Италия в конце XIX — начале XX века. Италия в начале XX века Италия в конце 20 века сообщение

Италия подошла к XX веку капиталистической страной, в которой начал формироваться итальянский империализм.

К концу XIX века Италия была уже единым государством. Италия в течение длительного времени была раздробленной и состояла из многочисленных городов-государств. На её территории располагались государства (королевства), находящиеся под властью Франции и Австрии. Рим находился под властью пап.

Это позволило создать единый национальный рынок, устранить таможенные барьеры между отдельными областями, ввести единую денежную систему, ускорило развитие промышленности и таких её отраслей как хлопчатобумажная, шерстяная, горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная. В стране ещё много было ремесленников и кустарных предприятий. Развитие промышленности привело к увеличению численности населения в городах.

В стране стали появляться отечественные и зарубежные банки, железнодорожные компании. Развернулось строительство железных дорог, росла сеть шоссейных дорог, увеличился объем морских перевозок и тоннаж торгового флота.

Капитализм проникал и в сельское хозяйство. В Италии сохранились крупные помещичьи хозяйства. Сельское хозяйство северных провинций Италии было более прогрессивным. Здесь использовались машины, агротехника, производились продукты, идущие на экспорт: рис, продукты мясного и молочного животноводства, вина. В южных сельскохозяйственных районах использовался малопроизводительный крестьянский труд, поэтому сельскохозяйственная продукция была не конкурентно способна.

Одной из ведущих для развития экономики Италии проблем стала большая миграция населения в другие страны мира, особенно из южных провинций. Большой проблемой в стране оставалась и внутренняя миграция, из южных в северные провинции.

Развитие различных отраслей промышленности, строительство промышленных предприятий, рост численности городов, и разорение крестьян привели к росту промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. К началу XX века в стране было свыше 1 млн. промышленных рабочих и около 2,5 млн. сельских пролетариев. В Италии отсутствовало какое-либо социальное законодательство. Имела место жестокая эксплуатация труда не только мужчин, но и женщин и детей: рабочий день продолжался 15-16 часов, сохранялась натуральная система оплаты труда, практиковалась принудительная покупка продуктов в лавке предпринимателя и т.д. Жизненный уровень трудящихся был весьма низким.

Таким образом, в конце XIX века Италия оставалась все ещё аграрной страной. И капиталистическим государство, в котором произошел промышленный переворот. В стране формировался пролетариат из рабочих и крестьян. Появились первые политические организации: ИРП и ИСП. Италия имела колонии в Северо-Восточной Африке. По своему государственному строю, она являлась королевством.

1.Италия после Второй Мировой войны (1945-1999гг.)

Фашистская диктатура существовала в Италии двадцать лет. Этот период получил название «Черное двадцатилетие». Фашистская диктатура и война нанесли Италии глубокие раны: сотни тысяч молодых людей погибли или стали инвалидами, было вывезено из страны оборудование многих предприятий, произведения искусства и т.д. Италия утратила треть национального богатства. В стране не хватало продуктов питания, что вызывало спекуляцию и «черный рынок», быстро росла инфляция, безработица охватила почти два млн. человек, страна была оккупирована англо-американскими войсками. В это время необходимо было решить вопрос о государственном устройстве страны.

После войны Италия все ещё оставалась монархией. Король Виктор Эммануил III, находившийся на престоле с 1900 г., в начале 20-х годов передал власть Муссолини и поддерживал фашистов, что вызывало недовольство народа..

По конституции законодательная власть в стране принадлежит парламенту, избираемому на пять лет всеобщим голосованием. Парламент состоит из двух палат: палата депутатов и сенат. Во главе правительства стоит представитель той партии, которая набрала наибольшее число голосов при выборах парламента. Он же формирует и все правительство. Президент избирается на совместном заседании обеих палат, сроком на семь лет.

Таким образом, уже в первые послевоенные годы Италия стала республикой (1946г.), в которой действовала уже новая конституция (1948г.).

после войны Италия нуждалась в финансовой помощи, которая ей была обещана США, при условии, что в правительстве не будет коммунистов и социалистов. Поэтому они в 1947 году и были выведены из правительства. Первоначально в Италию ввозились продукты питания, а затем начался импорт промышленного оборудования. Общий объём поставок по плану Маршалла составил вначале 1,5 млрд. долл., причем США контролировали расходование поступавших средств. В последствии финансовая помощь США составила свыше 3 млрд. долл. Для восстановления хозяйства Италии использовались и внутригосударственные средства.

