Отец Евстафий: «Власть нас использует». Священник-сталинист о Пусси и «попах на иномарках. Союз добрых сердец ч.1 - игумен евстафий Интервью брал И.Пыхалов

Шумиха поднялась в конце прошлого года (подробности в номерах КП от 27 и 29 ноября и 1 декабря ). Евстафий молился на икону с изображением Иосифа Сталина , которого благословляет святая Матрона Московская. Церковь и общественность возмутились сумасбродством батюшки. Икону сняли и отдали прихожанам, подарившим ее храму.

Евстафия ждал разбор полетов. «Комсомолке» он заявил:

Добровольно подавать в отставку не буду. Но если скажут уйти – уйду. Я солдат и подчиняюсь приказам руководства.

Говорят, на епархиальном совете обсуждали даже лишение Евстафия сана священнослужителя. Было за что.

Мы в храмах картины не вешаем, только иконы, - рассуждает секретарь Санкт-Петербургской епархии игумен Мстислав (Дячина), который знает опального настоятеля со студенческих времен. – Церковные законы едины для всех. И уж тем более не надо вводить прихожан в соблазн. Ведь у кого-то родственников убили, кто-то по лагерям мытарствовал. Сталин в храме может вызвать искреннее и вполне понятное возмущение. Не вешают же в лютеранских церквях изображения с Гитлером .

Но выяснили, что эксцентричный Евстафий – лицо в некотором роде неприкосновенное. В свое время он принял черное монашество. А на монахов, живущих в миру, распространяются не все пункты церковного устава.

Выводить Евстафия из состава духовенства сложно и долго, - пояснили корреспонденту «КП» в ближайшем окружении священнослужителя. – Ему предложили компромиссный вариант. Пишет заявление, уходит с поста настоятеля, но продолжает службы. Отставка, в общем, добровольно-принудительная. Но слово батюшка сдержал – подчинился церковной дисциплине.

В пригород Петербурга прислали нового настоятеля. Перемена чисто формальная:

Паства все равно считает Евстафия главным душеспасителем и ходит за благословением к нему, - сказали нам в стрельнинском приходе.

За что еще наказывали церковников

>>>Благословение гомосексуалистов

1 сентября 2003 года в нижегородском храме отец Владимир произнес «благословляю на долгую совместную жизнь». За это вылетел из церкви, потому что крестным знамением он осенил двух гомосексуалистов. Первый в России однополый брак РПЦ назвала попранием основ морали. Судьбой священника Владимира Энерта занялся сам Синод во главе с патриархом. Брак признали незаконным, а по самому Энерту решение было лаконичным:

Извергнуть из сана священника за кощунственное действо.

>>>Поддержка Ходорковского

Зимой 2006 года читинский священник Сергей Таратухин заявил, что опальный олигарх не срок мотает, а претерпевает муки. Епископат отреагировал мгновенно. Сначала отца Сергия сослали в далекое село Красный Чекой. Потом отказали в совершении таинств и богослужений, ношении священнических креста и облачений. За общение с газетами Таратухин и вовсе лишили сана.

>>>Раскольничество

В 2007 году епископ Анадырский и Чукотский Диомид обвинил руководство РПЦ в соглашательстве с властью и сближении с другими конфессиями и призвал патриарха не признавать демократию как политическую систему. Еще одно предложение – отлучить от церкви содомитов, алкоголиков, наркоманов, сторонников абортов и эвтаназии. За раскольнические высказывания Диомида понизили до монаха.

>>>Финансовые махинации

Иеромонах из Северной Осетии Софроний Андрющенко банально проворовался. Набрал долгов у прихожан и не отдал.

Деньги ушли на строительство нового храма, - строил Софроний из себя невинную овцу.

В августе 2008 года за ним пришли из прокуратуры, а следом подтянулось высшее духовенство. Образ жизни негодника назвали аморальным и предложили признать свою вину. Софроний пошел в отказ. Его начальство больше поверило следователям и лишило сана.

Иеромонах наказан за нераскаянность в безнравственных деяниях и нежелании исправиться, - подчеркнул протоиерей Северной Осетии Владимир Самойленко .

Надо думать, признайся Софроний в долгах, он бы по-прежнему служил.

Общественная позиция

Игумен Евстафий выставил в храме икону с изображением встречи блаженной Матроны со Сталиным.

Как общественный деятель выступает в защиту Верховного Главнокомандующего СССР И.В. Сталина.

В 2009 году выступил с обращением к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором, в частности, заявил: «Кидающий камнем в Сталина, неминуемо попадет в великую историю нашей страны» . В тексте обращения игумен подчеркивает: «Вы – президент страны, которая победила фашизм под водительством Сталина...» .

