Сколько весит су 35. Авиация россии. Другие доработки планера


Су-35 — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения «4++». Основное боевое применение - многоцелевой истребитель большого радиуса действия.

Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 - Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года.

В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра).

В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35, обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ .

Экипаж: 1 чел.

Крейсерская скорость: 800-950 км/ч

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч

Боевой радиус:1600 км

Дальность полёта на высоте: 3400 км

Дальность полёта с одной дозаправкой: 6300 км

Практический потолок: 18000 м

Скороподъёмность: 19500 м/мин

Длина: 22,18 м

Высота: 6,43 м

Размах крыла: 14,70 м

Площадь крыла: 62,04 м²

Шасси: трёхопорное, убирающееся

Масса пустого: 18400 кг

Масса снаряжённого: 25700 кг

Масса максимальная взлётная: 34000 кг

Двигатели: 2 х АЛ-31Ф /
2 х АЛ-31ФМ /
2 х АЛ-31ФП /
2 х АЛ-31ФУ /
2 х АЛ-35МЛ

Тяга форсажная: 2 х 12500 кгс /
2 х 12800 кгс
2 х 12500 кгс

Пушечное вооружение: 1 х 30мм, ГШ-30-1

Боезапас: 150

Точек подвески: 12

Масса подвески: 8000 кг

Подвесные вооружения: возможна подвеска 8 УРВВ — Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29, Х-59М, Х-31А и П, а также бомб — КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25.

Первый вылет на головном серийном истребителе , получившем бортовой 703 и шифр ОКБ Т-10М-3, состоялся 1 апреля 1992 г. В сентябре того же года эта машина, получившая новое название Су-35 и оснащенная контейнером системы тепловизионного обзора и лазерного целеуказания TIALD британской фирмы «Ферранти», была впервые показана на международной авиационной выставке в Фарнборо (Великобритания). Год спустя, в августе 1993 г., Су-35 с ╧703 демонстрировал пилотаж на первом международном авиакосмическом салоне МАКС-93 в подмосковном Жуковском. «Гвоздем программы» стало выполнение на Су-35 маневра «хук» («крюк») — динамического выхода на сверхбольшие углы атаки на вираже. Возможностью осуществления этой фигуры высшего пилотажа, имеющей, как и «кобра», большую тактическую ценность, Су-35 был обязан, в частности, переднему горизонтальному оперению, значительно расширившему маневренные возможности истребителя.

К середине 90-х гг. специалисты НИИП им. В.В.Тихомирова, где разрабатывалась РЛСУ-27 для Су-27М, пришли к выводу, что применение РЛС со щелевой антенной уже не отвечает требованиям ближайшей перспективы. В связи с этим, с учетом большого опыта коллектива по созданию радиолокационных станций с фазированными антенными решетками, было принято решение спроектировать вариант РЛС Н011 с ФАР. Такой радиолокатор получил название H011M. Работы в этом направлении возглавил главный конструктор НИИП Т.О.Бекирбаен. Применение в модернизированной РЛСУ-27 фазированной антенной решетки в сочетании с повышением производительности сигнального процессора и вычислительных средств должно было обеспечить:

увеличение дальности действия РЛС;

увеличение зон одновременного сопровождения и атаки многих целей;

увеличение количества одновременно сопровождаемых и атакуемых целей;

повышение боевой эффективности самолета за счет временного совмещения режимов и боевых задач «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»;

применение перспективного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета Су-35 включает:

— систему управления вооружением

— пилотажно-навигационный комплекс

— комплекс средств связи

— аппаратуру бортового комплекса обороны

— системы контроля и регистрации

Система управления вооружением (СУВ) обеспечивает применение управляемых ракет «воздух-воздух» в дальнем ракетном и ближнем воздушном бою, захват и сопровождение цели из обзорных режимов РЛС и ОЛС в дальнем ракетном бою, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем бою, определение госпринадлежности обнаруженной цели, а также применение управляемых и неуправляемых средств поражения класса «воздух-поверхность». Система управления вооружением включает в себя радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПрНК).