Бурный экономический рост в 50-60 годах позволил Италии войти в семерку наиболее передовых индустриальных государств мира. Об Италии стали говорить, как о «стране благоденствия». Однако, с конца 60-х годов экономическая ситуация ухудшается: «экономическое чудо « прошло, темпы роста итальянской экономики замедлились, а в середине 70-х годов Италия оказалась в тисках мирового экономического кризиса. Рост производства почти полностью прекратился, поднялись цены, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Все это потребовало проведения структурной перестройки производства: внедрение наукоемких технологий, сберегающих материалов, использование микропроцессоров, роботов, информатики, автоматизации систем управления. Это привело к тому, что Италия стала выходить из кризиса. Начался экономический подъем, который продолжался до 90-х годов.

Особенностью политической жизни Италии является её нестабильность. Экономические кризисы сочетаются с кризисами политическими. Италия является многопартийной страной.

В 90-е годы Италия вступила как развитая индустриальная держава, занимающая пятое место в капиталистическом мире по производству валового внутреннего продукта (ВВП). Одной из ведущих отраслей ее экономики стало машиностроение.

Для итальянской экономики характерно господство монополистического капитала, а также участие иностранного капитала. В стране много государственных объединений и частных монополий.

Италия занимает шестое место в мировой торговле. Она вышла на мировые рынки как крупный экспортер автомобилей, мебели, стройматериалов, сельскохозяйственной техники, готового платья, обуви, электротехники, медицинского оборудования, а также фруктов и вин. Италия ежегодно производит 4 тыс. промышленных роботов.

Таким образом, Италия вошла в XX век аграрной страной. В этом столетии она прошла свой экономический путь от аграрного к аграрно-индустриальному, индустриальному и вступила в постиндустриальный период своего развития. Особенностью ее экономики является господство монополистического капитала в виде государственных и частных монополий. Экономика Италии на протяжении всего XX столетия претерпевала как мировые экономические кризисы, так и спады производства, связанные с внутренними причинами.

Характерной особенностью Италии является высокая активность трудящихся в отстаивании своих прав и свобод, что выражается в забастовочном движении, которое усиливается в годы социальных потрясений (кризисы, войны и др.). Трудящиеся выдвигают не только экономические, но и политические требования, что отмечается и в настоящее время.

Политической особенностью Италии является ее многопартийность, с нестабильностью и частыми расколами внутри партий, что приводит к частым политическим кризисам и сопровождается сменами кабинета правительства.

Италия является страной, где процветает терроризм и мафия, и борьба с этими явлениями не является пока успешной. По масштабам коррупции Италия не имеет равных в мире.

Между Россией и Италией существуют дружественные партнерские отношения. Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В апреле 2002г. во время визита в Москву премьер-министра Италии Сильвио Берлускони подписан протокол о взаимопонимании в области технического сотрудничества, а также меморандум о взаимопонимании между соответствующими космическими институтами двух стран, о совместных исследованиях в области космоса.

Италия в первой половине XIX века.
Для Италии в первой половине XIX века были характерны политическая раздробленность, тирания правителей мелких феодальных государств, верховенство католической церкви, сохранение за Папой Римским светской власти. На севере Италии, в Венеции и Ломбардии, всем заправляли австрийцы. Наиболее развитой частью страны были Пьемонт, принадлежавший королевству Сардиния, и Ломбардия, подчиненная Австрии.

Австрийский гнет тормозил экономическое и культурное развитие страны. В 1820-1821 годах в Неаполе и Пьемонте, а в 1831 году — в центральной Италии произошли антиавстрийские революционные выступления. Но они были подавлены австрийскими войсками. Начиная с 30-х годов XIX века активизировались сторонники объединения Италии «сверху» и «снизу». Созданная в 1831 году организация «Молодая Италия» (революционно-демократическое течение) была сторонницей объединения снизу. Одним из активных ее членов был Дж. Гарибальди.

В январе 1848 года в Сицилии поднялось восстание, перекинувшееся затем на юг Италии, в Неаполь. Король вынужден был принять Конституцию.В марте 1848 года из Австрии пришла весть о низложении первого министра Меттерниха, и это вызвало в Милане революционный взрыв. И в Венеции началось восстание. Но и эти выступления итальянцев подавила австрийская армия.
В ноябре 1848 года началось восстание в Риме. Сторонники Гарибальди лишили Папу светской власти и в 1849 году объявили Рим республикой. Руководил республикой Дж. Мадзини. Папа Пий IX попросил помощи у Австрии, Франции и Испании, желая восстановить свою власть. Президент Франции Луи Наполеон восстановил власть Папы в Риме.