Выступает организатором благотворительных концертов в Петербурге, проходивших во дворце Белосельских-Белозерских, а также в петербургском Доме Архитектора . В программе концертов – духовные песнопения в исполнении церковного хора, а также романсы Александра Вертинского, Леонида Утесова и других классиков жанра в исполнении самого отца Евстафия и певицы Юлии Полянской. Вырученные деньги направляются на восстановление храма.

С большим уважением относится к творчеству Вертинского. "Вертинский – моя боль", – говорит отец Евстафий. По словам Евстафия, еще в 1950-е годы он посетил один из последних концертов Вертинского в СССР, и он был очарован его творчеством и личностью. На концерте в доме архитекторов игумен под аккомпанемент фортепьяно исполнил романсы из репертуара Александра Вертинского. Среди популярных песен прозвучала и композиция о Сталине под названием «Он».

В одном из интервью отец Евстафий сказал: "Я больше верю двум Патриархам – Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определённо: Сталин был верующим человеком. Во всяком случае, я гораздо больше доверяю им, чем всем этим либералам и демократам".

Особа:898855

Generation of a large tree takes a lot of resources of our web server. Anonymous users can only see 7 generations of ancestors and 7 - of descendants on the full tree to decrease server loading by search engines. If you wish to see a full tree without registration, add text ?showfulltree=yes directly to the end of URL of this page. Please, don"t use direct link to a full tree anywhere else.

1 1/1 ♂ Михаил Михайлович Евстафий Жаков [Жаковы ]

псевдоним: Игумен Евстафий; П.: врач, философ; настоятель храма Св. Ольги; Орг.: Храм Св. равноапостольной княгини Ольги в Михайловке (г. СПб); АОрг.: 198206, г. СПб, Петергофское ш., д. 106; АДом.: 190008, г. СПб, ул. Садовая, д. 117, кв. 27; Р.: 06.04.1941, г. Иваново; Род.: Михаил Павлович, Елена Болеславовна; ЗП.: О.Е. Ардашева - бабушка по отц. лин. - двоюр. сестра В.И. Ленина, Володко Болеслав Казимирович - родственник по матер. лин. - один из организаторов восстания в Польше 1863 г. ; О.: 1964 - Ивановский мед. ин-т, врач; 1970 - Ивановский пед. ин-т, аспирант., канд. филос. н.; К.: с 1964 - врач скорой помощи участка Леспромхоза, (ок. 20 лет);, Ивановский хим.-технол. ин-т, доц. каф., преп. филос. (ок. 4 лет); 1974 - как чел., посещ. церковь, искл. из партии и уволили с работы на каф.; по благословению Преподобного Леонтия Ивановского стал священником РПЦ; с 2000 - церковь Св. Ольги; ОД.: восстановление 3 храма: Серафима Саровского г. Пудож (Карелия), Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, Св. Петра и Павла в Знаменке под Петергофом; Пб.: 8 ст. в журн. по философии; У.: игра на пианино, классич. музыка; Яз.: англ.;

Во времена «расцвета» советского государства преследованиям со стороны правоохранительных органов подвергся еще один, правда далекий, родственник В. И. Ленина. В 1976 году в их поле зрения попал некто Михаил Жаков, ассистент кафедры гинекологии Ивановского государственного медицинского института. Происходил он из старой интеллигентной семьи. Его отец, Михаил Павлович Жаков, долгие годы заведовал кафедрой челюстно-лицевой хирургии в том же институте. Молодой, талантливый, всегда при деньгах, Михаил-младший пользовался успехом у женщин и отвечал им взаимностью. Но такой образ жизни, не свойственный «честному советскому труженику многих раздражал. Правоохранительные органы нашли повод для обыска на квартире Жакова. Прибывшая на место следственная группа была поражена увиденным – квартира напоминала музей. Ведь даже большей страстью, чем женщины, для Михаила было коллекционирование предметов старины. Во время обыска была найдена огромная красная папка с золотым тиснением. Документы, находившиеся в ней, потрясли сыщиков даже больше, чем богатый интерьер. Несколько листов, заверенных самыми авторитетными печатями, свидетельствовали, что Михаил Михайлович Жаков по линии Бланков является потомком Владимира Ильича Ульянова-Ленина. С подобной ситуацией в милиции еще не сталкивались и что делать, естественно, не знали. Обыск немедленно прекратили и отправились к начальству за дальнейшими распоряжениями.