В состав РЛПК входит импульсно-доплеровская радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение и сопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли в передней и задней полусферах, а также картографирование местности и обнаружение наземных целей. Радиолокатор может одновременно сопровождать на проходе большое количество воздушных целей и обеспечивать перехват нескольких из них, представляющих наибольшую угрозу. РЛС имеет щелевую антенну (в дальнейшем предполагается использование модификации РЛС с фазированной антенной решеткой). Для обеспечения кругового обзора воздушного пространства и применения управляемых ракет в заднюю полусферу в состав БРЭО самолета дополнительно включена небольшая РЛС заднего обзора, установленная в центральной хвостовой балке фюзеляжа. Определение государственной принадлежности обнаруженных целей осуществляется с помощью запросчика госопознавания, входящего в состав РЛПК. Работой радиолокационного прицельного комплекса управляет бортовой цифровой вычислительный комплекс.

Вооружение

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух», управляемое ракетное класса «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме «тандем»).

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач «воздух-воздух» состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса «воздух-поверхность» составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6-ти блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6-ти блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Су-35С борт №07 красный, Раменское, не позже 25 августа 2013 г. (фото - Владимир Петров, http://russianplanes.net/id117273).

Истребитель пятого поколения Т-50, создаваемый по программе ПАК ФА, поступит на вооружение военно-воздушных сил не ранее 2015-16 годов. В течение некоторого времени после принятия на вооружение количество этих самолетов в ВВС будет незначительным и они не смогут оказать большое влияние на общее состояние и возможности вооруженных сил. В связи с этим было принято решение о дополнительных закупках истребителей другого типа, призванных стать временной мерой в ожидании достаточного количества Т-50. В качестве наиболее современного и совершенного самолета, призванного обеспечить боеспособность ВВС в течение ближайших лет, был выбран истребитель Су-35С.

Су-35С с номером 01413 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 05.10.2013 г. (фото - Елена Петешова, http://www.rg.ru/).

До 2015 года Комсомольский-на-Амуре авиационный завод должен построить и передать в войска 48 самолетов Су-35С. К настоящему времени построено, по разным данным, 10-12 машин. Кроме того, в планах на текущий 2013 год значится строительство 12 новых самолетов. Такой же план определен на 2014 год, а в 2015-м авиастроители из Комсомольска-на-Амуре должны построить 15 истребителей. Официальные лица несколько раз упоминали, что после завершения работ по текущему контракту возможен новый заказ на 48 истребителей Су-35С. По понятным причинам, пока не до конца ясно, будет ли подписан второй контракт.

Началу строительства истребителей Су-35С предшествовала длительная эпопея с разработкой нового самолета семейства Су-27. Разработка истребителя с индексом Су-27М, который в дальнейшем получил новое обозначение Су-35, началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века. Главным отличием обновленного Су-27 от базовой машины стало применение нескольких новых технических и технологических решений, а также широкое использование современной на тот момент радиоэлектронной аппаратуры, в том числе и цифровой. В 1988 году в небо впервые поднялся опытный образец Т-10М-1, переоборудованный из серийного Су-27. До 1994 года фирма «Сухой» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение построили 12 прототипов самолета Су-27М/Су-35 и регулярно показывали эти машины на авиасалонах, ожидая получить экспортные контракты. В 1995 году стартовало серийное производство истребителей Су-35, результатом которого стали всего три самолета. Ввиду отсутствия каких-либо заказов в 1997 году проект Су-27М/Су-35 был закрыт. Некоторые наработки по этому проекту использовались при создании новых самолетов семейства Су-27.

Первый прототип Су-27М - Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, начало 1990-х годов (фото - Christian Waser, http://www.airwar.ru).

Современная самолета Су-35 началась в 2005 году, когда было принято решение переработать имеющийся проект и запустить серийное производство обновленного истребителя. Изначально обновленный вариант проекта обозначался как Су-35БМ, но в дальнейшем, с началом серийного строительства, истребители стали именовать Су-35С. При переработке имевшегося проекта предполагалось кардинально обновить радиоэлектронное оснащение самолета и довести его возможности до уровня поколения «4++». Кроме того, в проекте использовали некоторые элементы и наработки, свойственные следующему поколению истребителей.

