Лада калина рулевое управление. Рулевое управление
Конструкционные особенности
На автомобилях Lada Kalina II установлено рулевое управление с механизмом рулевым по типу шестерня-рейка, а также электрический усилитель. Травмобезопасная колонка рулевая может регулироваться по углу наклона. Привод рулевой – это две тяги рулевые, соединенные шарнирами шаровыми с рычагами поворотными от стоек телескопических.
Механизм рулевой располагается в подкапотном пространстве. Картер 26 механизма рулевого закрепляется на щите опорном. В картер рулевого механизма на подшипниках роликовом и шариковом устанавливается шестерня приводная 8, находящаяся в зацеплении с рейкой 9. Подшипник шариковый шестерни, а также сепаратор 7 поджаты при помощи крышки 5 вместе с сальником 4, а также закрыты пыльником 1. На картере механизма рулевого и на пыльнике присутствуют метки, обеспечивающие правильную сборку механизма рулевого.
Рейка 9 поджимается к зубьям шестерни приводной при помощи пружины 15 через упор металлокерамический 17. Пружины поджата гайкой 14 с колесом стопорным 16, которое создает сопротивление отворачиванию этой гайки.
Слева на картер механизма рулевого надет специальный защитный колпачок, справа – напрессована труба с пазом продольным, на какой также имеется колпачок защиты. Сквозь паз трубы и отверстия в чехле защитном проходят втулки распорные шарниров резинометаллических от тяг рулевых. Тяги от рулевого привода прикрепляются к рейке при помощи болтов 20, проходящих через пластины соединительные 22 и втулки распорные от шарниров резинометаллических. Болты фиксируются при помощи пластины стопорной 21.
Механизм рулевой: 1 – пыльник, 2 и 20 – болты, 3 - шайба, 4 – сальник, 5 – крышка от картера, 6 и 17 – кольца уплотнительные, 7 – сепаратор в сборе, 8 – шестерня приводная вместе с подшипником, 9 – рейка механизма рулевого, 10 – левый колпачок защитный, 11 – опора от тяг, 12 – скоба, 13 – заглушка, 14 – гайка для упора, 15 – пружины от упора, 16 – кольцо стопорное, 18 упор для рейки, 19 – вкладыш от упора, 21 – пластина стопорная, 22 – пластина от чехла, 23 – хомут, 24 – чехол защитный, 25 – защитный колпачок правый, 26 – картер от механизма рулевого.
Колонка рулевая с электроусилителем: 1 – вал рулевой, 2 – рычаг для регулировки положения колонки рулевой, 3 – кронштейн для крепления колонки рулевой, 4 – механизм для регулировки положения колонки рулевой, 5 – шарнир верхний карданный вала промежуточного, 8 – блок для управления электроусилителем управления рулевого, 9 – электроусилитель от управления рулевого, 10 – колонка рулевая, 11 – замок (выключатель) зажигания.
Рулевое колесо калины 2 оснащается подушкой безопасности и выключателем сигнала звукового.
Ступица от рулевого колеса прикрепляется при помощи гайки к валу от колонки рулевой. На автомобиль устанавливается колонка рулевая с механизмом для регулировки положения соответственно углу наклона, а также устройством противоугонным в выключателе зажигания, который блокирует рулевой вал 1 от поворота.
Вал промежуточный 6 управления рулевого соединяется с валом рулевым и валом-шестерней механизма рулевого при помощи шарниров карданных 5 и 7.
На колонке рулевой также размещаются переключателю подключевые для управления светом фар, очистителем, омывателем ветрового стекла, указателями поворота, клавишами для управления маршрутным компьютером.
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
Моменты затяжки резьбовых соединений
Рулевое управление с электроусилителем и регулируемой по углу наклона рулевой колонкой.
Рулевое колесо установлено на шлицах рулевого вала и зафиксировано самоконтрящейся гайкой. На автомобилях, оборудованных полушкой безопасности водителя вместо накладки в рулевое колесо установлен модуль подушки безопасности.
Рулевой вал составной. Он состоит из верхнего и промежуточного валов. Верхний вал вращается в двух подшипниках, запрессованных в трубу рулевой колонки. На верхней части трубы колонки установлен замок зажигания с противоугонным устройством. Промежуточный вал - разборный, имеет на концах два карданных шарнира.
Рулевая колонка выполнена в сборе с мотор-редуктором и блоком управления электроусилителя рулевого управления. Эффективность работы электроусилителя завит от скорости движения автомобиля. Электроусилитель работает только при включенном двигателе. Кронштейны рулевой колонки прикреплены к кузову на четырех шпильках самоконтрящимися гайками. Кронштейны соединены с трубой рулевой колонки шарнирно. Верхний кронштейн оборудован механизмом фиксации рулевой колонки. Переместив рычаг фиксации в нижнее положение, можно менять угол наклона рулевой колонки. При поднятом рычаге колонка фиксируется в выбранном положении.
