Делаем балансировку колес без специальных устройств своими руками. Балансировка колес своими руками Балансировка авто покрышек домашних условиях

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога Автогид.ру . Сегодня в статье можно будет узнать порядок выполнения балансировки колёс автомобиля своими руками. Конечно, можно возразить и сказать о том, что зачем самостоятельно выполнять действия по балансировке колёс машины, если можно обратиться в шиномонтаж. Отчасти эти возражения правильны, но если взглянуть, с другой стороны, всегда хочется узнать больше новой, интересной и полезной информации.

Приятно выполнить любые действия собственными силами без привлечения посторонней помощи. Балансировка колёс своими руками, помимо всего прочего – это отличная возможность сэкономить на эксплуатации транспортного средства. В принципе если всё детально разобрать на проведение балансировки колёс автомобиля не уйдёт много времени.

Самое главное побороть собственную лень и усталость. Поэтому не стоит балансировать колёса в будние дни после работы эффективность будет нулевая и качество пострадает в первую очередь. Лучше выбрать для этого выходной день и спокойно выполнить работу без спешки и нервотрёпки.

Для чего нужно балансировать автомобильные колёса?

Вполне справедливый и логичный вопрос. Казалось бы «обул» резину и катайся на автомобиле в своё удовольствие. На самом деле не всё так просто как это многим кажется. Балансировка автомобильного колеса важная процедура прямым образом, влияющая на безопасность движения.

Выполняется процедура балансирования колёс автомобиля в следующих случаях:

  1. Замена резины летней на зимний вариант или в обратном порядке. Колёсные диски остаётся прежними, а резина меняется. Езда на летнем типе резины зимой запрещена во многих государствах мира на законодательном уровне.
  2. Частые попадания в яму или удары о прочие препятствия могут приводить к разбалансировке колеса. Зачастую сила удара, оказывается столь внушительной, что приходиться менять диски из-за их повреждения.
  3. Специалисты рекомендуют выполнять балансировку колёс транспортного средства через 20 тысяч километров пробега. Не всегда автомобиль двигается по благоустроенному дорожному покрытию. Наличие ям, выбоин и прочих дефектов дорожного полотна отрицательным образом сказывается на балансировке колёс.
  4. При повреждении поверхности резины выполняется её демонтаж и ремонт. Балансировать колёса после подобного вмешательства нужно обязательно.
  5. Длительные поездки на расстояния больше 2-х тысяч километров требуют обязательной проверки балансировки колеса, по соображениям безопасности.

Не всегда есть желание и возможность ехать на шиномонтаж для балансировки колёс транспортного средства. Подключив голову и руки, растущие из правильного места можно выполнить эту работу самостоятельно без посторонней помощи.
Сложного в этой процедуре ничего нет. Не нужно торопиться иначе может пострадать качество выполняемой работы.

Процесс балансировки колёс автомобиля своими руками можно разделить на несколько этапов:

Подготовка.

Включает в себя приобретение самоклеящихся грузов играющих роль балансиров. Они наклеиваются на диск для обеспечения баланса вращения колеса при движении транспортного средства.

Колеса автомобиля обязательно необходимо вымыть и удалить все застрявшие в протекторе камушки. Грязи на покрышках не должно быть иначе правильность балансировки можно ставить под сомнение. Обязательно снимается колпак если он установлен.

Далее, берётся обыкновенный домкрат. Одна сторона машины поднимается, высвобождая два колеса. Надо проверить их свободное вращение. Они раскручиваются рукой в любую сторону. Крутиться колёса должны без преодоления сопротивления. В отдельных случаях для обеспечения свободного вращения нужно будет ослабить крепление ступицы. Просто следует немножко отпустить болты. Не стоит забывать о снятии старых грузов с колеса.

Тяжёлая точка колеса.