Оказалось, что все родственники Ленина тщательно зарегистрированы, так как являются носителями золотой части генофонда Советского Союза. Самые «удобные для власти» были этой властью обласканы и жили в свое удовольствие – питались из спецраспределителей, отдыхали в лучших домах отдыха и санаториях ЦК. С теми же, кто по какой-либо причине был власти неудобен, она особенно не церемонилась. Как, например, с Михаилом Жаковым. Даже родство с Лениным не спасло его от преследования, суда и ссылки. Для Жакова никак не могли найти подходящую статью в криминальном кодексе. Наконец удалось зацепиться за старинную икону. Когда-то она висела на стене разрушенной и превращенной в колхозный склад церкви. Жаков, договорившись с председателем колхоза, выкупил ее. О факте купли-продажи свидетельствовала квитанция, которая стала позже единственным вещественным доказательством. Следователь повернул все таким образом, что Михаил вступил в преступный сговор с председателем колхоза с целью хищения социалистической собственности. За такое могли дать 5 лет с конфискацией. Но следователь «сжалился» над Жаковым и предложил только два года высылки в обмен на безвозмездную передачу всей антикварной коллекции Ивановскому краеведческому музею. В Сибири Михаил Жаков не сломался, а суровые условия помогли ему осознать свое новое предназначение – лечить не тела, а души людские. Сейчас человек, бывший в миру подающим надежды доктором, служит настоятелем монастыря в одной из северных областей России. Видимо, икона та была знамением свыше.

Священник храма Святой Равноапостольной Княгини Ольги на Михайловской Даче игумен Евстафий (Жаков) рассказал «АПН-Северо-Запад» о развитии ситуации вокруг знаменитой иконы с изображением Сталина, отношении к возможному захоронению тела Ленина, дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым на ОРТ, а также - о том, почему либералы в церкви побеждают консерваторов.

Отец Евстафий, прежде всего, расскажите о вашей судьбе после того как вы вынуждены были убрать икону святой Матрены Московской из храма? Вы по-прежнему служите?

Я оставил должность настоятеля, потому что считаю, что моя репутация создает трудности для других священников и для правящего архиерея. Тем не менее, я по-прежнему игумен, служу в храме, являясь вторым священником. Но дальнейшая судьба мне пока неясна: все в руках Божьих.

За последние пару месяцев вы приобрели общероссийскую известность. Как вы воспринимаете этот обрушившийся на вас пиар? Вы хотели славы, когда повесили эту икону в храме, или это получилось само собой?

Вообще я, как человек грешный, славу люблю. Мне нравится, когда обо мне говорят. Но то, что вы называете сейчас славой, это целая цепь очень неприятных для меня характеристик. Мне иногда даже трудно их воспринять достойно.

Когда мы поместили эту икону в храме, то мы знали, что таких икон, по меньшей мере, несколько. Единственное, что мы сделали: клеймо иконы святой Матрены Московской (с ее житийного образа) написали отдельной иконой.

Мне говорят, что этого случая не было. А я знал людей, которые видели, как Сталин приезжал к святой Матрене. В Иванове я был знаком с одной старушкой по имени Анастасия, лет 75. Она сама видела, как в один из дней октября 1941 года в Староконюшенный переулок, где жила тогда Матрена Московская, подъехала машина. Сталин вышел из автомобиля без охраны, зашел внутрь. Все было очень быстро, минут десять. Слова, которые Матрена Московская сказала Сталину, она слышала, и, наверное, передает их близко к тексту.

Я не понимаю, почему мы боимся говорить о том, что святая благословила вождя. Здесь нет ничего страшного. Победа в Великой Отечественной войне - это заслуга и Матрены Московской, благословившей Сталина.

И все-таки, вы ожидали такого пиар-эффекта, скандала, или нет?

Я не хочу быть причиной такого пиара. Но если это нужно для восстановления справедливости в отношении Сталина, я готов пиариться. Кстати, наш народ отдал Сталину должное. Он внес вождя в XXI век, проголосовав за него в проекте «Имя России».

Расскажите, какие у вас остались ощущения от дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым в шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», где обсуждали Сталина?

Что касается Малахова, то это совсем не тот человек, которого обычно видят зрители. То, что он мне говорил после передачи, уверило меня в том, что это - чистый, открытый, честный человек. Ему приходится быть другим перед камерой. То, что он мне говорил лично, меня потрясло, это был момент истины. Другой вопрос, что он связан по рукам и ногам, поэтому мне нещадно затыкали рот, а большую часть моего выступления просто вырезали. Кстати сказать, я очень рад, что вырезали, потому что мои реплики в сторону дьякона с профессорской внешностью были довольно грубыми. И хорошо, что эта нетактичность осталась за кадром. Это немножко улучшило мой имидж.

В эфире я просто был молчащей жертвой, которой не дали говорить. Хотя на съемках с моей стороны были довольно жесткие выпады в адрес дьякона. Ну, вырезали - так вырезали. Тем не менее, было сказано главное. Есть икона святой Матрены Московской, благословившей вождя. Этот эпизод - правда, а не выдумка. Так что я считаю, что цель достигнута, хотя, конечно, средства не совсем хороши. Все-таки «Пусть говорят» - «желтая» передача.

А вы считаете нормальной ситуацию, когда два священнослужителя ругаются прямо в эфире?