Рулевой механизм реечного типа, состоит из картера, приводной шестерни и рейки, находящихся в зубчатом зацеплении. Механизм закреплен на перегородке моторного отсека двумя скобами на резиновых опорах. При поворачивании рулевого колеса, вращение передается через верхний и промежуточный валы рулевой колонки на приводную шестерню, которая, поворачиваясь, перемешает рейку.
К рейке рулевого механизма болтами прикреплены рулевые тяги, которые состоят из собственно тяг, наконечников и регулировочных втулок. Па внутренних концах рулевых тяг выполнены проушины с запрессованными в них резинометаллическими втулками. В наружных наконечниках тяг установлены шаровые пальцы, которыми рулевые тяги соединены с поворотными рычагами стоек передней подвески. При перемещении рейки тяги поворачивают стойки передней подвески. Длину рулевых тяг можно изменять, вращая регулировочные втулки и изменяя тем самым схождение передних колес. От самопроизвольного вращения втулки фиксируются стяжными болтами, завернутыми во фланцы наконечников рулевых тяг.
Рулевое управление: 1 - наконечник рулевой тяги; 2 - регулировочная втулка; 3, 6 - скобы крепления рулевого механизма; 4, 5 рулевые тяги; 7 правый защитный колпак; 8 - правая опора рулевого механизма; 9 защитный чехол рулевого механизма; 10 - рулевой механизм; 11 - уплотнитель; 12 - промежуточный вал с нижним карданным шарниром; 13 - верхний карданный шарнир; 14 - рулевая колонка с электроусилителем рулевого управления; 15 - рулевое колесо; 16 - контактное кольцо; 17 - гайка крепления рулевого колеса; 18 - накладка рулевого колеса (полушка безопасности водителя*); 19 подшипники рулевого вала; 20 левый защитный колпак; 21 левая опора рулевого механизма
Справочные данные
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
Таблица 11.1
Моменты затяжки резьбовых соединений
Таблица 11.2
Наименование узлов и деталей |
Момент затяжки, Н-м (кгс-м) |
|
Гайка крепления рулевого механизма |
15-18,6 (1,5-1,9) |
|
Гайка крепления рулевой колонки |
15-18,6 (1,5-1,9) |
|
Гайки стяжных болтов крепления фланцев промежуточного вала |
23-27,4 (2,3-2,8) |
|
Стяжной болт рулевой тяги |
19-30,9 (2,0-3,2) |
|
Гайка крепления рулевого колеса |
31,4-51 (3,2-5,2) |
|
Гайка крепления шарового пальца тяги |
27,1-33,4 (2,8-3,4) |
|
Болт крепления тяга рулевого управления к рулевому механизму |
||
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма |
Описание конструкции
Рулевое управление с электроусилителем и регулируемой по углу наклона рулевой колонкой.
Рулевое колесо установлено на шлицах рулевого вала и зафиксировано самоконтрящейся гайкой. На автомобилях, оборудованных подушкой безопасности водителя вместо накладки в рулевое колесо установлен модуль подушки безопасности.
Рулевой вал составной. Он состоит из верхнего и промежуточного валов. Верхний вал вращается в двух подшипниках, запрессованных в трубу рулевой колонки. На верхней части трубы колонки установлен замок зажигания с противоугонным устройством. Промежуточный вал — разборный, имеет на концах два карданных шарнира.
Рулевая колонка выполнена в сборе с мотор-редуктором и блоком управления электроусилителя рулевого управления. Эффективность работы электроусилителя завит от скорости движения автомобиля. Электроусилитель работает только при включенном двигателе. Кронштейны рулевой колонки прикреплены к кузову на четырех шпильках самоконтрящимися гайками. Кронштейны соединены с трубой рулевой колонки шарнирно. Верхний кронштейн оборудован механизмом фиксации рулевой колонки. Переместив рычаг фиксации в нижнее положение, можно менять угол наклона рулевой колонки. При поднятом рычаге колонка фиксируется в выбранном положении.
Рулевой механизм реечного типа, состоит из картера, приводной шестерни и рейки, находящихся в зубчатом зацеплении. Механизм закреплен на перегородке моторного отсека двумя скобами на резиновых опорах. При поворачивании рулевого колеса, вращение передается через верхний и промежуточный валы рулевой колонки на приводную шестерню, которая, поворачиваясь, перемещает рейку.
К рейке рулевого механизма болтами прикреплены рулевые тяги, которые состоят из собственно тяг, наконечников и регулировочных втулок. На внутренних концах рулевых тяг выполнены проушины с запрессованными в них резинометаллическими втулками. В наружных наконечниках тяг установлены шаровые пальцы, которыми рулевые тяги соединены с поворотными рычагами стоек передней подвески. При перемещении рейки тяги поворачивают стойки передней подвески. Длину рулевых тяг можно изменять, вращая регулировочные втулки и изменяя тем самым схождение передних колес. От самопроизвольного вращения втулки фиксируются стяжными болтами, завернутыми во фланцы наконечников рулевых тяг.