Основная причина поражения революции 1848-1849 годов заключалась в измене буржуа и либеральных помещиков, а также во вмешательстве австрийских войск. Революция потерпела поражение, но дала толчок дальнейшему развитию национально- освободительного движения.

Италия во второй половине XIX века

Сторонников объединения Италии сверху («умеренных») при главенстве Сардинии — единственного итальянского государства, имеющего свою Конституцию, возглавил Камилло Кавур. Он был первым министром короля Сардинии Виктора Эммануила II. Камилло Кавур заключил союз с Наполеоном III и уступил ему ряд территорий, чтобы получить возможность забрать у Австрии Ломбардию и Венецию.

В 1859 году в бою у Сольферино объединенные войска Франции и Сардинии победили австрийцев и освободили Ломбардию. Однако Наполеона III не устраивало возникновение сильного итальянского государства и ослабление власти Папы, поэтому он заключил мир с Австрией, и Венеция осталась у Австрии.

В 1860 году на Сицилии началось крестьянское восстание. Воспользовавшись этим, Гарибальди со своей тысячей “краснорубашечников” захватил столицу Сицилии Палермо и сверг династию Бурбонов. Затем он взял и Неаполь. Но Кавур ввел войска Сардинии в Неаполь и отдалил Гарибальди от участия в процессе объединения Италии.

В 1860 году путем всенародного голосования Неаполь соединился с Сардинией (Пьемонтом). А в 1861 году король Сардинии Виктор Эммануил II был провозглашен королем всей Италии. В его королевство вошли все итальянские земли, кроме Венеции и Рима. В 1866 году Венеция, а в 1870 году и Папская область присоединились к Итальянскому королевству. Таким образом завершился процесс объединения Италии. С 1871 года Рим стал столицей Италии и светской власти Папы был положен конец.

В результате объединения Италии были решены две основные задачи:

  • был положен конец политической раздробленности;
  • Италия избавилась от австрийского гнета.

Объединение Италии создало условия для экономического развития страны, внутренние таможни были ликвидированы.

Основные черты развития Италии во второй половине 20-21 вв .

Преобразования 1945—1947 гг. Италия была одной из тех стран, которые потерпели поражение в войне. В конце апреля 1945 г. на севере Италии началось восстание, которое привело освобождению части страны еще до подхода с юга войск союзников. Наиболее влиятельной силой в районе восстания (на промышленном Севере) была Итальянская компартия. Она вела вооруженную борьбу с фашистской диктатурой еще с осени 1943 г. ИКП сотрудничала с Итальянской социалистической партией и другими антифашистскими силами. Предполагалось, что это сотрудничество станет переходным этапом на пути к социализму.

Значительное влияние после войны приобрела Христианско-демократическая партия, созданная в 1944 г. Она также принимала участие в антифашистской борьбе. Она выступала с идеей отказа от классовой борьбы, проповедовала христианские нравственные ценности, высказывалась за демократические преобразования.

После победы над фашизмом все фашистские организации в стране были запрещены.

В декабре 1945 г. коалиционное правительство, в состав которого вошли представители христианских демократов, коммунистов и социалистов, возглавил лидер ХДП Д. де Гаспери. В июне 1946 г. это правительство провело референдум по вопросу о форме государственного устройства и выборы в Учредительное собрание. На референдуме большинство итальянцев высказались за республику, королю пришлось уехать из страны.

В мае 1947 г. коммунисты были выведены из состава правительства де Гаспери. Это было сделано под влиянием США, чтобы получить американскую финансовую помощь. Удалению коммунистов способствовала и осложнившаяся международная обстановка, обострение отношений между СССР и США.

В соответствии с конституцией Италия объявлялась «республикой, основанной на труде», с двухпалатным парламентом и президентом как главой государства. Конституция провозглашала основные права граждан, равные для мужчин и для женщин, чего в Италии раньше не было. На основе новой конституции в апреле 1948 г. были проведены выборы в парламент, которые принесли убедительную победу ХДП.

Экономическое развитие. Проблема Юга. Экономи ка. Италии постепенно выходила из послевоенного кризиса. В 1948 г. Италия получила от США безвозмездную помощь по плану Маршалла. Относительно стабильное внутриполитическое развитие в 50-е гг., удобство географического положения привлекали в страну иностранный капитал. С 1957 г., вступив в ЕЭС, Италия сама расширила свое проникновение на внешние рынки.

