическую географию и геополитику, регионове- дение и страноведение. В практической части предусмотрено составление комплексных географических характеристик различных территорий, учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем республики, края, области, города, своей местности.

Шестой раздел - «Природопользование и геоэкология» (не менее 30 часов). Подчеркивается вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружающей среды. Рассматриваются этапы развития геоэкологических знаний в эпоху научно-технического прогресса. Изучаются процессы в окружающей среде, вопросы управления качеством окружающей среды. Анализируются неблагоприятные для человека проявления геоэкологических процессов (на примере своей местности).

Основные формы организации учебного процесса. Важнейшая особенность процесса обучения состоит в опоре на предшествующую подготовку учащихся по физической и экономической географии, а также смежным наукам (истории, обществознанию, биологии, физике, химии и математике).

При обучении географии на профильном уровне лекционно-семинарско- зачетные занятия могут и должны проводиться в значительно большем объеме, чем в основной школе, в связи с более зрелым возрастом учащихся. Они могут усваивать более обобщенные теоретические понятия во время лекции и на семинарах.

Важное место должно занимать проектное обучение в связи с его лич- ностно ориентированной направленностью. В технологии проектного обучения имеются широкие возможности для формирования опыта творческой деятельности учащихся и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Авторы профильных курсов отмечают, что при изучении учебного материала целесообразно проводить уроки-диспуты, дискуссии , организовывать публичные выступления , составление текстов , отчетов , презентаций х. Эти формы учебной работы способствуют формированию коммуникативной компетенции (умение излагать свою точку зрения и отстаивать ее, умение излагать материал устно и письменно, умение сотрудничать и работать в группе, умение слушать собеседника).

Дифференцированный подход к учащимся реализуется с помощью системы разноуровневых творческих заданий. Знания по изучаемым вопросам могут быть значительно расширены с помощью статистических материалов, дополнительной литературы, материалов различных интернет-источников.

Широкое применение в профильном обучении должны иметь игровые технологии обучения. Проведение деловых игр позволяет не только осваивать базовые географические понятия, но и способствует формированию логических, коммуникативных, организационных умений.

Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:

  • 1) знать/понимать :
    • - особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
    • - смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
  • 2) уметы.
  • - применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • - характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • - проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • - решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
  • 3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
    • - для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
    • - описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
    • - геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
    • - понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
  • Холина В. II. Программа курса «География. Профильный уровень» // Географияв школе. 2010. № 5. С. 37.

Название науки географии переводится с древнего греческого языка, как землеописание. На данном этапе география - это наука, которая изучает описание Земли и выявляет основные закономерности в её развитии.

  • Изучение географии школьники начинают в 6 классе, и продолжают заниматься ей до конца обучения в школе.

В 6 классе школьники получают основные сведения и навыки из курса географии, тем самым закладывая прочный фундамент, для последующего изучения предмета. Самым главным в 6 классе являются навыки работы с географическими картами и планами местности.

7 класс посвящен изучению особенностей географии материков и океанов. Кроме того повторяются основные моменты изученные в начальном курсе географии.

8 и 9 классы полностью посвящены географии России. Причем, в 8 классе изучается природа нашей страны, а в 9 классе - социальная и экономическая география нашей страны. Таким образом, на примере России школьники познают основы социально-экономической географии.

В 10 и 11 классе рассматривается социально-экономическая география мира. И если 10 класс больше посвящен изучению общей картины мира, то в 11 классе подробно рассматривается социально-экономическая характеристика отдельных материков и крупных стран. Отдельно стоит выделить изучение в 11 классе глобальных проблем человечества.

  • Стоит отметить, что география является одним из предметов для сдачи экзамена по выбору, в формате ЕГЭ.

Все материалы разбиты по классам:

География 6 класс
География 7 класс

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

География

Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы

Издательский дом «Первое сентября» провел вебинар, посвященный будущему географического образования в России. Его участниками стали Виктор Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии корпорации «Российский учебник», научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» МПГУ Александра Лобжанидзе.

В этом году в ходе выступления на заседании попечительского совета Русского географического общества президент Владимир Путин призвал вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы, впервые была проведена Всероссийская Проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. В экспертных кругах все чаще стали обсуждать вопросы географического образования школьников

Пути повышения качества географического образования

Сегодня в числе актуальных решений - увеличить количество часов по предмету в 5-6 классах. Виктор Павлович Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник» , отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе, потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно - выход в так называемую «зеленую школу».

«Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», - рассказывает Виктор Дронов.

Реализация системно-деятельностного подхода

Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Отмечается, что сегодня средства обучения приобрели достаточно большое значение. Однако в современной географии необходимо использовать и геоинформационную систему (ГИС), без которой само существование географии на данном этапе невозможно. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии - применять полученные навыки в жизни.

Роль электронных форм учебников в географическом образовании

Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. Эксперты отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям поможет педагогам сделать урок более деятельностным, эффективным и интересным.

Экология как самостоятельный предмет

По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии, географии, химии и ОБЖ. Основное назначение географии - учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Специалисты отмечают, что экология возможна только как составная часть общей географической культуры - ученики узнают на уроках о взаимодействии общества и природы, о возможных подходах улучшения экологического состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Суть концепции географического образования

Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, уже разработана и находится на утверждении Концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию развития географического образования были 17-18 лет назад, когда была разработана Концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала требуют переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться география в новых условиях.

Задания к контурным картам переработаны с учетом обновленного содержания атласа. Систематическое использование контурных карт на уроке и при выполнении домашних заданий способствует более прочному усвоению учебного материала, формирует как целостное восприятие конкретной территории, так и умение выделять её специфические особенности. Издание прошло рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Содержание контурных карт разработано в соответствии с требованиями ФГОС. Контурные карты являются универсальным продуктом и могут использоваться как часть любого учебно-методического комплекта.

Структура курса географии в 5–9-м классах.

Особенности изучения географии в каждом классе

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому курс подразделяется на две части:

1) 5–7-й классы, «География Земли»;

2) 2) 8–9-й классы, «География России», –

в каждой из которых выделяются тематические разделы.

В первой части курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Часть «География России» – центральная в системе российского школьного образования, выполняющая наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

В 5-м классе в курсе под названием «Мир Земли» школьники знакомятся с основами астрономии ,которые значимы для географии, с планами и картами и с компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной.

В 6-м классе в данном школьном курсе географии – «Наш дом – Земля» дети знакомятся с оболочками Земли, их образованием и основными свойствами, расширяют умения работать с картой и другими источниками информации. Главная цель курса «Наш дом – Земля» – формирование современной географической картины мира и географического мышления.

По своей сути содержание учебного материала фактически единого курса 5–6-го классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира. Внимание пятиклассников обращается, прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО такое на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?», а шестиклассников – «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле, находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?», т. е. более значительный акцент делается на географические системы – географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

Большое внимание обращается на развитие географической культуры – географического языка, знание важнейших географических объектов и их положения на карте, картографические умения и т. д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческую основу географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учётом возрастных интересов школьников. Повышенное внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников, подготовить их к освоению учебного курса ОБЖ.

В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей и географических открытий ведётся от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера». Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества.

Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные дети уже знают (звёздное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый раздел вынесены сведения о твёрдой (кристаллической) воде.

Курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии . Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX веков отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.

Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать своё место в жизни своей планеты. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т. е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Основные задачи курса:

– расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от планетарного до локального);

Создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;

Усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

– способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;

На основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования , процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

Развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учётом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учётом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В отличие от существующего курса «География материков и океанов», в курсе «Земля – планета людей» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

В структурном отношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Особенности природы материков», «Особенности природы океанов», «Освоение Земли человеком», «Континенты и страны», «Земля – наш дом».

8–9-й классы. «География России». Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединённых социоприродных процессов и явлений. Курс «География России» включает две взаимосвязанные части: «География России: человек и природа» (8-й класс) и «География России: человек и хозяйство» (9-й класс).

В 8-м классе в части «География России: человек и природа» учащиеся изучают разделы: «География России: из прошлого в будущее», «Географическое положение и пространства России», «Природа – население – хозяйство» – проблема устойчивого развития», «Природа России», «Географические системы», «Природно-хозяйственные зональные и азональные системы», «Демографическая картина России: сколько нас? Какие мы?». В 9-м классе часть «География России: человек и хозяйство» состоит из трёх разделов: «Хозяйство России», «Регионы России», «Россия на пороге всеобщей глобализации ».

Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природно-, социально-экономическом разнообразии и региональном единстве.

Задачи курса:

– овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа – население – хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;

– усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;

– развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к её исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;

– формирование готовности к изучению и практическому решению лично и социально значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.



Статьи по теме