Роль отца в воспитании детей. Доклад "роль отца в семейном воспитании" Обязанности отца в семейном физическом воспитании

Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол. Ты девочка! Ты мальчик!

Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала.

Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих.

Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.

Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.

Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу.

Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.

Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Отец – единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка. Качества хорошего отца: - отец должен быть доступным для малыша; - иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт… - уметь хвалить за исследование, успешное действие; - включенность в совместную деятельность с ребенком; - ответственность за материальное обеспечение потребностей детей; - осведомленность – всегда с интересом и участием следить за ростом детей.

Отцовская душевная забота о ребенке – это способность быстро, горячо и деятельно откликаться на его эмоциональные потребности.

Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать.

Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять себя любовь мужчины к детям, к жене и к окружающим.

Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиции в обществе

Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.

Быть родителем - значит помогать детям формировать свой характер. Отец очень сильно влияет на развитие таких качеств в ребенке как: - сдержанность; - неторопливость; - эмоциональная уравновешенность; - безмятежность; - спокойствие; - оптимизм; - исполнительность; - ответственность.

Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу. В большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью. Но это отнюдь не значит, что дети не нуждаются в отце.

К чему приводит безотцовщина, то есть когда нет связи ребенка с отцом или отец не выполняет свои функции:

Дети, которые в очень раннем возрасте лишились общения со своим отцом, могут быть излишне агрессивными в период полового созревания.

Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной связи с отцом, даже если и не были в разводе. Также эти люди страдают от чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды страхов.

Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Юноши, выросшие в семье без отца могут отрицательно относиться к матери. У них развивается недоверие людям, повышенная тревожность.

Девочки, воспитывающейся в неполной семье, чувствуют недостаток мужского внимания, и пытаются восполнить эту нужду раннему вступлению в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.

Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности мужчины.

Для полноценного развития каждый мальчик должен иметь - образец для подражания; - дружбу с отцом; - одобрение отца; - время с отцом наедине.

В соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: - потребность и способность защищать, - принимать на себя ответственность, - внутренняя энергия и душевная сила.

Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша на маминых руках к мальчику, а потом к юноше.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки является одобрением себя самой как достойной представительницы женского пола. В возрасте (13-15 лет) она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца.

Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин. Будучи взрослой, каждая девочка будет пытаться выстраивать свои отношения с мужчинами по аналогии, какие были у нее с отцом.

Зная особенности отцовской любви и роли отца в семейных отношениях, хочется сделать только один вывод. Даже если случился развод, связь с родным отцом не должна прекращаться

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Вопрос 2. Роль отца в семейном воспитании.:

  1. Глава 4. Тендерная экспертиза российского семейного законодательства
  2. Глава 21 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
  3. Вопрос 56. Особенности супружеских и детско-родительских отношений.
  4. РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА)
  5. 19. Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия правильного воспитания в семье. А.С.Макаренко об условиях правильного воспитания. Задачи и формы работы с родителями

Роль отца в семейном воспитании

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.

В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

Роль отца в воспитании уникальна. Ф. Махов автор одной из немногих книг по воспитанию, где рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), пишет, что отец (а слово это одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи, непререкаемый авторитет. Самым действенным средством всегда было слово отца, его укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было в старой патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На утрату лидерского положения отец ответил снижением чувства ответственности за семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует себя опорой семьи, меньше работает дома, стал более раздражительным, импульсивным, говоря научно у него повысился уровень невратизма (что всегда считалось «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей внешности, также к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в ущерб культурному развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым, старым словом «батя», он скорее папаша, а то и «папашка», который утратив законодательную роль в семье решил вознаградить себя хоть какими-нибудь удобствами.

Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому должна соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что мы сейчас знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям, в то же время способный в нужный момент взять на себя принятия ответственных решений.

Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение – залог его влияния в семье и подойдём к нему как к равноправному участнику педагогической дискуссии, который обладает собственной точкой зрения и вносит свой абсолютно незаменимый оттенок в игру взаимодействующих сил формирующих растущего человека.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них:

· Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

· Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

· Ловушка нормальности, или «все как у людей» - отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

· Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» - ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

· Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

· Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») - игнорирование личностного общения.

· Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

· Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

· Ловушка ревности к детям - нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

ТИП ВОСПИТАНИЯ ОТЦА

Учёные, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребёнка и матери, сплошь и рядом забывая о существовании отца. Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только на уровне семье. Показатель этого недоверия – обилие женщин педагогов всюду от детского сада до университета.

Стоит обратить внимание на то, что как ни странно более мягкие, чувствительные мужчины воспитываются в культурах, где важную роль в воспитании играет отец. И наоборот, у народов, где сыновья растут в условиях преобладающего или даже исключительного женского воздействия мужчины воинственны и агрессивны. Дальше мы увидим, что эта парадоксальная на первый взгляд закономерность имеет место отнюдь не только среди примитивных народов. Её действие мы каждый день видим вокруг себя.

ПАТРИАРХАТ

Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) - характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи - не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье осколок общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу небесному. Триада

Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. Отношения их взаимны. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям. Подобно тому как маленький обрывок голографического снимка содержит в себе все изображение, так и патриархальная семья несет свойства патриархального государства и космоса. Общество, семья и Вселенная взаимно моделируют друг друга.

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине.

В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.

Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы. Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht - «честь и страх». Отец не может быть не прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

По-разному относятся отцы к своим детям в этих семьях. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми - от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы - в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец - прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в частности, в законодательстве Великой французской революции, которое освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи.

Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его романах «Жерминаль», «Западня».

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью - тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я» (вспомним единство ролей Отца и Учителя в патриархальной культуре), - эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна.

Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла - будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии).

Сейчас отец(рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то там», на работе, причем эта работа - какая-то мистика, что-то для ребенка совершенно непонятное, не имеющее ни цвета, ни запаха. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность «сын - наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания.

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор переведенной у нас недавно книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна. Она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок. Она не требует никаких заслуг; красивый и урод. умный и бестолковый, трудяга и лентяй - все в равной мере достойны материнской любви.

(Разумеется, это описание относится к идеальным типам отцовской и материнской любви. Отношения конкретных матерей и отцов к своим детям могут лишь в той или иной степени приближаться к этим типам Отцовская и материнская любовь, по Э. Фромму, - это скорее два полюса, между которыми располагаются реальные чувства реальных людей.)

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - ведет к нарушению поведения.

яна медовник
Роль и обязанности отца в воспитании детей

Роль отца в воспитании детей

В современном мире такое понятие как семья у большинства людей ассоциируется в большей степени с матерью, а не с отцом. Хотя мать в семье играет огромную роль , отец тоже является неотъемлемой частью семьи.

Хотелось бы привести слова знаменитого немецкого философа Гёте, он говорил, что самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца , когда его не станет.

Ребёнок всегда глубоко переживает и страдает, если разрушается семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда всё происходит в высшей степени вежливо, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильное переживание. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым остается малыш. Если же разделение происходит в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются наиболее остро.

Обстоятельства, которые сказываются на психологическом развитии ребёнка в подобной ситуации :

1. Разделение семьи или развод супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрывать от ребенка и которые сильно волнуют его. Кроме того, родители заняты своими ссорами, с детьми тоже обращаются плохо, даже если полны намерений уберечь его от разрешений собственных проблем.

2. Ребёнок ощущает отсутствие отца , даже если не выражает открыто своих чувств. Кроме того, он воспринимает уход отца , как отказ от него. Ребёнок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на службу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому ребёнок чувствует себя отвернутым и матерью.

Какое-то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребёнка. Во всех случаях это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод для ребёнка окажется ещё мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребёнок начинает спрашивать себя, почему, собственно он должен с ними видеться. И в результате у него может возникнуть комплекс вины. Если родители охвачены желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным взором, ругая друг друга и ломая тем самым психологическому опору, которую обычно получает малыш в нормальной семье.

В этот момент ребёнок может воспользоваться расколом семьи , сталкивать родителей друг с другом и извлекать из этого нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребёнок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут вызвать их одобрение.

Отношения ребёнка с товарищами нередко портятся из-за нескромных вопросов.

С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери труднее водить его на стадион и прививать ему чисто мужские интересы. Ребёнок больше не видит столь же отчётливо, какую роль в доме играет мужчина. А что касается девочки, то её правильное отношение к мужскому полу легко искажается из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, её представления о мужчине не на основе естественного, изначального знакомства с ним на примере отца и , потому может оказаться неверным.