Весьма остро стала в Италии проблема Юга (т. е. ее южной части) Здесь проживало 35% населения страны, но больше половины его было занято в сельском хозяйстве, в котором еще сохранялись феодальные пережитки. Население Юга было в основном бедным, доход на душу здесь был почти в 2 раза ниже чем на Севере. Все это сдерживало развитие экономики всей страны, ограничивая ее внутренний рынок. К тому же населения Юга была неграмотна, в политическом отношении являлась отсталой

В начале 50-х гг. началось осуществление аграрной реформы. В соответствии с нею часть крупной земельной собственности выкупалась государством и продавалась в рассрочку крестьянам, которым на эти цели выдавались кредиты. Увеличились государственные капиталовложения в экономику Юга, что привело к повышению в ней доли промышленности и сферы услуг. Юг страны стал аграрно-индустриальным районом.

Подтягивание уровня развития Юга до уровня развития Севера имело несомненные плюсы: укреплялось экономическое единство страны, промышленность Севера получала с Юга дешевую рабочую силу, освобождавшуюся в связи с модернизацией сельского хозяйства. Но этот процесс привел и к серьезным социальным и политическим осложнениям. Дело в том, что модернизация Юга сопровождалась ростом безработицы. Здесь она была в 2 раза выше, чем на Севере. В поисках работы жители Юга устремлялись на Север, но очень часто и там не могли ее найти. В стране в это время развернулась НТР, которая привела к сокращению потребности в неквалифицированных
рабочих. В таких условиях выходцы с Юга, носители своеобразной культуры, обычаев, нередко не знавшие итальянского литературного языка, на Севере часто чувствовали себя отверженными. Они попадали в поле зрения мафии, других террористических организаций. Мафия, тайная организация, возникшая еще на рубеже
XVIII — XIX вв., основывалась на кровно-родственных и земляческих связях, обычае беспрекословного подчинения младших старшим, слабых — сильным, на обычае кровной мести. ,

В политической жизни Италии определенную роль продолжал играть Ватикан — религиозное государство — город на территории Рима.

Политические перемены в Италии в 90-х гг. В начале 90-х гг. в Италии сложилась новая политическая ситуация. Ушла с политической сцены одна из крупнейших партий, с деятельностью которой была связана целая эпоха,— ИКП. Глубокий кризис охватывал ту политическую систему, в центре которой находилась ХДП. Она погрязла в коррупции и постепенно утрачивала поддержку избирателей.

Такое положение стало результатом многолетней монополии ХДП на власть и ее политического торгашества с другими участниками правительственной коалиции. Весной 1993 г. в Италии состоялся референдум, большинство участников которого

высказались за реформу избирательной системы. Принятая после него система выборов лишает участия в парламенте маловлиятельных партий и усиливает позиции крупных. Выборы, проведенные по этой системе весной 1994 г., принесли победу новому блоку разнородных правых сил «Вперед, Италия». Однако и лидер этого блока С. Берлускони, сформировавший правительство, вскоре был уличен в даче взяток во время своей прежней предпринимательской деятельности. Он был отдан под суд, а в стране было сформировано новое правительство. Сегодня в Италии складывается новая расстановка политических сил. На парламентских выборах 1996 г. победили левые партии во главе с Демократической партией левых сил.

Выводы. Послевоенное развитие Италии характеризовалось переплетением двух разнородных процессов: индустриальной модернизацией Юга страны и НТР, охватившей первоначально в основном ее северные районы. Наложение этих процессов друг на друга усложнило социальную, общественную и политическую жизнь в стране, способствовало усилению правого и левого терроризма, мафии и коррупции. Поиски выхода из глубокого кризиса, охватившего страну, привели к временному сотрудничеству ХДП и ИКП. Однако политический кризис и сегодня до конца еще не преодолен.

Поражение Франции в войне с Пруссие дало возможность устранения последней преграды на пути полного объединения Италии.

3 октября 1870 года Рим также был присоединен к стране. Он был объявлен столицей Итальянской империи. Власть Папы была ограничена дворцом Ватикана. До этого момента Папа Пий IX противился присоединению Рима к Италии, и его интересы защищала французская армия.

По политическому строю Италия стала конституционной монархией. По конституции сформировался двухпалатный парламент (сенат и палата депутатов). Король Виктор Эммануэль II законодательную власть поделил с парламентом. Сенаторы назначались королем на пожизненный срок. Исполнительная власть была сосредоточена в руках премьер-министра.

В конституции признавались равноправие всех граждан перед законом, право на неприкосновенность жилища, свобода слова и печати, право на проведение собраний. Католическое направление христианской религии было признано государственной религией. В 1871 году был принят закон, регулирующий отношения церкви и государства. Закон объявил Папу священным и неприкосновенным, и Ватикану было дано право устанавливать дипломатические отношения с другими государствами.