Для определения самой тяжёлой точки колеса нужно выполнить следующую последовательность действий:

  • колесо раскручивается по часовой стрелке, после его остановки нужно пометить самую нижнюю точку колеса. Используя маркер с насыщенным жёлтым цветом надо поставить метку
  • колесо раскручивается против часовой стрелки. Если после остановки колеса метка снова внизу значит самая тяжелая точка обнаружена
  • для баланса колеса на противоположной стороне от тяжёлой точки устанавливаются грузы по обе стороны обода диска

Плохо сбалансированные колёса машины приводят к существенному удлинению тормозного пути. Всё это может привести к возникновению аварийных ситуаций на дорогах. Зачастую площадь соприкосновения снижается и уровень сцепления шины с асфальтом падает.

Снижается управляемость.

Биение руля при движении на автомобиле не только действует раздражающе, но и способно снизить управляемость. Особую опасность это явление представляет на высокой скорости. Шансы попасть в аварию возрастают многократно.

Нагрузка на подвеску.

Выполненная неправильным образом балансировка колёс транспортного средства приводит к ускоренному износу элементов подвески автомобиля. Отдельные элементы при длительной эксплуатации машины могут даже частично разрушиться.

Неравномерный износ резины колёс является первым признаком нарушения балансировки. Даже новую качественную и дорогую резину можно испортить за относительно небольшой промежуток времени если вовремя не предпринять меры. Как показывает практика износ происходит с внешней или внутренней стороны колеса.

Всего можно выделить два вида дисбаланса связанных с нарушением процедуры балансировки колёс машины:

Динамический.

Неправильно распределённый вес колеса при его движении создаёт колебательные движения. Оно начинает вилять из стороны в сторону. Явление имеет место быть если вес был неравномерно распределён по обе или одну сторону осевой линии колеса.


Автолюбителям предлагаю свою очередную разработку станок для балансировки колес легковых автомашин.

Сделал его после того, как на станции шиномонтажа три раза мне балансировали одно и то же колесо, но на скорости 90 км/ч все равно ощущалось сильное биение с отдачей на руль.

Изготовление балансировочного станка

Выточил вал с одной установки. Затем на одном конце проточил посадочные места для подшипников, на втором - резьбу и место для конуса с упорной шайбой (см. рис.).

Чтобы уменьшить сопротивление при вращении, использовал, предварительно хорошо промыв, уже не новые подшипники. Корпус для них также выточил. Стойку смастерил из трубы d 52 мм, сбоку и сверху установил на нее индикаторы для замера биения колес. В середине прикрепил опорный столик, поддерживающий колесо при установке.

Балансировка с помощью самодельного балансировочного станка

Зафиксировав с помощью конуса и гайки колесо на станке, проверяю радиальное и горизонтальное биение колеса. Если в норме (радиальное - 1,5 г, горизонтальное - 2 г) или даже меньше, продолжаю балансировку. Снимаю все имеющиеся грузики, раскручиваю колесо. Останавливается оно самым тяжелым местом внизу, которое помечаю «плюсом» - это юг, а сверху - «минусом», т.е. север. Поворачиваю колесо на 90 град, и там, где «минус», начинаю подбирать и устанавливать по весу грузики на обод. Правильность их подбора проверяю, повернув колесо на 45 град. Если оно стоит, не поворачивается, можно считать, что балансировка проведена успешно. Проверяю еще раз и окончательно закрепляю грузики.

В заключение отмечу: не только я, но и мои друзья-соседи уже три года настраивают колеса на этом станке. Качеством балансировки довольны, поскольку проблем при езде не возникает.

Чертеж балансировочного станка


Чертеж станка
1 - нижняя стойка, 2 - опорный столик, 3 - подшипники, 4 - корпус подшипников, 5 - индикаторная стойка, 6 - индикаторы, 7 - гайка, 8 - вал, 9 - конус, 10 - диск, 11 - упорная шайба, 12 - покрышка, 13 - регулировочные болты (по высоте)

Всем, кто заинтересуется моей самоделкой, вышлю эскизы и подробное описание (за координатами автора можно обращаться в редакцию - прим. ред.).

Балансировочный станок предназначен для выявления неуравновешенности деталей во время вращения. Наибольшее распространение станки получили на шиномонтажах. Применяют их также в машиностроении для балансировки винтов, карданных валов и турбин и предотвращения биения и поломок деталей станков. Некоторые модели оборудованы механизмами для автоматической правки баланса.