Сложность
Не обозначеноНе обозначено
Инструменты:
Детали и расходники:
- Маслянный фильтр
- Моторное масло
- Ветошь
Примечания:
Необходимо регулярно проверять состояние рулевого управления, ведь именно от него зависит безопасность при движении.
При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте состояние пыльников рулевого механизма 7 (см. «Схема рулевого управления ВАЗ Лада Калина 1118»), пыльник 27 шарниров рулевых тяг и плотность их посадки. Пыльники необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих герметичность, иначе вода, грязь и пыль, попавшие в узлы, быстро их выведут из строя.
Схема рулевого управления ВАЗ Лада Калина 1118:
1 - внутренние наконечники рулевых тяг;
2 - скоба крепления рулевого механизма;
3 - гайка шарнира рулевой тяги;
4 - наружный наконечник рулевой тяги;
5 - регулировочная тяга;
6 - опора рулевого механизма;
7 - рулевой механизм;
8 - кронштейн крепления рулевого механизма;
9 - гайка болта крепления рулевого вала и приводной шестерни рулевого механизма;
10 - шайба;
11 - вал карданный с шарниром;
12 - стяжной болт;
13 - электронный блок управления электроусилителем;
14 - гайка крепления рулевой колонки;
15 - замок зажигания;
16 - верхний облицовочный кожух вала руля;
17 - электроусилитель рулевого управления;
18 - гайка крепления рулевого колеса;
19 - выключатель сигнала;
20 - рулевое колесо;
21 - уплотнительное кольцо;
22 - рычаг регулировки рулевой колонки;
23 - винт крепления;
24 - нижний кожух вала руля;
25 - уплотнитель;
26 - пружинное кольцо;
27 - пыльник;
28 - уплотнительное кольцо.
Убедитесь, что при прямолинейном положении рулевого колеса и колес автомобиля, спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух следующее:
— работу механизма регу-лировки рулевой колонки. При опу-щенном рычаге регулировки рулевая колонка должна плавно, без рывков и заеданий перемещаться вниз-вверх, а при поднятом рычаге — на-дежно фиксироваться в установлен-ном положении.
— отсутствие зазора в сайлентблоках (резинометаллических шарнирах), шарнирах рулевых тяг, заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля;
— надежность затяжки болтов 20 (см. «Рулевой механизм автомобиля Лада Калина ВАЗ 1118») и стопорения их пластиной 21 крепления тяг к рейке и гаек пальцев шарниров наружных наконечников 4 (см. «Схема рулевого управления автомобиля Лада Калина ВАЗ 1118») рулевых тяг;
— нет ли заеданий и стуков в рулевом управлении, препятствующих повороту рулевого колеса.
— состояние правого и левого защитных колпачков рулевого механизма. Поврежденный колпачок нужно заменить новым.
Если будут обнаружены стуки и заедания в рулевом управлении, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите рулевое управление с автомобиля, проверьте зазор между упором рулевой рейки и гайкой. При необходимости замените изношенные детали рулевого управления и отрегулируйте зазор между упором и гайкой. Если же заедания и стуки не прекратились, нужно снять с автомобиля рулевой механизм и заменить.
Полезный совет:
Ремонт рулевого механизма ВАЗ Лада Калина 1118 рекомендуется проводить в специализированном центре.
Для проверки люфта в рулевом управлении установите передние колеса и руль в положение, соответствую-щее прямолинейному движению ав-томобиля.
Поверните рулевое колесо в обе стороны до момента начала поворо-та колес (при этом колеса должны оставаться неподвижными). Суммарный люфт рулевого колеса ВАЗ Лада Калина 1118 не должен превышать 5° (соот-ветствует повороту рулевого колеса на 15 мм) при условии исправности рулевого механизма, рулевых тяг, подшипников ступиц передних ко-лес и телескопических стоек. При необходимости неисправные детали замените и подтяните ослаблен-ные крепления элементов рулевого управления. Наличие стука и люфта в резинометаллических шарнирах рулевых тяг и шаровых шарнирах на-конечников тяг — не допускается.
Рулевой механизм автомобиля Лада Калина ВАЗ 1118:
1 - пыльник;
2 - болт;
3 - шайба;
4 - сальник;
5 - крышка картера;
6 - уплотнительное кольцо;
7 - сепаратор в сборе;
8 - приводная шестерня с подшипником в сборе;
9 - рейка рулевого механизма;
10 - левый защитный колпачок;
11 - опора тяг;
12 - скоба;
13 - заглушка;
14 - гайка упора;
15 - пружина упора;
16 - стопорное кольцо;
17 - уплотнительное кольцо;
18 - упор рейки;
19 - вкладыш упора;
20 - болт;
21 - стопорная пластина;
22 - пластина чехла;
23 - хомут;
24 - пыльник;
25 - правый защитный колпачок;
26 - картер рулевого механизма.