Церковную этику нужно соблюдать, конечно. Перед записью программы дьякон Кураев подошел ко мне под благословение, и здесь он был абсолютно прав. Но то, что он делал дальше, - это нарушение этой самой этики. Его высказывания были лишены всякого уважения к сану. В этом отношении в нем было что-то большевистское, конечно. Выражаясь современными словами, дьякон просто оборзел. Наверное, у него были основания так себя вести. Возможно, кто-то советовал ему как можно жестче разговаривать со мною.

Дьякон Кураев после эфира написал на своем форуме о вас: "Пошел ради того, чтобы посмотреть на сталиниста-игумена Евстафия. Случай оказался более запущеным, чем я думал. О. Евстафий - родственник Ленина! В Сталине видит Божьего вестника, который помогал людям найти дорогу в Царство Божие, раздавая им мученические венцы (аналогичная бредня есть у самых отъявленных почитателей Ивана Грозного)".

Я могу ответить, что Господь наш Иисус Христос многое попущает. Он грешникам разрешает развернуться во всю мощь своего греха. Для того чтобы на фоне этих грешных деяний была еще более ясна и заметна высота подвига тех, кто идет на Голгофу. Если бы Господь наш Иисус Христос стремился избежать крови, страданий, мучений, он бы не взошел на крест. И мы, священники, должны помнить, что наша дорога - дорога к Голгофе. Избегать трудностей, казней, пыток, которые попустил Господь, - это значит уйти с дороги, по которой шел сам Иисус Христос.

С этой точки зрения мы не можем поддерживать Ивана Грозного, убившего Корнилия Псковского. Но мы при этом должны восхититься самим Корнилием, который ныне причислен к лику святых, и не без участия такого великого грешника, как Иван Грозный. Думаю, что и без новомучеников нам жилось бы очень плохо. А среди них есть и такие, которых сами священники сдавали, оклеветав, чтобы скостить себе срок. Те, кто сдали в руки палачей своих собратьев по службе, вероятно, должны были получить возмездие за эти действия. И это все тоже было попущено Богом.

Говоря о ГУЛАГе, можно перефразировать известную пословицу: «или ГУЛАГ, или пропал». Если бы у Сталина не было таких жутких возможностей, как привлечение к строительным работам заключенных ГУЛАГа, то, я думаю, страна пропала бы: не было бы построено нужное количество заводов, фабрик и железных дорог. Это та ужасная цена, которую Сталин, скрепя сердце, должен был заплатить за благополучие своей страны.

Кстати сказать, Сталин был благословлен двумя патриархами - Сергием и Алексием Первым. Они оба говорили о том, какой он добрый. А патриарх Сергий сказал о том, что у такого доброго человека в душе обязательно Бог. Он вынужден был быть жестоким, поскольку того требовала судьба страны.

Можно прояснить поподробнее вопрос вашего родства с Лениным…

В мавзолее лежит двоюродный брат моей бабушки - Евдокии Александровны Ардашевой. Они были очень дружны. Однако бабушка, видимо, была несогласна с некоторыми экстремистскими высказываниями будущего вождя, и постепенно произошло некоторое охлаждение. У нас в семье к Ленину отношение двойственное. Моя прабабушка была обижена при дележе имущества, она даже умерла с расстройства. Но это все давно ушло.

Какова ваша позиция по вопросу возможного захоронения тела Ленина?

С моей точки зрения, убрать вождя Ильича из мавзолея - это кощунство. Я неоднократно встречался с участником парада 7 ноября 1941 года Георгием Александровичем Рыбакиным. Он мне рассказывал о своих чувствах, когда их высадили на Красной площади: «Я был так горд, что иду мимо мавзолея, что меня приветствует вождь, что я готов был пожертвовать собой, не страшно было умереть». И я думаю, что эти слова - типичные для тех воинов, которые шли мимо мавзолея и видели в нем своеобразный устой нашего государства. Не надо кощунствовать над памятью этих людей, которые уже не могут нам возразить.

Помните такие слова - «им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»? Манипуляция с мавзолеем станет еще одним таким потрясением. Я думаю, что нельзя раскачивать устои великой страны. И так уже достаточно раскачали.

Есть ли у вас единомышленники в церковной среде, разделяющие такую позицию по отношению к советскому прошлому?

Единомышленники есть. Я знаю, по меньшей мере, двух архиепископов, которые очень тепло относятся к Сталину, одного архимандрита, многих священников. Дело тут не в какой-то особой любви, а в том, что эти люди видят, сколько Иосиф Виссарионович сделал для государства. Он оставил нам страну, которая до сих пор не разграблена, не разворована. Запас прочности был велик. И за это Сталина надо благодарить.

Однако никто из ваших единомышленников открыто не выступает. Мы слышим только голоса церковного мейнстрима - того же дьякона Андрея Кураева, отца Всеволода Чаплина и других… Почему же консервативное крыло РПЦ никак не афиширует себя?

