Работают ли камеры на отсутствие осаго. Камеры гибдд будут штрафовать за отсутствие осаго автоматически “уже в ближайшее время”. Фиксация камерами отсутствия осаго: план и факт

Введение нового штрафа с камер автофиксации – за отсутствие страховки ОСАГО . Но в последний момент власти приняли решение отложить это новшество, причём, на неопределённый срок. Когда вступит в силу возможность наказания за просроченный или отсутствующий полис с помощью камер автофиксации, каким образом будут штрафоваться собственники автомобилей и как это будет работать, давайте выяснять!

Что собираются ввести?

Итак, правительство в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) и ГИБДД планируют ввести возможность выписывать штрафы с систем автоматической фиксации нарушений за отсутствие страховки ОСАГО. Выявлять это нарушение будут Автодории, которые вешают на столбах и на текущий момент они пока выявляют нарушения ПДД:

  • превышение скорости движения высчитыванием средней скорости,
  • движение по автобусной полосе.

Теперь же Автодория станет способна выявлять водителей, у которых не застрахована автогражданка. Точнее, Автодория не будет это выявлять непосредственно сама. Распознавать такие автомобили будут системы, которым камера просто с машинами и их госномерами.

Если Вы встретите на пути такую камеру, и у Вас нет страховки, то на Вас может быть наложен штраф:

Работать это будет следующим образом:

  1. у Вас нет страховки ОСАГО, и Вы едете по дороге, попадаясь на участок, фиксируемый дорожной камерой Автодория,
  2. камера считывает Ваши номера и отправляет в специальную систему распознавания,
  3. система проверяет по базе РСА, застрахована ли ответственность на данный автомобиль,
  4. если автогражданки нет, то собственнику автомобиля автоматически выписывается штраф.

Сколько?

Штраф за страховку на сегодняшний день составляет 800 рублей . Он включает в себя 2 случая:

  • если Вы просто не захотели оформлять полис,
  • если ОСАГО у Вас просрочилось.

Где?

Пилотным регионом традиционно выступит Москва – именно в столице проект запустят в экспериментальном режиме, что вовсе не означает, что штрафы будут выписываться ненастоящие.

Затем нововведение собираются распространить на Татарстан (также традиционно пилотный регион для разного рода испытаний ГИБДД) и уже при успешном тестировании распространят на всю Россию.

Когда?

Как мы уже упомянули выше, запуск новой схемы наказания владельцев машин планировался на 1 сентября. Но неожиданно перед самым запуском проект отложили на неопределённый срок.

И дело здесь не в неподготовленности технической базы для этого. Новшество отложили по причине отсутствия конкретного решения о том, сколько штрафов будет выписывать в том случае, если водитель проедет несколько Автодорий на своём пути.

Кроме того, власти не определились, по какой статье штрафовать собственников автомобилей. Впрочем, вопрос достаточно странный – на 2019 год отсутствие страховки может предполагать различные ситуации в зависимости от обстоятельств, и в зависимости от них различаются и наказания по КоАП:

  • если на автомобиль вообще не оформлена страховка ОСАГО либо если она просрочилась, то применяется ч.2 статьи 12.37 КоАП со штрафом 800 рублей,
  • если водитель не вписан в полис, то часть 1 этой же статьи и 500 рублей,
  • если полиса просто нет с собой, но автогражданка оформлена, то те же 500 рублей, но по части 2 статьи 12.3 Кодекса.

Очевидно, что нарушение под вторым пунктом камера в принципе не способна выявить, так как не умеет идентифицировать водителя. Также система не способна определять наличие полиса в бардачке машины, поэтому третий пункт также абсурден. Поэтому очевидно, штраф должен быть выписан за отсутствие страховки как таковой, и в чём вопрос о применении конкретной статьи, кажется достаточно странным.

Ещё несколько странностей

Шутка ли, но действующее на 2019 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ "Об ОСАГО", предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.

Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.