Что такое балансировка

Разбалансированным считается колесо, у которого не совпадают геометрический центр и центр массы. При вращении такого диска появляются мощные центробежные силы, заставляющие вибрировать автомобиль. Кроме этого, быстрее изнашиваются детали подвески и резина.

Балансировка карданных валов и колес позволяет избежать неравномерного истирания покрышек, увеличить срок эксплуатации подшипников и подвески. Наибольший спрос на балансировку карданных валов и дисков проявляется в межсезонье, когда автолюбители переходят с зимней резины на летнюю и наоборот.

Сбалансировать колесо или карданный вал можно только на специальном оборудовании. Мало лишь грамотно собрать колесо, его нужно уравновесить. Специализированные балансировочные станки работают с дисками разных размеров и форм, обеспечивают различные режимы работы.

Устройство станка

Конструкция состоит из опор, на которые устанавливается колесо, электромотора и датчиков измерения. Во время шиномонтажа деталь вращается, датчики определяют давление или вибрацию. На основании полученных данных выявляется место неуравновешенности.

Станки различаются по конструкции опор, которые могут быть:

  • мягкими: при тестировании измеряются амплитуда и частота движения опоры, спровоцированного кручением разбалансированного колеса. Под каждый вид детали существует собственный станок, поэтому результаты проверок более точны;
  • жесткими: измеряется давление и фаза ротора. Один станок тестирует различные виды деталей — универсальное приспособление, дающее менее точные результаты.

Стенды для балансировки могут быть с горизонтальной или вертикальной осью вращения. Точные замеры возможны при наличии автоматизированного привода.

Датчик скорости это одно из самых важных устройств в станке. Он работает по принципу акселерометра или магнитной индукции.

Датчик измерения угла разворота — второй важный тестер в станке.

На основании показаний датчиков и количества поворотов колеса высчитывают куда и сколько массы необходимо добавить.

Согласно принципу ввода данных балансировочные станки бывают:

  • автоматическими;
  • ручными.

Во втором случае мастер измеряет колесо вручную с помощью линейки и вводит данные вручную. Автоматическим станкам для работы требуются данные о диаметре, расстоянии до диска и иногда ширине. Такое оборудование быстрее выполняет балансировку карданных валов и дисков. Информация выводится на светодиодный или ЖК-монитор, в зависимости от модели, она может отображаться в графическом или цифровом виде.

Способы балансировки

Есть три способа балансировки колес и других вращающихся деталей:

  • винты регулировки — в детали высверливаются отверстия, куда закручиваются при надобности винты. Их можно множество раз менять, переставлять, что очень удобно;
  • высверливание — в необходимых местах проделываются пазы и отверстия, уменьшающие массу — это самый простой и распространенный на шиномонтажах метод;
  • балансировочные кольца — применяют только в металлообработке для ремонта фрезерных станков.

Ремонт балансировочных станков

При интенсивном использовании обнаруживаются неисправности механической или электронной части:

  • наиболее частые механические поломки провоцируются падениями или ударами: выход из строя карданных валов, подшипников, других деталей;
  • электронные поломки связаны с выходом из строя плат питания, управления или датчиков.

Признаки того, что станок нуждается в ремонте:

  • балансировка происходит не с первого раза;
  • некорректно определяется вес диска;
  • некорректно определяется форма диска.

Иногда проблемы решаются калибровкой станка. Тестирование работы производится с помощью эталонного колеса. Станок для балансировки ремонтируется на шиномонтаже или с вывозом в мастерскую.

Самодельный станок для балансировки

чертеж станка: 1 — нижняя стойка; 2 — опорный столик; 3 — подшипники; 4 — корпус подшипников; 5 — индикаторная стойка; 6 — индикаторы; 7 — гайка; 8 — вал; 9 — конус; 10 — диск; 11 — упорная шайба; 12 — покрышка; 13 — болты регулировки высоты

  1. Вытачиваем вал, с одного конца подготавливаем места для посадки подшипников, с другого нарезаем резьбу под конус с шайбой упора.
  2. Лучше использовать подшипники, бывшие в употреблении и хорошенько промытые. Они обеспечивают минимальное сопротивление.
  3. Стойка для станка своими руками сваривается из металлической трубы 52 мм. Индикаторы биения закрепляются сверху и сбоку.
  4. Чтобы колесо было удобнее устанавливать, монтируется опорная площадка.