Экономическое положение

Объединение Италии создало благоприятные условия для ускорения процесса установления капиталистического строя в стране. Но Италия все еще оставалась аграрным государством.

Землей владели в основном крупные землевладельцы. К тому же господствовали старые формы использования земли. Большая часть помещичьей земли разделялась на мелкие участки и сдавалась в аренду крестьянам с условием выплаты 3/4 части урожая.

В то же время страна испытывала большие финансовые трудности. Это было результатом увеличения внутренних и внешних долгов Италии.
Для покрытия возрастающих расходов правительство было вынуждено выпускать государственный заем, обращаться за помощью к капиталовладельцам (инвесторам) внутри и вне страны.

Государственный долг Италии резко возрастал. Несмотря на это, капитализм утверждался все сильнее. Правительство в первую очередь расширило строительство железных дорог. Широко развивалось строительство торгового флота. Италия вышла на третье место в мире по общему тоннажу торгового флота. Правительство построило два туннеля, соединяющих Италию с Францией и Швейцарией. Появились новые промышленные отрасли в виде акционерных обществ.

Сформированное в 1906 году акционерное общество «Фиат» в скором времени заняло доминирующее положение в химической, резиновой сферах промышленности, машиностроении, автомобилестроении, электроэнергии и производстве товаров.

До Первой мировой войны Италия оставалась аграрным государством, и большинство трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве. Несмотря на это, постоянно уменьшалось количество населения, занятого в сельском хозяйстве.

Социальное движение

В стране было очень тяжелое положение трудящихся. Италия находилась на последнем месте в Западной Европе по уровню распределения дохода на душу населения. Рабочий день продолжался 12-13 часов. Положение было особенно тяжелым на юге страны. Большинство населения эмигрировало в зарубежные страны.
Итальянский народ вел борьбу за улучшение своего положения и свои права. В 1892 году была создана Социалистическая партия Италии.

Положение крестьян тоже было крайне тяжелым. Тяжелое положение трудящихся привело к бунту в Сицилии. Всеобщая забастовка, проходившая в 1898 году в Милане, превратилась в 5-дневный баррикадный бой. Правительство армейскими силами подавило движение рабочих.

В 1903 -1914 годы (с определенными промежутками времени) правительство Италии возглавил знаменитый политический деятель своего времени Дж. Джолитти.
Дж. Джолитти хорошо понимал, что без повышения покупательской способности населения невозможно развитие промышленного производства. А для этого нужно повысить трудящимся заработную плату. Говоря об этом, он подчеркивал: «Во главе промышленного прогресса стоят страны, где заработная плата высока». В период его правления издавались законы о создании профессиональных союзов, о разрешении проведения забастовок, о запрете использования в ночную смену детского и женского труда, об отмене цензов на имущество и о грамотности избираемых. В то же время он был сторонником повышения роли государства в экономике страны. По его мнению, государство должно выполнять функции судьи между трудом и капиталом.

Внешняя политика

В Италии началось движение сторонников ирредентизма. Это обстоятельство ухудшило отношения Италии с соседними государствами.
Территории государств Северной Африки, на которые претендовала Италия, постепенно начала занимать Франция. Эта ситуация сблизила Италию с Германией. В 1882 году Италия присоединилась к союзу Германии и Австро-Венгрии.

Италия, имеющая союзников, в скором времени оккупировала Сомали, а также захватила Эритрею. В 1895 году она вторглась в Эфиопию с намерением оккупации.
Но 1 августа 1896 года возле Адуа войска Италии были разгромлены. Погибло 5 тысяч итальянских солдат.

Это было воспринято в Италии как национальный позор. Необходимо было создать приемлемые дипломатические условия для оккупации новых колоний. Правительство Италии смогло создать именно такие условия. Например, Италия добилась устранения обостренных отношений между Италией и Францией. В 1902 году между этими двумя государствами было заключено соглашение, по которому стороны обязались строго соблюдать взаимный нейтралитет в случае нападения третьей стороны.

В 1908 году Италия выразила протест по поводу завоевания и аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. В результате возникла очень опасная обстановка. В 1909 году Италия заключила с Россией договор о взаимной защите собственных интересов на Балканах.

После создания приемлемых дипломатических условий Италия в 1911 году объявила войну Ливии, которая в это время входила в состав Турецкой империи. Это привело к Итало-турецкой войне, которая закончилась победой Италии. С 1912 года Ливия превратилась в колонию Италии.