По своей конструкции истребитель Су-35С является типичным представителем семейства самолетов Су-27. Планер нового самолета делался на основе предыдущего проекта, однако претерпел некоторые изменения. В первую очередь необходимо отметить усиление планера, проведенное с целью увеличения его ресурса. По имеющимся данным, ресурс планера составляет 6000 часов, что позволит эксплуатировать истребители в течение 30 лет. Некоторые агрегаты планера самолета Су-35С отличаются от соответствующих деталей как Су-27, так и Су-35 первой версии. В ходе создания проекта Су-35БМ/Су-35С конструкторы фирмы «Сухой» изменили некоторые детали фюзеляжа, крыла и оперения. Так, Су-35С имеет вертикальное оперение, отличающееся от килей предыдущих машин. Кроме того, новый истребитель лишился тормозного щитка на верхней стороне фюзеляжа. В качестве воздушного тормоза теперь используются кили, синхронно отклоняемые наружу.

Первый прототип оригинальной сборки КнААПО - Т-10М-3 / Су-35 борт №703 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/).

Самолеты Су-35С оснащаются двумя ТРДДФ АЛ-41Ф1С, разработанными НПО «Сатурн». Эти двигатели способны развивать форсажную тягу до 14500 кгс, а также оснащены системой управления вектором тяги. Это дает самолету высокие летные и маневренные характеристики. Кроме того, для электроснабжения ряда систем самолет оснащается вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35 мощностью 105 кВт. Двигатели АЛ-41Ф1С обеспечивают самолету высокую тяговооруженность. При нормальном взлетном весе около 25,3-25,5 тонны значение тяговооруженности превышает 1,1. В случае максимального взлетного веса (34,5 т) этот параметр сокращается до 0,76.

При таких показателях самолет Су-35С имеет высокие летные характеристики. Он способен развивать скорость до 2500 км/ч на высоте и 1400 км/ч у земли. В ходе испытаний установлено, что истребитель без использования форсажа может разгоняться до скоростей свыше 1300 км/ч. Су-35С имеет практический потолок не менее 18 км и максимальную дальность полета с подвесными топливными баками около 4500 километров.

http://www.rg.ru/

Су-35С оснащается современным комплексом радиоэлектронного оборудования, в состав которого включены самые новые разработки соответствующих предприятий. Основа комплекса БРЭО – радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», созданная НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. Антенная решетка этой станции состоит из 1772 модулей, что обеспечивает работу в нескольких режимах: обнаружение и сопровождение целей, а также картографирование местности. В зависимости от параметров цели, РЛС Н035 «Ирбис» может находить ее на дальности до 400 км. РЛС способна сопровождать до 30 воздушных и 4 наземных целей или обеспечивать атаку 8 воздушных и 2 наземных целей одновременно.

В дополнение к РЛС самолет Су-35С получил оптико-локационную станцию ОЛС-35. Эта станция может производить обнаружение целей в оптическом и тепловизионном диапазонах. Кроме того, в составе ОЛС-35 имеется лазерный дальномер. По имеющимся данным, оптико-локационная станция способна находить летательные аппараты, не использующие форсаж, на дальностях до 90 км, в зависимости от взаимного положения истребителя и цели. Максимальная дальность, измерение которой возможно при помощи лазерного дальномера, достигает 30 километров. Станция ОЛС-35 может одновременно сопровождать до четырех целей.

Как и предыдущие самолеты семейства Су-27, новый Су-35С оснащается электродистанционной системой управления. Также в состав радиоэлектронного оборудования истребителя входит аппаратура постановки активных помех.

Самолет Су-35С ГОЗ-2012 борт№09 красный на авиабазе Шагол / Челябинск во время перегона с КнААПО, 8 февраля 2013 г. (фото - ilius, http://forum.keypublishing.com).

Встроенное вооружение истребителя Су-35С состоит из одной 30-мм автоматической пушки ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов. Ракеты и бомбы подвешиваются на пилонах под крылом и фюзеляжем. 8 точек подвески располагаются под крылом, еще 4 – под фюзеляжем. На всех узлах внешней подвески самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-поверхность» могут подвешиваться лишь на шести узлах. Также для поражения наземных целей предлагается использовать корректируемые и неуправляемые бомбы различных калибров.