А где получат слово консерваторы? Я пошел к Малахову, но другие вряд ли пойдут туда или, скажем, на «Эхо Москвы». Если консервативное крыло себя и проявит, то - в молчании. А это молчание - все-таки некая масса, которая имманентно, скрытно, может быть, повернет церковный корабль.

Церковные либералы активно используют интернет, телевидение, рок-концерты. Они стараются говорить с людьми на современном языке, в чем, в принципе, преуспели. А почему бы консерваторам не научиться делать то же самое?

Либералы более энергичны, они лучше чувствуют запах современности. А мы вовсе не в хвосте у либерального крыла, как может показаться. Мы в глубине. Думаю, что консервативная часть церкви - это нечто ограничивающее тех, кто может слишком далеко зайти. А то ведь можно и службу в рок-концерт превратить.

Может быть, какие-то молодые люди придут на Шевчука, услышат дьякона Кураева и заинтересуются его проповедью. Потом им надоест эта пена, они захотят пойти поглубже, и тогда придут к нам. Кстати, в наш храм святой Ольги ходит довольно много молодежи, хотя у нас нет рок-концертов, и к тому же до нас не так просто добраться.

А вообще нужно признать, что консервативная церковь - церковь уходящая. Она постепенно сходит в могилы. Это очень грустно. И остаются эти самые рвущиеся вперед наглые дьяконы. Эти «энергичные люди», по терминологии Шукшина, торжествуют сейчас. К сожалению, никто не может их остановить, что в итоге приведет к перерождению церкви. Но, значит, и на это есть попущение божие. Наверное, есть тут какое-то рациональное зерно, которое мы не можем пока оценить.

беседовал Андрей Дмитриев

ПОМИНАЯ СТАЛИНА

Иеромонах Евстафий (Жаков) - настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке. По образованию врач. Кандидат философских наук. С 1987 года - служитель Православной Церкви.

Отец Евстафий, я случайно узнал, что Вы в дни памяти Сталина служите о нём панихиды и поминаете его всегда в дни, связанные с Победой над фашистской Германией. В то же время, сейчас Сталина принято считать злодеем и тираном. Почему Вы придерживаетесь противоположной точки зрения?

Прежде всего, я хочу сказать, что это чувство, что Сталин - отец народов, что это отчасти и мой высокий отец - это чувство не покидало меня всю жизнь. Когда хоронили Сталина (я жил в Иванове) - этот сумрачный день, эти слёзы на глазах у людей - они были непритворны, это были искренние слёзы. Я помню это всю мою жизнь.

У меня было два отца (кроме Отца Небесного): один отец - это мой отец по плоти, а другой отец - это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который всё равно, тем не менее, имеет для меня высокое имя моего отца как отца моей страны. Именно поэтому любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мёртвого льва, я слушаю моё сердце, мою душу. Я поминаю Иосифа Виссарионовича Сталина на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа.

Основным аргументом наших демократов против Сталина является то, что якобы при нём были массовые репрессии, были убиты и замучены в лагерях миллионы людей.

Наши демократы отвратительны для меня, это люди, которые, живя за счёт Сталина, сегодня отваживаются, смеют его оплёвывать. Конечно, для Сталина это - ничто, потому что Сталин слишком велик. Да и история нашей страны так сложна, что здесь не куриные мозги этих клеветников, а нужно провидческое видение Достоевского или иных прозорливцев, чтобы оценить всё то, что представляет наша история.

По большому счёту ведь история нашей страны - это история тех, кто борется с русским народом, история тех, кто является русофобами, и история тех, кто всё-таки противодействует русофобии, кто всё-таки, в конечном счёте, в трудной борьбе защищает нашу страну, нашу землю, наш народ. И Сталин был человек, который противопоставил, порой даже предельно жестоким образом - свою жёсткость этой всемирной русофобии, которая и сегодня направлена на то, чтобы уничтожить русский народ и завладеть его территорией. Величие Сталина в том, что он не поддался русофобам, что он гениально разгромил "верных ленинцев"-русофобов.

В связи с этим как Вы оцениваете роль Октябрьской революции и большевиков, а также их руководства в отношении к нашей стране?

Сейчас иногда говорят о жидомасонах - я не знаю, насколько этот термин корректен, но факт, что отвратительный для меня Ленин действительно привёз в нашу страну группу людей, которые в конечном счёте осуществляли геноцид русского народа. Эти люди окопались в Кремле, эти люди ненавидели и уничтожали Православие, эти люди привезли в нашу страну страх, ужас и голод, эти люди настолько были сильны, что бороться с ними надо было очень осторожно. Так, чтобы они не распознали хитрость тех, кто борется с ними. И Сталин - это человек, который в течение многих лет и десятилетий постепенно выкорчёвывал из русской почвы этих инородцев, бухаринцев, зиновьевцев, троцкистов. Ему было нелегко, но в течение десятилетий он справился с тем, чтобы окончательно вывезти на свалку истории оккупировавших страну "верных ленинцев".