Имущественный ценз - ограничительные условия (владение определенным имуществом) допущения лица к пользованию какими-либо избирательными правами.
Ирредентизм (ит. irredenta - неосвобожденная земля) - националистическое движение в Италии за присоединение к Италии пограничных земель, частично населенных итальянцами.

Одновременно с выборами в Учредительное собрание 2 июня 1946 года состоялся референдум, по результатам которого Италия была объявлена республикой 13 июня (это решение поддержали 54,3 % голосовавших). Учредительное собрание в течение полутора лет работало над республиканской конституцией. 27 декабря 1947 года она была одобрена 453 голосами против 62 и вступила в силу 1 января 1948 года.

Итальянская внутренняя политика в значительной мере зависела от противостояния между СССР и США. Политические партии, за исключением коммунистов, представляли собой объединения более мелких групп, каждая из которых в свою очередь имела своего руководителя, аппарат, идеологическую базу, собственные источники финансирования и прессу. В рамках каждой партии группы боролись между собой за власть, а также за обеспечение финансирования и создания рабочих мест для своих членов, за симпатии крупных компаний. Именно поэтому большинство итальянских правительств были недолговечными: средняя продолжительность пребывания у власти составила 11 месяцев. В условиях пропорциональной избирательной системы правительства «перетряхивались», чтобы предоставить посты представителям различных противоборствующих группировок.

Во внешней политике итальянские кабинеты проявляли большую инициативу, параллельно придерживаясь линий европеизма и атлантизма. Италия участвовала в создании НАТО и стала членом альянса со дня его основания — 4 апреля 1949 года. В 1951 году Италия участвовала в учреждении Европейского объединения угля и стали, в 1957 году правительство во главе с Антонио Сеньи активно участвовало в переговорах о создании Европейского общего рынка, которые привели к подписанию соответствующих договоров 25 марта в Риме.

В 1970-х годах в Италии были сильная инфляция и высокий уровень безработицы, главной причиной чего послужило резкое повышение цен на нефть. Ситуация осложнялась тем, что в конце 1960-х годов профсоюзам в результате массовых волнений были сделаны существенные уступки. Кабинеты министров сменяли друг друга, однако были не в состоянии преодолеть экономический кризис, коррупцию и преступность.

В стране активизировались правые и левые экстремисты: так, группировка «Красные бригады» в 1978 году похитила и убила христианско-демократического лидера Альдо Моро (по официальной версии). В 1978-1979 годах правительство приняло жёсткие законы против терроризма и предоставило особые полномочия спецслужбам. «Красные бригады» оказались в изоляции, их террористическая сеть была обнаружена и ликвидирована. Одновременно была раскрыта тайная организация правых экстремистов «П-2» (связанная с секретными службами Италии). Парламентские расследования не установили целей этой организации, однако не вызывал сомнений подрывной и антидемократический характер её деятельности. В целом в 1981-1982 годах террористическая угроза была устранена.

Для 1980-х годов были характерны высокие темпы экономического роста Италии, сокращение инфляции и снижение дефицита государственного бюджета. Однако положение на юге страны было значительно хуже, чем на севере: безработица на юге к 1990 году составляла около 20 %, при этом сохранялась масштабная коррупция. Мафия занималась рэкетом частных компаний, обладала значительным влиянием на власти всех уровней, а также контролировала большую часть мирового рынка героина. Именно потоки «нарколир» в итальянские банки и на рынок государственных облигаций способствовали сокращению дефицита госбюджета.

Распад СССР имел для Италии серьёзные внутриполитические последствия: на протяжении всего послевоенного периода в Италии действовала крупнейшая компартия Западной Европы. В 1991 году Итальянская коммунистическая партия была переименована в Демократическую партию левых сил, однако политическое влияние бывшие коммунисты окончательно утратили. На противоположном, правом фланге образовалась Лига Севера, отстаивавшая идеи сепаратизма, в частности отделения богатого севера страны.

Мафия продолжала действовать безнаказанно: в 1992 году были убиты христианский демократ Сальваторе Лима, известный борец с мафией судья Джованни Фальконе, а также прокурор Паоло Борселлино. Правительство и парламент предприняли серию контрмер, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью. Расследование преступлений мафии было поручено специально созданному центральному ведомству со штатом более 3 тысяч сотрудников, также был назначен прокурор с особыми полномочиями. В конце 1992 — начале 1993 года удалось арестовать некоторых лидеров преступных организаций (мафии, каморры), включая главного руководителя сицилийской мафии Сальваторе Риина, которого суд позднее приговорил к 15 пожизненным срокам тюремного заключения. Всего по уголовным делам, связанным с деятельностью мафии, проходило около 22 тысяч человек. На аресты мафия пыталась отвечать терактами: в мае и июле 1993 года прогремели взрывы во Флоренции, Милане и Риме.