Летом 2007 года завершилась сборка первого прототипа самолета Су-35БМ/Су-35С. 19 февраля следующего года этот истребитель впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя С. Богдана. Всего было построено три летных прототипа, но только два из них участвовали в испытаниях. В апреле 2009 года третий опытный самолет потерпел аварию во время скоростной пробежки. Причиной инцидента оказался отказ системы управления двигателями.

Су-35С борт №04 красный с ракетами Х-31 в Раменском, февраль 2013 г. (фото - Вячеслав Бабаевский, http://russianplanes.net).

В августе 2009 года, в ходе авиасалона МАКС-2009, министерство обороны и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на поставку 48 истребителей Су-35С до 2015 года. Работы по выполнению заказа военного ведомства начались через несколько месяцев после подписания контракта, осенью 2009 года. Первый серийный истребитель поднялся в воздух в начале мая 2011 года. В августе того же года два опытных и первый серийный самолет были переданы в 929-й Государственный летно-испытательный центр ВВС для проведения государственных совместных испытаний. Уже первый этап испытаний подтвердил заявленные характеристики самолета.

К настоящему времени, включая опытные образцы, построено не более 12-15 истребителей Су-35С. В августе этого года появились сообщения, согласно которым уже этой осенью ВВС получат 12 новых самолетов. Новые истребители отправятся служить на авиабазу Дземги (Комсомольск-на-Амуре). По разным оценкам, в настоящее время на различных стадиях производства находится до восьми истребителей. Вероятно, они поступят на испытания и будут переданы военно-воздушным силам лишь в следующем году.



Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 06.12.2012 г. (http://www.knaapo.ru).

Конкретные данные о характеристиках и боевых возможностях нового истребителя Су-35С по понятным причинам отсутствуют. Тем не менее, уже опубликованные сведения позволяют делать некоторые предположения. Новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование отечественного производства позволит самолету эффективно находить и атаковать воздушные или наземные цели. Высокие летные данные тоже положительно скажутся на боевом потенциале истребителя. Нередко встречаются оценки, согласно которым самолет Су-35С по ряду параметров может сравниться с испытываемым в настоящее время истребителем Т-50. Трудно говорить, насколько такие оценки соответствуют действительности, поскольку большое количество информации об этих проектах засекречено.

Вне зависимости от результатов сравнения истребителя Су-35С с новейшим Т-50 можно говорить о превосходстве первого над самолетами, имеющимися в войсках. Тяжелая ситуация прошлых лет, из-за которой военно-воздушные силы располагают относительно старой техникой, соответствующим образом сказалась на потенциале военной авиации. В таком случае производство и поставка 48 новейших самолетов сможет оказать положительное влияние на состояние военно-воздушных сил. Необходимо отметить, что Су-35С не является единственным новым типом истребителя, призванным повысить потенциал ВВС России. В 2012 году были подписаны два контракта на поставку 60 самолетов Су-30СМ и 16 Су-30М2. Таким образом, если все имеющиеся контракты и планы будут выполнены, то к концу текущего десятилетия отечественные военно-воздушные силы получат 96 истребителей Су-35С и 76 самолетов Су-30 нескольких модификаций.

Су-35С борт №06 красный серийный №01-05. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 06.12.2012 г. (http://www.knaapo.ru).

Ко времени завершения выполнения контрактов на поставку Су-35С и Су-30 отечественная авиационная промышленность должна освоить серийное производство новых Т-50, что позволит оптимизировать процесс перехода на строительство и эксплуатации истребителей пятого поколения. При этом в течение длительного времени Су-35С, имеющие ресурс около 30 лет, будут служить вместе с новыми Т-50. Таким образом, в ближайшие десятилетия в российских ВВС будут использоваться истребители поколений «4++» и «5», что соответствующим образом должно сказаться на состоянии фронтовой авиации в целом.

Су-35С борт №07 красный на авиашоу в Ле-Бурже, 17-23 июня 2013 г. (фото - Марина Лысцева, http://fotografersha.livejournal.com).