Но были ли события 1917 года случайным эпизодом, который получился по трагическому стечению обстоятельств, или же у них была какая-то объективная предпосылка?

Главная предпосылка - это слабость и недостаточная святость Русской Православной Церкви. Эта слабость произошла от необдуманных реформ Петра I. Русская Православная Церковь потеряла должное значение в XVIII и XIX и отчасти в XX веке. Вместо того, чтобы воспитывать народ в духе Православия, Русская Православная Церковь постепенно в своём движении оказалась несостоятельной в борьбе с Лениным. Иначе почему же вышло так, что народ, в значительной своей части, убивал священников, убивал митрополитов? Это была месть русского народа тем пастырям, которые оказались неспособными совершить свой пастырский подвиг. Да, был преподобный Серафим Саровский, были другие подвижники. Но были и те, которые в конечном счёте оказались неспособными воспитать русский народ в истинном духе Православия. Поэтому трагедия Николая II, трагедия приезда Ленина в опломбированном вагоне - это трагедия, прежде всего, несостоявшегося Православия.

- А какова здесь роль последнего русского императора Николая II?

Вряд ли имеет смысл говорить отдельно об императоре Николае II. Надо говорить о триаде: Николай II - Ленин - Сталин. Сталин - это был своеобразный синтез, если говорить гегелевскими терминами, это было то великолепное окончание вот этого самого пути от слабого Николая II, который обречён быть слабым по произволению Божьему, этого как бы сильного Ленина, который обречён быть сильным потому, что Господь попустил его силу, и наконец Сталина, который вобрал в себя и Православие Николая II, и власть императора, и оказался тем человеком, который вывел нашу страну на тот путь, идя по которому, мы наконец можем вновь, как мне кажется, стать истинной православной монархией.

- То есть, Вы разделяете свойства Николая II как личности, его личные качества, и как правителя страны?

Святость Николая II в том, что он оказался слабым там, где надо быть слабым, где Господь попустил его слабость. Он оказался сильным там, где Господь попустил его силу. В конечном счёте, это была жертва, принесённая Николаем II за все те беззакония, которые совершались в синодальный период Русской Православной Церкви в России. Кровь Николая II и всей его семьи оказалась тем краеугольным камнем, на котором сегодня мы, как уже выяснилось, можем строить новую, и в конечном счёте, очень старую, ту, исконную, Православную Россию.

Если брать партию большевиков, которая пришла к власти в 1917 году, то сейчас многие историки и исследователи, как, например, декан исторического факультета нашего университета Фроянов, считают, что там было два течения, одно из которых стремилось к тому, чтобы использовать Россию в качестве охапки хвороста для мировой революции, а другое стремилось использовать революцию для России.

Россия - это всё-таки та территория, на которой обитает богоизбранный народ. Я глубоко уверен, что несчастья России - это своеобразные уроки, которые даёт Бог богоизбранному народу на пути его шествия. Раньше был, как известно, другой богоизбранный народ - еврейский. Но богоизбранность не является вечным ярлыком, а меняется от века к веку, от тысячелетия к тысячелетию. Я глубоко уверен, что уважаемый мною еврейский народ потерял свою богоизбранность с того времени, когда они распяли Бога нашего Господа Иисуса Христа. И вот сегодня я вижу другой богоизбранный народ - это наш. Я имею честь принадлежать, и Вы тоже имеете честь принадлежать к этому народу. И поэтому такие сравнения, как "охапка хвороста", "поджигание" и прочее - они не совсем корректны. Речь идёт о том, что по очень сложному, ухабистому пути идёт богоизбранный русский народ к цели, известной лишь Ему, Богу и Господу нашему Иисусу Христу, а всё остальное - это, попросту говоря, подробности, о которых мы можем говорить, а можем и не говорить.

- Некоторые публицисты обвиняют Сталина в антисемитизме...

В еврейском народе, как и в любом другом, есть выродки. Поэтому надо отличать великий еврейский народ, народ, который дал нам великих пророков, от тех выродков, которых привёз с собой Ленин. Поэтому не стоит говорить об антисемитизме Сталина. Надо говорить о том, что Сталин - это человек, который не дал состояться заговору всемирного масонства, всемирного жидовства, заговору выродков еврейского народа, которые приехали в эту огромную страну и подумали, что они могут здесь делать всё что угодно. Год за годом, голова за головой слетала с плеч этих отвратительных людей. И здесь я не могу не вспомнить Андрея Януарьевича Вышинского, великого прокурора, который должным образом оценивал деятельность этих людей, называя их бешеными собаками. Это и были бешеные собаки. И они, тем не менее, благодаря гению Сталина, были все поочередно или группами уничтожены, и таким образом, хотя бы на этот период, Россия была спасена от последствий их заговора.