В 1993 году в рамках операции «Чистые руки» под следствием оказались несколько тысяч представителей высших эшелонов власти, финансовых и промышленных кругов. Дела были заведены против двух бывших премьер-министров Джулио Андреотти и Беттино Кракси, семи экс-министров, более 400 бывших парламентариев, глав полиции, мэров шести крупных городов. В результате коррупционных скандалов существенно упало доверие населения к политической элите. Активно звучали требования введения мажоритарной системы для парламентских выборов и прямого избрания мэров на местном уровне. По итогам референдума, проведённого в апреле 1993 года, избиратели высказались за мажоритарную систему на выборах в сенат (граждане надеялись взять под контроль партийные аппараты, голосуя за конкретного кандидата) и другие реформы. В августе 1993 году парламентом был утверждён новый порядок выборов, согласно которому 75 % мест в обеих палатах парламента должны были распределяться на основе мажоритарного принципа, остальные 25 % — в результате голосования по партийным спискам. Реформа избирательной системы и коррупционные скандалы изменили политический ландшафт Италии.

Перегруппировка политических сил продолжалась вплоть до 1996 года, когда выделились два блока — правый «Полюс свободы» и левоцентристский «Оливковое дерево». По итогам выборов, прошедших в том же году, коалиция была сформирована на базе «Оливкового дерева». Лига Севера после успеха на местных выборах в Северной Италии взяла курс на отделение северных областей. Однако действия Лиги не получили массовой поддержки. Центральные власти предостерегли сепаратистов от непродуманных шагов, предложив вместе с тем собственный проект конституционной реформы: он предполагал усиление исполнительной власти, децентрализацию государства и введение «полупрезидентской» системы, при которой глава государства избирается напрямую населением, имеет право распустить парламент, а также располагает дополнительными полномочиями в сфере внешней и оборонной политики. Кроме того, предлагалось расширить компетенции местных, провинциальных и региональных органов. Однако в конституционных референдумах 1999 и 2000 годов приняло участие менее 50 % избирателей, и они были объявлены недействительными.

Популярность «Оливкового дерева» падала. Парламент по настоянию правых партий был распущен, состоялись досрочные выборы. Однако Карло Адзелио Чампи, занявший пост президента Италии в мае 1999 года, поручил сформировать правительство левоцентристскому кандидату Джулиано Амато. Правительство Амато не достигло значимых результатов, в том числе из-за провала референдума 2000 года. Неявку населения на плебисцит спровоцировали призывы партии «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони и других партий правого толка бойкотировать голосование. В случае если бы референдум удался, они лишились бы всех шансов на успех при окончательном отказе от пропорциональной системы и изменении системы финансирования партий.

В начале 2001 года социально-экономические результаты, достигнутые левым центром, оценивались многими как негативные: не оправдались ожидания относительно уровня экономического роста, сокращения разрыва между северными и южными районами страны, показатель безработицы превышал 10 %. В мае 2001 года на парламентских выборах блок «Оливковое дерево» потерпел поражение.

Новое правительство сформировали правые партии, объединённые в блок «Дом свобод» во главе с Сильвио Берлускони. Смена власти, однако, не изменила в значительной степени экономический курс. По отношению к Берлускони и его кабинету правящие круги европейских стран проявляли скептицизм, связанный с отдельными, часто находившимися вне рамок политической корректности высказываниями премьера и членов его правительства. В то же время благодаря поддержке Италией военной операции США против Ирака, начавшейся весной 2003 года, улучшились отношения Рима и Вашингтона.

Отношения внутри правой коалиции не были гладкими по причине разного отношения партий к судебному иммунитету для высших должностных лиц государства. При этом Объединённые христианские демократы едва не покинули правящую коалицию, чем могли спровоцировать досрочные парламентские выборы.

Берлускони возглавлял правительство Италии рекордный для послевоенной истории страны срок (с 11 июня 2001 года по 17 мая 2006 года). Однако тенденция к падению рейтинга правой коалиции сохранилась в 2004-2005 годах, а Романо Проди, в 2004 году оставивший пост главы Европейской комиссии, становился для Берлускони всё более опасным соперником. На региональных выборах 3-4 апреля 2005 года коалиция Берлускони «Дом свобод» проиграла в 11 из 13 областей. Получив контроль над областями, левоцентристский блок изменил в свою пользу расклад политических сил перед всеобщими парламентскими выборами 2006 года, которые выиграл с небольшим преимуществом по отношению к «Дому свобод». Берлускони отказывался признать поражение до тех пор, пока решение в пользу Проди не вынес Кассационный суд Италии. По итогам всеобщих выборов левый центр завоевал преимущество как в палате депутатов, так и в сенате республики.