Эксплуатация станка:

  1. Диск фиксируем в станке своими руками, используя гайку и конус;
  2. Раскручиваем и сверяем показания с нормами (горизонтальное должно быть не более 2 г, радиальное не более 1,5 г);
  3. Снимаем все грузики и еще раз проверяем колесо, оно останавливается самой тяжелой точкой книзу, ее нужно отметить;
  4. Отмеченную точку поворачиваем на 90 градусов и на противоположный край навешиваем грузик;
  5. Если при повороте на 45 градусов колесо стоит и не вращается, балансировка своими руками выполнена верно.

Интересные сведения о балансировке колес и ремонте балансировочного станка в видеороликах:

№^Балансировка «методом волчка»часть опустится и, соответственно, легкая — поднимется. Устанавливая грузики на поднятую часть, добиваются горизонтального положения колеса. Это и служит признаком его статической сбалансированности. Остается окончательно закрепить грузики и проверить сохранность балансировки. При закреплении грузиков лучше разделить их на две равные части, одну из которых следует установить на внутренней стороне колеса, а вторую — на внешней. Такое расположение грузиков све-г^х^IB JАУЗУТОдин из параметров колеса, определяющих его исправность, — уравновешенность. От нее в значительной степени зависит интенсивность н равномерность износа покрышек, плавность хода и уровень вибрации, износ деталей подвески и рулевого управления, а в конце концов — безопасность движения автомобиля. Колеса легковых автомобилей в процессе эксплуатации балансируют на специальных стендах СТО, но, к сожалению, не все и не всегда могут воспользоваться их услугами. Автолюбитель В. А. БЕЛУГИН из г. Обнинска Калужской области придумал несложное приспособление, обеспечивающее хорошие результаты при балансировке колес в «домашних» условиях. Предоставляем ему слово. Принцип метода (рис. 1) заключается в следующем. Если колесо установить на точечной опоре (например, острие), расположенной точно по оси вращения колеса, и сместить центр опоры на расстояние «а» выше центра тяжести, то статически сбалансированное колесо займет горизонтальное положение. При наличии дисбаланса колесо будет наклоняться в сторону более тяжелой части. Угол наклона зависит от величины дисбаланса и расстояния «а». Чем больше дисбаланс и чем меньше «а», тем на больший угол отклоняется колесо. При отрицательном значении «а» оно опрокинется. Изменяя расстояние между опорой и центром тяжести, можно регулировать чувствительность устройства. Простота самой идеи позволила сконструировать простое приспособление, представленное на рис. 2. Балансировку проводят, как показано на рис. 3. В тщательно очищенное от грязи колесо вставляют с внутренней стороны приспособление и ставят колесо горизонтально на опору (используют, например, торец металлического стержня диаметром 20—25 мм, зажатого в тиски). Статически сбалансированное кол.-со сохранит горизонтальное положение, а несбалансированное — наклонится: более тяжелаякJРис. 1. Схема балансировни нолеса: 1 — колесо; 2 — приспособление; 3 — опора; 4 — центр тяжести колеса. Рис. 2. Приспособления для балансировки колес: а — «Жигулей»; б — «Моснвича» (последних моделей); 1 — кольцо (материал — сталь, дюралюминий); 2 — фланец (материал — сталь, дюралюминий); 3 — вал (материал — сталь 45; У8 и др., калить до HRC-48—52); 4 — винт Мб (3 штуки, равномерно расположенные по окружности).дет к минимуму возможный динамический дисбаланс, вносимый их установкой. Уменьшая расстояние «а», можно повысить чувствительность до 5г (вес пятикопеечной монеты!), в то время как допустимая величина дисбаланса составляет 20 г. Таким методом добиваются, как уже сказано, статической балансировки колеса. Обычно этого бывает достаточно для нормальной эксплуатации автомобиля, так как ощутимый динамический дисбаланс встречается очень редко. Тем не менее приспособление позволяет сбалансировать колесо и динамически, но это более сложная и длительная операция, требующая некоторого опыта. Проводят ее следующим образом. Статически сбалансированное колесо устанавливают на опору так же, как и для статической балансировки (см. рис. 3), и раскручивают до 70—100 оборотов в минуту при помощи стержня, вставленного в одно из отверстий под болты крепления колеса. Колесо, вращаясь свободно, обычно совершает еще и колебательные движения. Взявшись рукой за верхний конец вала, успокаивают его. Динамически сбалансированное колесо вращается ровно, верхний конец вала почти не бьет. Если дисбаланс есть, то верхний конец вала продолжает колебаться, а колесо вращается, наклоняясь под действием момента сил Р, вызванных динамическим дисбалансом. Подведя к верхнему концу вала мелок, делают метку со стороны, в которую наклонено колесо. Затем устанавливают два одинаковых грузика в местах, показанных большими стрелками на рис. 3. Повторив эту операцию несколько раз, добиваются, чтобы при вращении вал не колебался. Это и является признаком динамической сбалансированности колеса. Укрепив грузики, еще раз окончательно проверяют его статическую и динамическую балансировку. Предлагаемое приспособление с 1973 года используется мною и другими автолюбителями нашего города, имеющими «жигули», «москвичи» и «волги». Точность балансировки неоднократно проверялась на СТО — уравновешенность колес всегда оказывалась в пределах нормы. Износа, вибраций в рулевом приводе и подвеске передних колес, связанных с дисбалансом, мы не наблюдали.Рис. 3. Динамическая балансировка колеса: 1 — колесо; 2 — приспособление; 3 — мелок; 4 — опора; большими стрелками показаны места установки грузиков; Р — силы, создающие динамический дисбаланс.19