Когда мы читаем сегодня стенограмму, например, бухаринского процесса, то видим те формулировки, которые можно было бы вполне применить к некоторым современным деятелям России, а именно: развал Союза, восстановление капиталистического строя, капитуляция перед Западом... Но были ли они все действительно виновны в тех преступлениях, в которых их обвиняли? Не было ли всё-таки невинных среди пострадавших?

Несомненно, среди расстрелянных священников, среди сидящих в лагерях было немало невинно пострадавших. Но вообще невинность этих людей должна отчасти оцениваться условно. Потому что всё-таки никто не снимал те формулировки Ветхого завета, в которых сказано, что аж до третьего и четвёртого поколения должны страдать потомки за гнусные деяния предков своих. И те, кто пострадали за гнусные деяния предков своих - эти люди, вероятно, приняты с особым уважением Господом, их душам оказан особый приём в Царстве Небесном. Потому что миг жизни земной - это лишь миг, а жизнь вечная и жизнь в Царстве Небесном - это целая вечность. Поэтому если миг здесь оказался мигом людей, пострадавших невинно, то вечность в Царстве Небесном для них будет уже истинной вечностью. Страна, населённая богоизбранным народом, должна не забывать о том, что на крови жертвенников стоит православный мир. Если кто-то получил из невинно расстрелянных, из священников, митрополитов, архиепископов и многих других - если кто-то из них получил венец мученичества, то это и есть те дрожжи, на которых может взойти тесто нашего развития. И это тоже заслуга Сталина.

Но среди невинных были и те, которые лишь казались невинными. Господь знает преступления этих людей. Господь знает беззакония, которые тайно совершили они. И то, что кажется сегодня невинностью, завтра, быть может, будет классифицировано как ужасная виновность перед народом, перед Богом. И перед Сталиным тоже.

Как известно, в начале своей жизни Сталин (тогда ещё Иосиф Джугашвили) обучался в православной семинарии. Потом он стал профессиональным революционером, состоял в руководстве партии большевиков. Во время его правления в 30-е годы был разрушен Храм Христа Спасителя и другие православные храмы, подвергалось репрессиям духовенство. Но тем не менее, позднее он, наоборот, предпринял шаги по восстановлению роли Православной Церкви в нашей стране. Вот как Вы оцениваете отношение Сталина к Православию в течение его жизни, менялось ли оно со временем?

Народ, который в значительной части своей равнодушно относился к низверганию своих святынь, народ, который равнодушно в значительной части своей отнёсся к осквернению мощей - этот народ должен быть наказан. И это наказание, в принципе, не ужасное. Это наказание, которое ведёт народ к лучшему. Это учительство, поскольку Бог является педагогом. И вот именно таким педагогическим, я уверен, приёмом, является то, что в нашей стране произошло с Православной Церковью в 20-е и 30-е годы. И это было частью деятельности Сталина. Но Сталин обязан был делать то, что он делал. Он обязан был это делать по попущению Божию. Он обязан был делать именно потому, что он был порядочный человек, который вынужден быть в "ленинской гвардии" и не мог быстро изменить своим обещаниям. И поэтому его действия в эти годы - это действия человека, которые попущены Самим Господом, это действия человека, который не сразу смог отказаться от своих обязанностей и обязательств, связанных с тем, что он сотрудничал с Лениным. Потом постепенно, в течение последующих лет, Сталин, опять-таки по попущению Божию, понял, что это время прошло. Наступило другое время, время, когда Русская Православная Церковь должна быть поддержана им, когда новые руководители Русской Православной Церкви должны быть приняты им, и этот приём, и эти последующие обещания известным митрополитам, прибывшим к нему в Кремль, обещания в том, что наступило для Церкви Православной иное время - они были выполнены буквально "большевистскими темпами". В несколько дней было изменено всё. Был созван собор архиереев, выбравших, наконец, Патриарха, и затянувшийся период, когда Патриарха в Русской Православной Церкви не было, чудесным образом закончился. Закончился благодаря тому, что Сталин чутко реагировал на те мистические импульсы, которые были даны ему в годы войны.

Но не было ли это просто ходом государственного руководителя? Или же Сталин искренне в то время вернулся в Православие?

Я знал людей (к сожалению, не уполномочен назвать их имена), разговаривавших с митрополитами, бывшими на приёме у Сталина в Кремле в 1943 году. Митрополиты, рассказывая об этом приёме, сообщали, что Сталин был человеком, который вёл себя как иподьякон. Он, знающий и не забывший церковный устав, должным образом общался с владыками митрополитами, и те были поражены, как прост, как обаятелен, и как, в сущности, православен этот человек. Его православие не было притворным, потому что другие люди, разговаривавшие с патриархом Алексием I, говорили о том, что Сталин причащался, Сталин молился, и в последние годы его жизни Сталин был, пожалуй, единственным среди кремлёвских руководителей, который искренне верил в Бога и просил Господа простить его грехи.