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://knaapo.ru/
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-533.html

Поступит на вооружение военно-воздушных сил не ранее 2015-16 годов. В течение некоторого времени после принятия на вооружение количество этих самолетов в ВВС будет незначительным и они не смогут оказать большое влияние на общее состояние и возможности вооруженных сил. В связи с этим было принято решение о дополнительных закупках истребителей другого типа, призванных стать временной мерой в ожидании достаточного количества Т-50.

В качестве наиболее современного и совершенного самолета, призванного обеспечить боеспособность ВВС в течение ближайших лет, был выбран .

До 2015 года Комсомольский-на-Амуре авиационный завод должен построить и передать в войска 48 самолетов Су-35С. К настоящему времени построено, по разным данным, 10-12 машин. Кроме того, в планах на текущий 2013 год значится строительство 12 новых самолетов.

Такой же план определен на 2014 год, а в 2015-м авиастроители из Комсомольска-на-Амуре должны построить 15 истребителей. Официальные лица несколько раз упоминали, что после завершения работ по текущему контракту возможен новый заказ на 48 истребителей Су-35С. По понятным причинам, пока не до конца ясно, будет ли подписан второй контракт.

Су-35С с номером 01413 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре.

Началу строительства истребителей Су-35С предшествовала длительная эпопея с разработкой нового самолета семейства . Разработка истребителя с индексом Су-27М, который в дальнейшем получил новое обозначение Су-35, началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века. Главным отличием обновленного Су-27 от базовой машины стало применение нескольких новых технических и технологических решений, а также широкое использование современной на тот момент радиоэлектронной аппаратуры, в том числе и цифровой.

В 1988 году в небо впервые поднялся опытный образец Т-10М-1, переоборудованный из серийного Су-27. До 1994 года фирма «Сухой» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение построили 12 прототипов самолета Су-27М/Су-35 и регулярно показывали эти машины на авиасалонах, ожидая получить экспортные контракты.

В 1995 году стартовало серийное производство истребителей Су-35, результатом которого стали всего три самолета. Ввиду отсутствия каких-либо заказов в 1997 году проект Су-27М/Су-35 был закрыт. Некоторые наработки по этому проекту использовались при создании новых самолетов семейства Су-27.

Первый прототип Су-27М — Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, начало 1990-х годов

Современная история самолета Су-35 началась в 2005 году , когда было принято решение переработать имеющийся проект и запустить серийное производство обновленного истребителя. Изначально обновленный вариант проекта обозначался как Су-35БМ, но в дальнейшем, с началом серийного строительства, истребители стали именовать Су-35С. При переработке имевшегося проекта предполагалось кардинально обновить радиоэлектронное оснащение самолета и довести его возможности до уровня поколения «4++». Кроме того, в проекте использовали некоторые элементы и наработки, свойственные следующему поколению истребителей.

По своей конструкции истребитель Су-35С является типичным представителем семейства . Планер нового самолета делался на основе предыдущего проекта, однако претерпел некоторые изменения. В первую очередь необходимо отметить усиление планера, проведенное с целью увеличения его ресурса. По имеющимся данным, ресурс планера составляет 6000 часов, что позволит эксплуатировать истребители в течение 30 лет. Некоторые агрегаты планера самолета Су-35С отличаются от соответствующих деталей как Су-27, так и Су-35 первой версии.

В ходе создания проекта Су-35БМ/Су-35С конструкторы фирмы «Сухой» изменили некоторые детали фюзеляжа, крыла и оперения. Так, Су-35С имеет вертикальное оперение, отличающееся от килей предыдущих машин. Кроме того, новый истребитель лишился тормозного щитка на верхней стороне фюзеляжа. В качестве воздушного тормоза теперь используются кили, синхронно отклоняемые наружу.

Первый прототип оригинальной сборки КнААПО — Т-10М-3 / Су-35 борт №703 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г.

Самолеты Су-35С оснащаются двумя ТРДДФ АЛ-41Ф1С, разработанными НПО «Сатурн». Эти двигатели способны развивать форсажную тягу до 14500 кгс, а также оснащены системой управления вектором тяги. Это дает самолету высокие летные и маневренные характеристики. Кроме того, для электроснабжения ряда систем самолет оснащается вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35 мощностью 105 кВт.