Сезонная смена резины зачастую подразумевает балансировку колес, поскольку эта вращающаяся деталь с разным весом по окружности может привести к поломке ступицы. Кроме того, при движении на скорости появляется биение руля, значительно ухудшается управляемость автомобиля.

Далеко не каждый владелец автомобиля хочет обращаться в специализированную мастерскую для решения проблемы, поскольку стоимость балансировки составляет 500-1500 рублей. Кроме того, водители зачастую убеждены в халатности работников СТО, которые плохо делают свою работу. Альтернативой будет балансировка своими руками, которую могут провести автолюбители самостоятельно.

Виды дисбаланса и нужна ли балансировка

Если колесо с одной стороны легче или тяжелее:

  1. Это неизбежно приводит к вибрации при движении.
  2. Кроме того, ухудшается сцепление с дорогой, управляемость, торможение.
  3. Резина на таком диске быстрее изнашивается, выходят из строя детали ходовой части и подвески.
  4. Увеличивается расход топлива.

Для устранения проблемы важно разобраться в ее происхождении.

Дисбаланс бывает статическим и динамическим:

  1. В первом случае центр тяжести колеса смещается с оси вращения. При этом оно начинает вибрировать вверх и вниз.
  2. Динамический вариант представляет собой более сложный случай, поскольку этот дисбаланс появляется только на повышенных оборотах. Колесо виляет и вибрирует в разных плоскостях.

Практически все шиномонтажные мастерские оборудованы балансировочными стендами, поскольку даже вулканизация приводит к смещению центра тяжести. Если игнорировать данную процедуру, то можно получить неприятные последствия.

Подробная инструкция

Статическую балансировку может провести каждый, подняв колесо на домкрате. Делать это рекомендуется после каждой замены или ремонта колеса.

Данную процедуру нужно проводить, придерживаясь следующей последовательности:


Кроме того, самый простой балансировочный станок можно сделать на основе старой ступицы с исправным подшипником.

Таким образом, контролировать состояние автомобильных колес в домашних условиях под силу каждому автолюбителю. Но сделать балансировку у мастера еще проще и дешево, поэтому не стоит пренебрегать данной возможностью.



Статьи по теме