Новый полис ОСАГО

Если хозяин оформил страховку только что и сразу поехал домой или куда-либо ещё, попал на камеру, то ему придёт штраф. Потому что требуется определённое время для того, чтобы:

  1. тот, у кого он оформлял страховку (работники страховой, агенты или страховые брокеры) внесли данные полиса в базу данных РСА (а именно из неё будут считываться данные камерами),
  2. информация в базе обновилась даже после внесения.

Несмотря на то, что это происходит достаточно быстро, но всё же не за несколько десятков минут, которых хватит, чтобы водитель поехал и попал на финансовую санкцию.

Впрочем, в этой недоработке законодатели предусмотрели вариант выхода – данные в РСА будут проверяться 2 раза – второй раз через несколько часов после первого попадания автомобиля под камеру автофиксации. И в этот момент данные в базе уже, вероятнее всего, обновятся.

Дело за ЦОДД. Система фото- и видеофиксации будет использовать предоставленные РСА и ГИБДД данные как «базу розыска», сверяя номерные знаки автомобилей, летящих под камерой с этой базой.

«Если под камерой проехала машина, сведений о которой нет в «базе», то это будет расценено как признак нарушения. Система выдаст «сигнал», после чего будет проводиться повторная проверка через запрос ГИБДД страховщикам о наличии действующего полиса» , - говорится на сайте «Коммерсант».

Если данные об отсутствии полиса подтвердятся, будет вынесено постановление по ч. 2 ст. 12.37 КоАП с штрафом в 800 руб. через десять дней после фиксации нарушения.


Как будет работать система в рабочем режиме, пока остается неясным. На данном этапе она будет проходить тестирование всего на одной камере. Но, судя по всему, штрафы будут высылать настоящие. По одной из версий, постановления будут присылаться после каждого проезда автомобиля под камерой. Сколько проехал - столько штрафов и получил. Насколько этот алгоритм соответствует действительности, узнаем в ноябре. Возможно, к IT-системе будет подключено сразу несколько камер.

О том, что пилотный проект по проверке автоматическими комплексами фиксации нарушений ПДД наличия у водителей полисов ОСАГО в Москве и, возможно, даже в некоторых регионах стартует в ближайшее время, говорилось уже несколько лет. Последние новости на эту тему появились в феврале 2017 года, речь вновь шла только о пилотном проекте в столице. Тогда были внесены поправки в ряд нормативных актов, благодаря чему базы страховщиков с данным о заключении договоров ОСАГО оказались в распоряжении ГИБДД.

Получилось так, что у ГИБДД уже есть возможность проверять наличие заключенного полиса ОСАГО на любой автомобиль, который попадет в объектив камеры фото-, видеофиксации нарушений ПДД.

О том, что такие договоренности между ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА) есть, не раз заявлял глава РСА .

Согласно его предложениям, проверять на наличие полиса ОСАГО должны не все автомобили подряд, а те транспортные средства, водители которых нарушают ПДД, например превышают скорость или проезжают на красный сигнал светофора. Однако предполагалось, что камеры смогут вычленить из потока и просто автомобили без страховки.

Напомним, что штраф за управление транспортным средством без полиса ОСАГО составляет 800 рублей.

Согласно изначальным планам, штрафы должны были приходить автовладельцам, которые оформили страховку менее пяти дней назад — столько времени требуется на то, чтобы эта информация попала в базу РСА. При этом, как предлагал Юргенс, сначала автовладелец должен получить не «письмо счастья», а простое предупреждение о том, что он ездит без страховки ОСАГО, и только во втором письме уже должен был прийти штраф. Но уж если предупреждение не сработает, то, как грозился Юргенс, штраф за отсутствие ОСАГО будет приходить с каждой камеры, в объектив которой попадется автомобиль нарушителя.

Однако по состоянию на середину августа ни о каком пилотном проекте речи пока не идет. Ситуацию «Газете.Ru» прояснил вице-мэр Москвы, глава департамента транспорта и дорожной инфраструктуры .