На мальчишек, так или иначе, отражаются страдания матери. В новом положении женщине конечно, гораздо труднее выполнить свои материнские обязанности .

Таким образом, распад семьи или развод, исходя из выше перечисленного, оказывает своё негативное влияние не только на отношение мужчины и женщины, но и наносит серьёзный удар по детям, и последствия этого удара будут сказываться на протяжении всей жизни, как родителей, так и детей .

Роль отца в воспитании детей в семье многими людьми недооценивается, однако, сами психологи утверждают, что ребёнок, который вырос в полноценной семье, существенно отличается от воспитанного в неполной семье . Дело в том, что мама и папа создают для своего ребёнка модель для подражания, именно поэтому так часто дети наследуют поведение своих родителей.

Для благополучного развития личности ребёнка очень важно создать идеальную модель межличностных отношений в семье, где нет насилия и жестокости, а царит любовь, верность и взаимопонимание. Мама у девочки и мальчика должна ассоциироваться с заботой, лаской и нежностью, а папа – олицетворять защиту, силу, твердость характера. Непременно все эмоции, которые малыш пропустил через себя в детском возрасте, он применит их в своей взрослой жизни. Папа для ребенка является наглядным примером того, как должен вести себя настоящий мужчина.

Человек, который с рождения не ощущал двух разных миров – мужского и женского в лице мамы и папы, становится достаточно ограниченным в своих возможностях. Таким людям гораздо сложнее ориентироваться в окружающей среде, чем тем, которые выросли в полноценной семье, где воспитанием наравне занимались оба родителя. Общение малыша с папой и мамой закладывает правильные основы в его характере.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственной наставник во внесемейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание прежде всего сына . В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В наше время, современный папа часто становится чем-то мифическим, непонятным, недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на компьютер и телевизор, иногда на газету. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходит мимо внимания ребёнка. Отец – не партнёр, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться» - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от внимания детей похоже , являются стереотипом «нашей культуры» .

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры, проявятся в последствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми , отсутствии у ребенка доверия и привязанность к отцу.

В наши дни любовь отца к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребёнку нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досугов. Папа не просто кормилец – он человек, открывающий ребёнку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

В семье отец воплощает для своего ребенка образ мужчины – защитника, добытчика, джентльмена. , что родитель является для малыша оплотом семейного очага, хранителем и заступником дома. Благодаря этому дети чувствуют себя уверенней, растут психологически более здоровыми, ведь у них имеется такой надежный тыл.

Папа в жизни мальчика очень важен. Именно отец является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, любимой женщины, друзей, будущих детей . Ребёнок подражает в большей степени именно своему отцу. Роль отца в семейном воспитании сводится к тому , что мужчина, по большому счету, должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Папина поддержка и признание, развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – всё это и есть главные задачи воспитания сына отцом .

Воспитание девочки – процесс тонкий и очень ответственный. Дело в том, что взрослея, дочь применяет образ папы при выборе спутника жизни, мужа, друга. Ребёнок перенимает и модель построения взаимоотношений между женой и мужем у своих родителей. Кроме того роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство. Важно видеть в девочке личность, советоваться с ней, ценить её мнение. Дочь, выросшая в атмосфере любви, скорее всего, станет человеком добрым, отзывчивым, построит крепкую и любящую семью.

Существуют ситуации, когда дети растут без отцовской любви и внимании. Однако мужское воспитание сыну необходимо в любом случае. Чтобы вырастить достойного человека, маме следует относиться к мальчику как мужчине, несмотря на то, что он ещё мал. Просите его о помощи по дому, подавать вам пальто, принести сумку. Пусть кто-то из семьи (дедушка, дядя, старший брат, друзей будет для сына достойным образцом для подражания. При воспитании без отца дочери так же важен пример правильного мужского поведения. Это может быть член семьи, крёстный, друг, любящий её и заботящийся о ней. Чтобы избежать проблем с противоположным полом, маме следует рассказывать дочке о взаимоотношении между мужчиной и женщиной, давать читать книги об идеальной любви.