15 мая 2006 года, после ухода Карло Адзелио Чампи, новым президентом Италии стал избранный на этот пост 10 апреля Джорджо Наполитано. Несмотря на своё коммунистическое прошлое, Наполитано явился компромиссной фигурой для левого и правого крыла политического спектра страны (перед выдвижением Наполитано «Дом свобод» отверг кандидатуру д’Алемы, предложенную левоцентристской коалицией). Чампи покинул президентское кресло до завершения политического кризиса, связанного с итогами парламентских выборов. Предложение сформировать правительство Романо Проди поступило уже от Наполитано. Кабинет левоцентристской коалиции приступил к исполнению своих обязанностей 17 мая 2006 года, получив вотум доверия обеих палат парламента.

Проди заявил о выводе итальянского воинского контингента из Ирака. 25-26 июня 2006 года в стране состоялся референдум о поправках в конституцию, предложенных правоцентристской коалицией ещё до ухода в оппозицию. Данные поправки предусматривали сокращение числа парламентариев примерно на 200 человек, расширение полномочий премьер-министра (например, предоставление ему права роспуска парламента), деволюцию властных полномочий в пользу областей (то есть, по сути, движение Италии от формально унитарного государства к федеративному) и пр. Население страны отвергло инициативу правого центра: за реформы высказались 38,7 % избирателей, против — 61,3 %; явка составила 53,7 % при пороге в 50 %, что является свидетельством роста активности населения после провала предыдущих конституционных референдумов.

В сфере внутренней политики Проди начал предпринимать меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также увеличил налог на прибыль. Эти шаги, как и стремление оптимизировать структуру государственных финансов, обусловили падение популярности главы правительства. В октябре 2007 года мэр Рима Вальтер Вельтрони учредил новую Демократическую партию, которая вобрала в себя практически все партии, состоявшие в коалиции Романо Проди. Глава оппозиции Сильвио Берлускони в свою очередь основал партию «Народ за свободу».

В январе 2008 года в стране разразился правительственный кризис, и премьер-министр Италии Романо Проди подал в отставку. Причиной отставки стало то, что итальянский сенат проголосовал против доверия возглавляемому Проди правительству. Вынесение на голосование вопроса о доверии правительству было связано с выходом партии ушедшего в отставку министра юстиции Клементе Мастеллы «Союз демократов за Европу» из правящей коалиции. Ранее Мастелла подал в отставку с поста министра юстиции. Это произошло после того, как по решению судебных органов в области Кампания на юге Италии по обвинению в коррупции были арестованы руководители партии.

Президент республики Джорджо Наполитано принял отставку Проди, назначил досрочные парламентские выборы и поручил Р. Проди исполнять обязанности главы кабинета вплоть до формирования нового состава правительства и его одобрения обеими палатами национального парламента. Основными вопросами в ходе предвыборной кампании 2008 года стали экономика (замедление экономического роста по причине роста укрепления евро, низкая производительность), иммиграция и внешняя политика. Берлускони пообещал избирателям снизить налоги, увеличить пенсии, выдворить из страны нелегальных иммигрантов, решить проблемы авиакомпании «Алиталия», находившейся на грани банкротства, а также улучшить демографическую ситуацию, направив средства на стимулирование рождаемости. Вельтрони в своей кампании делал акцент на том, что обществу следует отвергнуть «старое» поколение политиков (которое олицетворяет Берлускони), а также пообещал гражданам улучшение системы соцобеспечения и пошаговое (по 1 %) снижение налога на прибыль в течение трёх лет. В области внешней политики правые допускали сохранение и даже увеличение численности итальянского воинского контингента в Афганистане, тогда как левые выступали против подобных планов.

На досрочных выборах в апреле 2008 года возглавляемая Берлускони правоцентристская коалиция «Народ за свободу» получила в Палате депутатов 340 (46,8 %) из 617 мест, в то время как его главный соперник — левоцентристская коалиция — получила лишь 239 мест (37,5 %). На выборах в верхнюю палату национального парламента — Сенат — коалиция Берлускони получила 171 место (47,32 %) против 130 (38,01 %) у левоцентристов. Таким образом, Берлускони в третий раз возглавил кабинет министров Италии.



Статьи по теме