«Мы крайне заинтересованы, чтобы камера проверяла по базе данных РСА наличие полиса ОСАГО. Мы действительно хотели сделать некий пилотный проект в первом полугодии, не рассылая штрафы, а просто чтобы предупредить человека: у вас какие-то проблемы с полисом, мы его не видим в базе данных, обратите на это внимание.

Причем письмо это придет не от нас, а от РСА. Мы здесь только даем нашу инфраструктуру. Как только РСА будет готов нам дать качественную базу данных, с которой можно работать по нашим стандартам, мы ее подключим. Мы в этом плане полностью готовы хоть завтра это сделать, ничего сложного в этом нет», — заявил Ликсутов.

В свою очередь исполнительный директор РСА объяснил «Газете.Ru», в чем заключаются сложности внедрения нового вида фото-, видеофиксации нарушений.

«Мы тоже готовы хоть завтра, но есть одна проблема. У нас по закону о персональных данных данные автовладельцев захешированы в системе. И чтобы расшифровать сведения, из нашей системы нужно заходить через России и получать информацию только через них. А в дептрансе хотят подсоединиться к нашей информационной базе напрямую, но сделать это полностью корректно с технической точки зрения невозможно,

— говорит Уфимцев. — То есть мы сами по себе готовы передавать эти данные, МВД их получает, никаких проблем нет. А дептранс работает сегодня через свою информационную систему по отдельному локальному соединению с московской ГИБДД. Поэтому и у них, и у нас есть свои базы, они готовы полностью, но реализуются они со своими особенностями, и скрестить их сейчас и пытаются наши специалисты, но сделать это нелегко.

Это две совершенно разные базы, работающие по разным стандартам с разными требованиями. Поэтому и о каких-то сроках говорить пока сложно. Вроде как можно быстро, но мы вот уже с ними три месяца мучаемся. Тем более ведь нам надо не сделать это только по какому-то особому каналу для одной Москвы, нужно решение и для других субъектов, для МВД».

Между тем замглавы Владимир Кузин еще в 2016 году говорил, что планы штрафовать за отсутствие полиса «автогражданки» при помощи камер фото-, видеофиксации «откладывается на очень отдаленную перспективу».

По оценке , на тот момент еще не существовало технических возможностей, а также норм законодательства, которые позволили бы запустить такую проверку. По словам замглавы ГИБДД, камеры фиксируют нарушения ПДД — выезды на красный сигнал светофора, нарушение скоростного режима, а чтобы проверить наличие полиса ОСАГО, требуется проверка по существующим базам данных, которые несовершенны, соответственно, может появиться много ошибочных постановлений. А этого, понятное дело, в ведомстве очень не хотят — так, в ГИБДД и без того хватает разбирательств с оспариванием водителями административных штрафов.

Отметим, что одна из целей страховщиков, которые лоббируют возможность использования камер автоматической фиксации нарушений для проверки наличия полиса ОСАГО по госномеру автомобиля,- полное исключение так называемых мошенников, которые ездят по поддельным документам.

Однако, по оценке Кузина, в этой борьбе такая мера вряд ли будет эффективна и искоренить эту практику смогут плановые проверки в отдельно взятых регионах, где проблема с поддельными полисами стоит особенно остро, а также полный переход на электронные продажи и разъяснения со стороны РСА о том, что при ДТП фальшивый полис станет только дополнительной проблемой для его обладателя.

Важные факты из статьи

  1. По состоянию на 05 Июля 2019 года камеры видеофиксации за отсутствие ОСАГО не штрафуют.
  2. МВД сообщают, что когда схема будет налажена, проверка наличия страховки будет запущена.
  3. Но точная дата начала фиксации в Москве и регионах не сообщается.
  4. Проверять страховку и выписывать штрафы будут Автодории.

Новая инициатива по видеофиксации отсутствия ОСАГО совсем не новая. Но по сети информация начала обширно обсуждаться лишь с августа 2018 года. Тогда многие издания активно заговорили о том, что камеры начинают штрафовать за отсутствие страховки уже с 1 сентября. Затем о новом штрафе с камер фиксации, но только уже только в Москве за езду без ОСАГО заговорили с новыми датами: с 1 октября, другие источники – с 1 ноября 2018 года. Как обстоят дела с автофиксацией отсутствия полиса на сегодняшний день?