Сейчас обычно в каждой семье работают и муж, и жена. Но ещё многие мужья, возвращаясь вместе с женой после работы, перекладывают на её плечи все домашние дела, заботы по воспитанию детей . Уклоняясь от домашних забот, мужчина обедняет не только жизнь женщины, но и жизнь детей , мешает нравственному воспитанию ребёнка . Не будем говорить о том, какое влияние может оказать на ребёнка пример отца , ни в чём не помогающего матери. Это понятно каждому. У женщины, которая и работает, и несёт все заботы по дому, и воспитывает детей , не остаётся времени на то, чтобы заняться любимым делом, сходить в спортзал, почитать книгу. Она начинает отставать от жизни, а из отсталого человека какой воспитатель ?

Вот и выходит, что уклоняясь от отцовских забот, мужчина не только не вносит свой вклад в воспитание ребёнка , но зачастую передоверяет это человеку, который отстал от жизни. Это сказывается на формировании личности ребёнка, на его нравственное развитие. Много может сделать мужчина в семье, велика его роль в воспитании детей : хорошим отцам дети благодарны всю жизнь.

Быть хорошим отцом и мужем – долг мужчины. В семье, где любовь сопутствует людям всю жизнь, и дети будут расти в радости и хорошо воспитываться . Отец – цементирующая сила в семье, глава семьи. Но это главенство должно быть гуманным, по-мужски добрым и красивым. Отец в семье – носитель справедливости, источник счастья – должен вызвать к жизни всё то хорошее, чем богаты жена, дети, бабушка и дед. Отец в семье – старший друг, советчик, помощник жене, детям во всех их радостях и бедах. Хороший отец в семье – это очень важно. Есть отцы, которые, ссылаясь на занятость, снимают с себя ответственность за воспитание детей . Ребёнок с детства видит в отце человека, на плечо которого он всегда может опереться. Но нужно, чтобы это плечо не было шатким. Мы, родители, мечтаем, что наши дети продолжат то, что начали мы, доделают то, что мы не успели. А хорошее дело могут продолжать только хорошие люди. И мы должны уметь их такими воспитать . Конечно, это требует немало сил. Об этом знают родители и не знают соседи, которые могут сказать : «Сам хороший и дети в него» . Нет, по наследству это не передается. Ребёнка воспитывают родители и воспитывают всей своей жизнью .

Некоторые говорят, что надо держать детей в строгости , наказывать. Но это совсем не так. Страх – спутник лицемерия, обмана. Побои не укрепляют сознание ребёнка – калечат психику. В раннем детстве родители балуют детей , позволяют делать всё, что им вздумается, а когда ребёнок подрастет и баловство перерастет в характер, тогда родители призывают на помощь ремень. Детей надо воспитывать на хороших семейных традициях. От традиции семьи надо переходить к воспитанию в семье .

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что роли родителей в семье хоть и сильно различаются, они составляют полную идиллию, дополняют друг друга. Ведь мама дарит детям любовь и заботу, а папа учит быть их самостоятельными. В конце концов, оба родителя должны вырастить и воспитать своих детей так , чтобы детям было не страшно выйти в большой мир.

«Отец – самый родной, самый дорогой для ребёнка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг и поступок в жизни. В отцовстве – великая миссия преемственности поколений, нравственного совершенствования в новой, созданной отцом и матерью личности» - эти слова принадлежат замечательному педагогу В. А. Сухомлинскому. Стоит вдуматься какой глубокий в них смысл…

«Роль отца в семейном воспитании»

Свое выступление хочу начать с задания для первоклассника: отгадайте зашифрованное слово - 7Я. Верно, семья. Все присутствующие здесь люди – выходцы из семей. Такое знакомое и близкое слово прозвучало – и как-то теплее стало на душе. Слово «семья» образовано от южнославянского существительного «съмь» - работник, слуга, домочадец. Год назад все наши домочадцы создавали все условия для того, чтобы мы как можно лучше сдали ЕГЭ, вместе с нами решали, кем быть, куда поступать, волновались и переживали. Именно в такие периоды жизни понимаешь, что такое семья. Говоря языком психологии, семья – это группа людей, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, обеспечивающая личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Действительно, в семье чувствуешь себя защищенным, веришь, что помогут, поддержат тебя.