Двигатели АЛ-41Ф1С обеспечивают самолету высокую тяговооруженность. При нормальном взлетном весе около 25,3…25,5 тонны значение тяговооруженности превышает 1,1. В случае максимального взлетного веса (34,5 т) этот параметр сокращается до 0,76.

При таких показателях самолет Су-35С имеет высокие летные характеристики. Он способен развивать скорость до 2500 км/ч на высоте и 1400 км/ч у земли. В ходе испытаний установлено, что истребитель без использования форсажа может разгоняться до скоростей свыше 1300 км/ч. Су-35С имеет практический потолок не менее 18 км и максимальную дальность полета с подвесными топливными баками около 4500 км.

Су-35С оснащается современным комплексом радиоэлектронного оборудования, в состав которого включены самые новые разработки соответствующих предприятий. Основа комплекса БРЭО – радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», созданная НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. Антенная решетка этой станции состоит из 1772 модулей, что обеспечивает работу в нескольких режимах: обнаружение и сопровождение целей, а также картографирование местности.

В зависимости от параметров цели, РЛС Н035 «Ирбис» может находить ее на дальности до 400 км. РЛС способна сопровождать до 30 воздушных и 4 наземных целей или обеспечивать атаку 8 воздушных и 2 наземных целей одновременно.

В дополнение к РЛС самолет Су-35С получил оптико-локационную станцию ОЛС-35. Эта станция может производить обнаружение целей в оптическом и тепловизионном диапазонах. Кроме того, в составе ОЛС-35 имеется лазерный дальномер. По имеющимся данным, оптико-локационная станция способна находить летательные аппараты, не использующие форсаж, на дальностях до 90 км, в зависимости от взаимного положения истребителя и цели. Максимальная дальность, измерение которой возможно при помощи лазерного дальномера, достигает 30 километров. Станция ОЛС-35 может одновременно сопровождать до четырех целей.

Как и предыдущие самолеты семейства Су-27, новый Истребитель Су-35С оснащается электродистанционной системой управления. Также в состав радиоэлектронного оборудования истребителя входит аппаратура постановки активных помех.

Самолет Су-35С борт №09 красный на авиабазе Шагол/Челябинск во время перегона с КнААПО, 8 февраля 2013 г.

Встроенное вооружение истребителя Су-35С состоит из одной 30-мм автоматической пушки ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов. Ракеты и бомбы подвешиваются на пилонах под крылом и фюзеляжем. 8 точек подвески располагаются под крылом, еще 4 – под фюзеляжем. На всех узлах внешней подвески самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов.

Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-поверхность» могут подвешиваться лишь на шести узлах. Также для поражения наземных целей предлагается использовать корректируемые и неуправляемые бомбы различных калибров.

Летом 2007 года завершилась сборка первого прототипа самолета Су-35БМ/Су-35С. 19 февраля следующего года этот истребитель впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя С. Богдана. Всего было построено три летных прототипа, но только два из них участвовали в испытаниях. В апреле 2009 года третий опытный самолет потерпел аварию во время скоростной пробежки. Причиной инцидента оказался отказ системы управления двигателями.

Су-35С борт №04 красный с ракетами Х-31 в Раменском, февраль 2013 г.

В августе 2009 года, в ходе авиасалона МАКС-2009, министерство обороны и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на поставку 48 истребителей Су-35С до 2015 года. Работы по выполнению заказа военного ведомства начались через несколько месяцев после подписания контракта, осенью 2009 года.

Первый серийный истребитель поднялся в воздух в начале мая 2011 года. В августе того же года два опытных и первый серийный самолет были переданы в 929-й Государственный летно-испытательный центр ВВС для проведения государственных совместных испытаний. Уже первый этап испытаний подтвердил заявленные характеристики самолета.

К настоящему времени, включая опытные образцы, построено не более 12-15 истребителей Су-35С. В августе этого года появились сообщения, согласно которым уже этой осенью ВВС получат 12 новых самолетов. Новые истребители отправятся служить на авиабазу Дземги (Комсомольск-на-Амуре). По разным оценкам, в настоящее время на различных стадиях производства находится до восьми истребителей. Вероятно, они поступят на испытания и будут переданы военно-воздушным силам лишь в следующем году.



Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Конкретные данные о характеристиках и боевых возможностях нового истребителя Су-35С по понятным причинам отсутствуют. Тем не менее, уже опубликованные сведения позволяют делать некоторые предположения. Новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование отечественного производства позволит самолету эффективно находить и атаковать воздушные или наземные цели. Высокие летные данные тоже положительно скажутся на боевом потенциале истребителя.

Нередко встречаются оценки, согласно которым самолет Су-35С по ряду параметров может сравниться с испытываемым в настоящее время истребителем Т-50. Трудно говорить, насколько такие оценки соответствуют действительности, поскольку большое количество информации об этих проектах засекречено.

Вне зависимости от результатов сравнения истребителя Су-35С с новейшим Т-50 можно говорить о превосходстве первого над самолетами, имеющимися в войсках. Тяжелая ситуация прошлых лет, из-за которой военно-воздушные силы располагают относительно старой техникой, соответствующим образом сказалась на потенциале военной авиации. В таком случае производство и поставка 48 новейших самолетов сможет оказать положительное влияние на состояние военно-воздушных сил.

Необходимо отметить, что Су-35С не является единственным новым типом истребителя, призванным повысить потенциал ВВС России. В 2012 году были подписаны два контракта на поставку 60 самолетов Су-30СМ и 16 Су-30М2. Таким образом, если все имеющиеся контракты и планы будут выполнены, то к концу текущего десятилетия отечественные военно-воздушные силы получат 96 истребителей Су-35С и 76 самолетов Су-30 нескольких модификаций.

Су-35С борт №06 красный серийный №01-05. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Су-35С борт №07 красный на авиашоу в Ле-Бурже, 17-23 июня 2013 г.

Ко времени завершения выполнения контрактов на поставку Су-35С и Су-30 отечественная авиационная промышленность должна освоить серийное производство новых Т-50, что позволит оптимизировать процесс перехода на строительство и эксплуатации истребителей пятого поколения. При этом в течение длительного времени Су-35С, имеющие ресурс около 30 лет, будут служить вместе с новыми Т-50.

Таким образом, в ближайшие десятилетия в российских ВВС будут использоваться истребители поколений «4++» и «5», что соответствующим образом должно сказаться на состоянии фронтовой авиации в целом.

Многофункциональный истребитель Су 35 , впервые поднявшийся в воздух в 2008 году, сегодня становится лицом российской авиации. Эта машина четвёртого поколения, оснащённая двигателями с управляемым вектором тяги, новейшим бортовым оборудованием и мощным вооружением стала в строй на страже нашего неба.

История создания истребителя Су 35

Су 35 для китая

Начинали новую машину в 2006 году, опытный образец изготовлен в 2007 году в Комсомольске на Амуре. Прототипом стал , поэтому изготовление и дальнейшие испытания не представляли особых трудностей. В январе 2008 года состоялся первый полёт, следующий полёт – демонстрационным. Второй собранный экземпляр Су-35 поднялся в воздух осенью этого же года, а в марте 2009 количество полётов перевалило за сотню.

Проявившийся интерес ВВС РФ к новой машине закреплён подписанным контрактом на авиационной выставке МАКС-2009. По этому контракту военно-воздушные силы получили к концу 2015 года 48 самолётов Су-35 .

Уже в середине 2010 года самолёт закончил предварительные испытания, по результатам которых был сделан следующий вывод: машина по комплексу бортового оборудования и лётным характеристикам в области сверхманевренности соответствует поколению 4++ и готова к государственным испытаниям.

В декабре 2012 года первые машины пошли в серию и поступили в Вооружённые Силы, в феврале начались их испытания. В следующем году поставки продолжились, изготовлены ещё 12 самолётов Су-35С , а уже в 2014 году в войсковые части было передано следующих 12 машин.

Описание самолёта Су 35

Аэродинамическая компоновка самолёта аналогична – это средне расположенное крыло, двухкилевое вертикальное оперение и под крылом по обе стороны фюзеляжа силовые установки с изменяемым вектором тяги.

Особенность планера заключается в обработке кромки специальными материалами для уменьшения эффективной площади рассеяния. На фонарь кабины пилотов нанесли токопроводящий слой. У Су-35 горизонтальное оперение расположено спереди, а рули поворота при посадке выполняют функцию воздушного тормоза становясь поперёк направления полёта.