Как же тогда оценить роль Хрущёва, который, как известно, после смерти Сталина не только подверг его всяческому поношению под предлогом разоблачения "культа личности", но также и организовал вторую волну гонений на Православную Церковь?

Хрущёв - это шут, который при жизни Сталина плясал и угодничал ему, а после смерти решил свести счёты с трупом Сталина. И сводя счёты с трупом Сталина, он не знал, что его руками водит, собственно говоря, воля Божья. Потому что нет худшего наказания для православного человека, чем лежать в Мавзолее. Сводя счёты с трупом Сталина, пигмей Хрущёв руками своими совершил дело Божье, он помог Сталину после своей смерти обрести достойный покой. Именно поэтому по водительству Божию и с подачи Хрущёва тело Иосифа Виссарионовича Сталина было вынесено из Мавзолея. Страшное наказание, которому до сих пор подвергается Ленин - это страшное наказание, к счастью, обошло Иосифа Виссарионовича. Он был всё-таки похоронен в земле, как это должно быть для православного человека. И это наказание, которое до сих пор имеет педагогический смысл: пусть человек, который привёл в Россию такие демонические силы - пусть он лежит в Мавзолее, и пусть тот, кто туда придёт - видит этот урок Божий.

Современные публицисты любят говорить, что те успехи, которых достигла наша страна в период правления Сталина - та же победа в войне, отстроенная промышленность и всё прочее - это всё якобы было достигнуто вопреки ему, а не благодаря.

Демократы просто ненавидят тех, кто заботится об Отечестве, тех, кто побеждает в войнах, тех, кто способствует сохранению нашей территории. Для них как воздух необходимо предательство интересов русского народа. Поэтому когда они говорят о Сталине так, то они ещё больше, ещё очевиднее выдают свои планы и, наверно, не нужно опровергать их, потому что сама истина, сама история доказывает величие тех дел, которые сегодня очевидны ещё больше, чем вчера.

Как можно заметить, особой ненависти и поношению у этих людей подвергается не только Иосиф Виссарионович Сталин, но и другие правители России, которые стремились к её величию и решительно боролись с её внешними и внутренними врагами. Например, Иван Васильевич Грозный.

Современные пацифисты и всевозможные враги смертной казни не хотят сказать нам, что наши лучшие руководители, в том числе среди них можно назвать и Ивана Грозного, считали, что они обязаны взять на себя грех убийства, и это грех убийства врага. Потому что душу свою надо положить за други своя, и когда мы убиваем врага - мы, конечно, убиваем, и это, конечно, грех, но ещё больший грех - сделать так, что враг неубитый убьёт твоих ближних. Поэтому Иван Грозный, известный своей грозностью - это был тот, который клал душу свою за други своя. Его страшные, лютые казни, мучившие всю жизнь его самого, казни, которые послужили для него, может быть, причиной его преждевременной смерти - это, собственно говоря, испытание, прежде всего, для него, поскольку любая казнь для Ивана Грозного - это было его собственное испытание, это была его собственная боль. И успокоение и прощение в его деятельности он находил у Господа, поскольку это был один из самых боговерующих русских руководителей. С этой точки зрения, я знаю, что Сталин, вспоминая об Иване Грозном, считал его своим учителем, тем, кто страшно страдал о своих деяниях, молился о прощении, и всё-таки клал душу свою за други своя, за ближних, за весь народ. С точки зрения пацифистов-демократов все наши полководцы и вожди, Александр Невский, Дмитрий Донской - это ведь, в сущности, убийцы, поскольку они убивали врагов. Но Господь их прославил как защитников Отечества.

То есть, те "гуманисты", которые заявляют о необходимости обязательной отмены смертной казни, на самом деле являются лицемерами, которые тем самым способствуют гораздо большему злу в виде разгула преступности?

Смертную казнь надо вводить немедленно. Если не ввести смертную казнь в отношении одного наркоторговца, то это значит, что послезавтра этот наркоторговец убьёт своим товаром сотни или тысячи людей. Поэтому надо взять на себя этот грех убийства, с тем, чтобы не взять на себя грех потакания многократным убийствам тех людей, которые были убиты благодаря тому, что не было произнесено достойного приговора над тем, кто действительно заслужил смерти своей. Более того, я хочу сказать, что людям вроде наркоторговцев и серийных убийц-маньяков надо дать возможность, чтобы они быстрее прекратили свой греховный путь на земле, чтобы они убили как можно меньше людей, чтобы они своим зельем поставили в наркотическую зависимость как можно меньше людей. Это помощь им, их душе. Ведь если этих преступников убить сегодня - это значит, что они завтра не совершат то, что они совершили бы, если их оставить в живых. Поэтому я считаю, смертную казнь актом высокого гуманизма.

Если вопросы Ваши исчерпаны, я хочу сказать, что всё высказанное здесь - моё личное мнение, и прошу не судить меня строго.

Интервью брал И.Пыхалов



Статьи по теме