А теперь поднимите руку те, кому в семье наиболее близка мама. Невооруженным глазом видно, что таких людей большинство. Мать, женщина – хранительница семейного очага; от нее исходит доброта, нежность, только она может так заботиться и жертвовать собой ради детей! Так нужен ли семье отец? Многие семьи, и число их увеличивается с каждым годом, прекрасно обходятся без поддержки мужчины. Или это мнимое благополучие? Задавая себе эти вопросы и стараясь найти ответ, я поняла, что предлагаемая мной тема «Роль отца в семейном воспитании» актуальна.

Чего не может женщина...

Современная женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже быть мужественнее многих мужчин...

Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...

Потребность ребенка в отцовской защите

Вполне понятно, почему, говоря о семье, мы представляем, прежде всего, свою маму. Природой заложена в нас потребность в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более самостоятельным, он долго еще нуждается в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви.

При этом отец воспринимается иначе. В норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение неуязвимости. Дети чувствуют эту силу и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.

Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами. Внешний мир - очень опасное место для маленького ребенка. Просто для того, чтобы выжить, он нуждается в защите от хитроумных приспособлений домашнего хозяйства и окрестных хулиганов. Среди прочего он должен научиться так переходить улицу, чтобы его не сбила машина, и так пользоваться домашними приборами, чтобы его не ударило током.

Кроме того, как не парадоксально это звучит, ребенок нуждается в защите от избыточной опеки матери. Я поняла это, когда в нашей семье появился ребенок, мой младший брат.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности

Также немаловажным фактом является то, что в общении ребенка с отцом усваивается так называемый мужской тип мышления, ответственный за успешность в понимании и овладении точными науками.

Отец прививает ценностное отношение к жизненной ситуации

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Спрашивает: «Сколько баллов ты набрала в игре «Русский медвежонок»? Или говорит: «Молодец, тебе вручили сертификат пловца! Ты умеешь плавать!» И семейный альбом (он теперь электронный) оформляет именно отец, сканируя грамоты и фотографии, систематизируя файлы и папки. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации.

Матери рождают мальчиков, а отцы воспитывают мужчин

Мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает его мужские черты. Именно на плечи отца возлагается нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир по-настоящему мужских поступков, передать ему определенные взгляды на жизнь.

Отец как модель отношений с противоположным полом

Для сына отец является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с девочками.

Для девочки взаимоотношения с отцом – это первый опыт взаимоотношений с представителем противоположного пола. Как девочка будет строить отношения с мальчиками, во многом зависит от того, как к ней относился отец. Любимые отцами дочки ищут и, как правило, успешно находят подобные отношения во взрослой жизни. Девочкам, которые не испытали в детстве отцовского обожания, приходится его искать на протяжении всей жизни.

Так ли важен отец?

В заключение выступления, отвечая на вопрос «Так ли важен отец?», с уверенностью говорю: роль отца в семейном воспитании велика. Без его мужской поддержки, внимания и любви ребенка нельзя назвать по-настоящему счастливым.

Безусловно, всем детям - и мальчикам, и девочкам - нужен папа. Его общество, его любовь и забота, его дружба и воспитание помогают ребёнку расти и развиваться правильно. Детям необходимо проводить побольше времени в обществе папы, общаясь, учась и играя. Хорошо, когда отец осознаёт необходимость проводить время с детьми, а не бесконечно читать газету после работы. А слаженный дуэт мамы и папы способен творить чудеса: в такой семье дети просто счастливы, они развиваются всесторонне. Наша статья о том, как важно папино участие в воспитании детей.

Зачем ребёнку нужен папа?