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 05 Июля 2019 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится.

"Пруфы" для подтверждения этого просты: Вы не найдёте подлинной информации в интернете о случаях фиксации дорожными камерами ГИБДД отсутствия страховки ОСАГО. Под подлинной информацией мы подразумеваем наличие фото или сканов постановлений, вынесенных в автоматическом режиме, с конкретным указанием, что штраф вынесен именно за управление без полиса.

Обновление от 3 февраля 2019: запуск штрафов с камер за отсутствие страховки запланирован на 1 марта 2019 года. К этому времени ведомства планируют "очистить" базу данных полисов от ошибок и избежать неправомерных штрафов. Но далеко не факт, что эта дата также не отложится.

Но начало положено давно!

Тем временем, информация о новых штрафах с камер за ОСАГО далеко не новая – начало было положено ещё в далёком 2016 году, когда с данной инициативой впервые выступили ГИБДД совместно с РСА:

  • сначала одно популярное новостное издание сообщило, что камеры планировалось снабдить возможностью начать штрафовать за отсутствие страхового полиса ещё с 1 января 2016 года,
  • затем интернет облетели новости о начале фиксации ОСАГО с начала 2017 года,
  • потом аналогично с начала 2018,
  • а вот в 2018 начались бурные обсуждения якобы нового закона о штрафах с камер за ОСАГО, даты будущего начала назывались:
  • 1 сентября, затем перенеслось на 1 октября,
  • после на 1 ноября,
  • ныне речь идёт о начале фиксации комплексами отсутствия страховки с 1 января 2019 года, но называются и другие даты.

Когда заработает фиксация?

Очень скоро!

Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:

О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.

Между тем, несмотря на обилие постоянных переносов начала фиксации камерами отсутствия полиса, официальный ответ МВД , актуальный на 05 Июля 2019 года, прост:

До завершения указанных работ [по объединению баз данных – прим. ред.] правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по указанному составу административного правонарушения не осуществляется. Она будет начата по мере технической готовности информационных систем.

Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.

Где будут стоять такие камеры?

Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.

Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.

Какие камеры штрафуют?

На 05 Июля 2019 года известно, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут выписывать только Автодории. Вот так они выглядят на дорогах:

Но и это в рамках эксперимента. Главное – наличие базы автомобилей без страховки. Всё остальное – дело техники. Ведь камеры автофиксации считывают лишь номера машин, а остальное делает программа, которую можно обновить, заменить, доработать.

Таким образом, в будущем за езду без ОСАГО будут штрафовать, возможно, и другие виды камер, кроме Автодорий, в том числе Крисы различных модификаций, Стрелки и другие.

Как штрафуют?

Чтобы проверить наличие договора страхования у водителя на дороге в автоматическом режиме, камера должна:

  1. сначала считать госномер машины,
  2. отправить информацию в некую программу для проверки,
  3. программа должна быть подключена к базе данных, которая, в свою очередь, черпает информацию из баз ГИБДД и РСА и сопоставляет госномер и договор страхования,
  4. если договора у водителя не оказалось, то программа выписывает штраф, который затем перепроверяется.

Если водитель попадётся несколько раз

В этом случае разработчики штрафов с камер за езду без ОСАГО обещали не более 1 штрафа в сутки. Но верить этой информации или нет, дело второе. По аналогии, за превышение скорости сейчас Автодории штрафуют столько раз, сколько автомобиль проедет под камерами – даже если сам факт превышения был один. Если Вы проедете под 3, к примеру, парами Автодорий, то и "писем счастья" придёт 3.

Таким образом, и за отсутствие страховки ОСАГО штрафы могут выписываться всеми камерами, под которыми водитель проедет.

Какой штраф?