На Су-35С установлены модернизированные двигатели АЛ-41Ф1С, оснащённые всеракурсным вектором тяги и плазменным зажиганием. Эти силовые установки разрешают достигать скорости звука без применения форсажного режима. Новая вспомогательная установка вырабатывает переменный ток для бортовых потребителей и осуществляет наддув отсеков и кабины пилотов.

На смену гидродинамическому управлению двигателями пришло электрическое, что в практике означает взятие под контроль компьютера режимы пилотирования сложные для пилота.

Кабина пилотов новой машины оснащена как у самолётов пятого поколения. Информация о полёте отображается на двух ЖК-экранах в режиме «картинка в картинке». На переднем стекле кабины лётчиков разворачивается изображение параметров полёта при помощи индикационного коллиматора.

Радиолокационная станция «Ирбис» с пассивной фазированной решёткой антенны обнаруживает цели на удалении 400 км, сопровождает 30 целей в воздухе и атакует одновременно восемь из них..

На удалении 80 км захват целей и дальнейшее сопровождение обеспечивается оптико-локационной станцией. Благодаря датчикам, работающим в инфракрасном диапазоне, пилот получает предупреждение о возможной ракетной атаке.

Су-35 способен нести вооружение общей массой 8 тонн на 12 точках подвески. Восемь из них расположены под крылом и четыре под фюзеляжем. Только управляемых ракет «воздух-воздух» можно разместить на самолёте тонну, среди остальных это и противокорабельные, противолокационные, три ракеты большой дальности «Калибр-А», большой набор ракет «воздух-поверхность».

Истребитель Су 35 над землёй

Лётно-технические характеристики самолёта Су 35

  • Площадь крыла – 62,2 м2.
  • Общая длина самолёта – 21,95 м.
  • Высота самолёта – 5,92 м.
  • Вес пустого самолёта – 19 т.
  • Максимальный взлётный вес – 34,5 т.
  • Вес топлива – 11,5 т.
  • Вес топлива в двух подвесных баках – 2,8 т.
  • Силовая установка – 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С.
  • Тяговооруженость на форсаже – 2 х 14500 кгс.
  • Максимальная тяговооруженность – 2 х 8800 кгс.
  • Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
  • Максимальная скорость на большой высоте – 2500 км/час.
  • Перегоночная дальность с ПТБ – 4500 км.
  • Практическая дальность без ПТБ – 3600 км.
  • Потолок – 18 тыс м.
  • Скороподъёмность – 16800 м/мин.
  • Максимальная перегрузка – 9 G.

Вооружение Су 35

  • 30-мм пушкаГШ-301.
  • Ракеты «воздух-поверхность» — 2 Х-59М, 6 Х-31, 1 «Калибр-А».
  • Высокоточные – 6 КАБ-500, КАБ-1500,С-25ЛД, Х-25, 6 Х-219.
  • НУР, бомбы различного назначения – 1,5 т.
  • Ракеты «воздух – воздух» — малой дальности 4 Р-73, средней дальности – 6 Р-27, 10 РВВ-АЭ, большой дальности – 1 РВВ-БД.

Интересные факты о истребителе Су 35

В начале 90-х обозначение Су-35 присвоили для показа на различных авиационных выставках, но самолёт не пошёл, и к своему названию «тридцать пятый» вернулся, когда его поднял в воздух в 2008 году лётчик-испытатель С. Богдан.

Благодаря РЛСО «Ирбис» Су-35 обнаруживает противника на удалении 400 км, при этом он ведёт 30 целей и может атаковать сразу восемь из них.

На четырёх подфюзеляжных точках крепления и восьми под крылом новый истребитель несёт вооружения до 8 тысяч килограмм.

Су-35 выполняет редкую фигуру высшего пилотажа – медленное вращение в горизонтальной плоскости без потери высоты, так называемый блинчик. Эта фигура вызвала неописуемый восторг и удивление на авиационном салоне во Франции. Фигуру такой сложности до сих пор не мог повторить ни один самолёт.

Видео: «Блинчики» исполняемые на Су-35 поразили зрителей авиасалона. 2013



Статьи по теме