Какова роль отца в семье? Ясно, что он не только добытчик финансов для благополучного существования семьи (хотя это тоже немаловажно). Однако, в увлёченности карьерой и стремлением к обогащению, отцы забывают одну из важнейших человеческих ценностей: хорошо воспитать собственного ребёнка. Уникальное преимущество отца в том, что он по отношению к ребёнку выполняет , отличные от маминых. То есть, папа может дать ребёнку то, что не способна мама. Что именно и как это проявляется?
Ориентация на феминизацию, то есть стремление женщины быть активной во всех сферах жизни, сегодня стала отличительной чертой современности. Это связано с часто возникающей необходимостью научиться обходиться без мужчины. Хорошо ли это? Мама, несомненно, может привить хорошие качества детям – честность, доброту, порядочность, благородство, трудолюбие и многие другие. Однако это никак не заменит роли отца в воспитании детей. Женщина никак не может быть мужчиной – это разные вещи. Именно папа может воспитать детей с мужской точки зрения, обогатив тем самым воспитательный процесс в семье. Благодаря влиянию отца мальчики становятся настоящими мужчинами, а девочки – приобретают такие замечательные и нужные качества в современном обществе как решительность, настойчивость, ответственность, целеустремлённость. Если отец принимает активное участие в семейном воспитании, то его методы логичны и принципиальны. Папа правильно применяет жёсткость и конкретность в воспитании, мама же – жалеет детей, даже если они провинились или не выполняют требования родителей. Часто такая мамина позиция, которая основана на эмоциональности и чувствительности, способствует воспитанию безвольности ребёнка, и вообще нарушает единый семейный подход к педагогике. Баланс в этом поможет соблюсти папа, однако ему понадобится немало терпения и, конечно, времени. Несмотря на занятость, мужчине необходимо бывать рядом с детьми, вникая в их проблемы и обеспокоенности, помогая решить сложные для них жизненные ситуации. В общем, постараться не пропускать важные моменты жизни детей.

Итак, для чего же нужен папа в семье?

  1. Папа дополняет маму и поддерживает в трудных ситуациях.
  2. Папа принимает активное участие в воспитании детей.
  3. Папа берёт ответственность за жизнь, здоровье и благополучие всех членов семьи.
  4. Папа планирует будущее семьи.
  5. Папа является образцом для подражания в жизненных ситуациях.
  6. Папа определяет, что хорошо, а что – плохо.

«А известно ли вам, что именно отец способен сформировать у ребёнка такие качества как инициативность и способность противостоять давлению? Если ребёнок в большей мере привязан к матери, то есть вероятность, что эти качества будут развиты в значительно меньшей мере».

Потребность в отцовской защите

Дети нуждаются в отцах, которые выполняют отцовские обязанности. Например, мужественность невозможно усвоить теоретически: это качество наследуется по отцовскому образцу. Психологи утверждают, что одна из ведущих потребностей детей – это потребность защите, причём отцовской. С первых дней жизни каждый ребёнок должен знать, что у него есть папа – человек, который защитит его в случае опасности.

«Знаете ли вы, что отец – это природный источник знаний о мире, технике, труде? Именно папа способствует профессиональной ориентации сына».

Таким образом, хороший папа для сына – образец для подражания, эталон по отношению к противоположному полу, лучший спортивный тренер и, конечно, отличный товарищ.

Отец и дочь: необходимость заботы и нежности

И для дочери папа тоже является определённым образцом поведения.

1) Папа - модель будущего спутника жизни?

Девочка иначе воспринимает опыт общения с отцом, нежели мальчик: она воспринимает его как образец мужчины, который может впоследствии служить «лакмусовой бумажкой» при выборе мужа. Часто говорят, что девушка выбирает спутника жизни, который чем-то похож на её отца. Это же самое можно утверждать с точностью наоборот, если отец не блистал прекрасными чертами характера или не заботился о семье. Девочки, которые были воспитаны без участия отца, часто рисуют идеальный образ мужа в собственном воображении, предъявляя в будущем к избранникам специальные требования, которые не основываются на личном опыте.

2) Не баловать!

Отцам важно выработать мягкое, но настойчивое поведение в отношении дочери, быть добрым, но требовательным, ни в коем случае чрезмерно не баловать дочь или реализовывать романтическую модель отношения с дочерью (одаривать подарками, исполнять практически все желания и капризы, кокетничать). Романтические отношения лучше поддерживать с мамой девочки, тем самым демонстрируя дочери образец семейных отношений.

3) Воспитатель любознательности.

Большая заслуга отцов в том, что они открывают мир для дочери, воспитывая в ней любознательность, потребность узнавать новое, познавать окружающую среду. Отец знакомит с тем, что ей ещё не известно, стимулирует развитие её эрудиции. Совместные прогулки превращаются в туристические походы и исследования местности, чтение вслух развивает воображение и способствует изучению явлений природы. Отец даёт глубокие и исчерпывающие ответы на разнообразные вопросы дочери, развивая и воспитывая её.