По состоянию на 2019 год он составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Между тем, в ряде источников Вы найдёте информацию о 500 рублях именно в контексте новой возможности фиксации по камерам водителей без ОСАГО. Это не соответствует правде – 500 рублей по части отсутствия страховки налагается в двух случаях:

  • если Вы не вписаны в полис или ездите вне границ периода использования (не путать с просроченной страховкой),
  • если Вы забыли дома сам полис ОСАГО, но договор страхования у Вас есть.

Камеры будут проверять именно наличие договора страхования, а за его отсутствие предусмотрен штраф в размере именно 800 рублей.

В конце 2017-начале 2018 годов шло много разговоров о повышении данного штрафа до 5000 рублей. А в конце осени 2018 появилась информация о том, что штраф с 20 ноября вырастет до 8000 плюс будет предусмотрена эвакуация. Но все обозначенные новости являются фейком.

Сначала автовладельцы будут получать только предупреждения с напоминанием о необходимости купить «страховку» и лишь затем – штраф.

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО сейчас составляет 800 рублей. Пока что поймать водителя на этом нарушении может только сотрудник дорожной патрульной службы, однако скоро ситуация изменится. По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, с 1 сентября 2018 года водителей без «автогражданки» будут ловить комплексы фото- и видеофиксации.

Он сразу оговорился, что дата пока ориентировочная. РСА уже полностью готов к началу работы системы, осталось дождаться согласования с ГИБДД. На первом этапе эксперимент начнут в Москве, следующим регионом должен стать Татарстан. Сначала автомобилисты начнут получать лишь уведомления о том, что им необходимо застраховать свою гражданскую ответственность, затем в «письмах счастья» будут уже штрафы.

Новости / Авто и общество

Со скидками на ОСАГО возникли проблемы

Центробанк за первый квартал 2018 года получил в общей сложности около 13 400 жалоб граждан на страховщиков, которые оформляют полисы ОСАГО. Большая часть из них - примерно 5 500 обращений - приходится на отсутствие или...

2934 0 0 17.05.2018

На переходный период от уведомлений к штрафам страховщики пока закладывают три месяца (то есть первые постановления нарушители получат примерно к зиме), а в ГИБДД ограничиваются одним месяцем (а значит, первые штрафы за отсутствие ОСАГО с камер могут начать выписывать уже в октябре текущего года).

О механизме работы системы сообщает «Российская газета » со ссылкой на слова Евгения Уфимцева. Он пояснил, что камеры будут накапливать информацию обо всех проехавших за день машинах. Данные с комплексов планируется передавать в обработку ночью, когда трафик не такой высокий, как днём. Каждый автомобиль проверят по информационным системам ГИБДД и РСА, если в базах не будет сведений о наличии действующего полиса, то водителю выпишут штраф в автоматическом режиме. Однако каждый случай будет дополнительно проверен инспектором, чтобы исключить ошибки и сбои в работе системы.

Такой порядок работы позволит наказывать автовладельцев, которые ездят без ОСАГО, лишь раз в сутки, а не после проезда под каждой камерой. Напомним, согласно решению Верховного суда РФ, у водителя должно быть время для устранения нарушения, то есть для оформления полиса «автогражданки».

Согласно актуальным оценкам страховщиков, сейчас на российские дороги выезжает 5-10% незастрахованных по ОСАГО машин, что в масштабах всего автопарка страны составляет от двух до четырёх миллионов. Сюда же входят те, кто ездит с поддельными полисами.

Интересно, что штрафовать за отсутствие «автогражданки» с помощью камер начнут после того, как «страховка» подорожает. Центробанк планирует сделать первый шаг в сторону либерализации ОСАГО летом текущего года. Тогда будет расширен тарифный коридор (на 20% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения ставки); помимо этого изменятся коэффициенты, используемые для расчёта цены полиса.

Страховщики будут пытаться покрыть убытки, полученные за 2017 год, с помощью повышения базового тарифа. Напомним, средняя стоимость полиса в этом случае .



Статьи по теме