Так, выстроив правильную модель общения и воспитания с дочерью, отец сыграет огромную роль в становлении личности девочки, её хорошего воспитания, успешности, умения осознанно делать выбор и строить будущие отношения.

Спорт, активные игры – только с папой

Хорошо, когда папа уделяет достаточно внимания и физической активности детей. Когда дети вместе с папой занимаются спортом, они быстрее развиваются, получая огромное удовольствие от совместных занятий. Это относится не только мальчикам, но и к девочкам. Кто научит ребёнка кататься на большом двухколёсном велосипеде, скейте, роликах, лыжах? Кто будет тренировать его в плавании? С кем можно весело играть в футбол или баскетбол? Конечно, с папой.

При активных играх папа пробуждает дух соревновательности в ребёнке, заряжает его энергией и хорошим настроением, учит его внимательности, ловкости и контролю над ситуацией. Спорт – не только физическое воспитание, но и формирование волевых качеств, так необходимых всем в современной жизни. Правильно оценить противника, быстро отреагировать и принять решение, адекватно отнестись к поражению и проанализировать свои действия – вот чему научит папа малыша, проводя с ним время в спортивных играх. А привычка к физическим упражнениям, закреплённая в детстве, останется с ребёнком на всю жизнь.

Как отец влияет на вашу жизнь

Отцами не рождаются, а становятся. Чувство отцовства проявляется у мужчин позже, чем чувство материнства у женщин. Отцовству необходимо учиться, чтобы стать хорошим папой. Рассмотрим достоинства хорошего отца :

  • отец доступен для ребёнка
  • он хочет и может объяснить малышу непонятные ему вещи
  • он щедр на похвалы
  • любит включаться в совместную деятельность с сыном или дочерью
  • ответственно подходит к материальному обеспечению детей
  • вникает в интересы и потребности ребёнка
  • следит за развитием детей

По-настоящему заботливый отец – тот, кто способен быстро реагировать и откликаться на потребности ребёнка. Именно с такими папами дети вырастают целостными, гармонично развитыми интеллектуально, эмоционально и физически. Любовь отца к детям обеспечивает благополучие, психологическую гармонию в семье, а вследствие этого дети, воспитанные в такой семье, становятся более жизнерадостными и успешными. Именно любовь отца к детям даёт ребёнку представление о том, как мужчина должен заботиться о семье, относится к женщине. Модель поведения любящего отца станет для ребёнка моделью построения собственных семейных отношений в будущем.
Папа способствует формированию следующих качеств у ребёнка:

  • эмоциональная сдержанность
  • неспешность
  • уравновешенность
  • безмятежное спокойствие
  • высокое чувство ответственности.

Как привлечь отца к воспитанию детей?

Часто бывает так, что папа вроде бы готов принимать активное участие в воспитании детей, но не знает как. Женщина должна помочь ему, подсказав сферы деятельности (и облегчив себе жизнь). Следуйте рекомендациям:

  1. Направляйте мужа на прогулку с ребёнком. Вариантов может быть множество: парк, лес, стадион.
  2. Рассказывайте мужу о проблемах детей. Пусть он будут в курсе дела. Советуйтесь с ним.
  3. Не бойтесь оставлять его с грудным ребёнком. Ничего страшного не произойдёт: отец поймёт, как нелегко ухаживать за малышом.
  4. Отправляйте ребёнка решать проблемы вместе с папой. Часто даёт хорошие результаты.
  5. Не стесняйтесь говорить о том, какая помощь вам необходима в данный момент. Мужчина должен чувствовать себя нужным и значимым.

    «Знаете ли вы, что внимательный отец часто является более эффективным воспитателем, чем мать?»

    Выводы

    Дорогие мамы, старайтесь привлекать папу малыша к решению всех семейных вопросов. Распределите семейные обязанности. Сегодня именно партнёрская модель семьи даёт хорошие результаты при воспитании детей. Вот увидите: ребёнок, с любовью воспитанный обоими родителями, вырастет оптимистичным, уверенным в себе, полным сил. И скажет вам спасибо за хорошее воспитание.



Статьи по теме