Посеешь сомнение пожнешь. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Как проявляется этот закон "что посеет человек, то и пожнет" в нашей повседневной жизни

Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

(Древняя поговорка).

Как видим, уже нашим древним предкам было известно огромное значение привычки в жизни человека.

Попробуем разобраться, как возникают привычки, какие из них делают нашу жизнь лучше.

Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер.

Для начала расскажу о двух обретенных мною привычках.

Когда я познакомился со своей будущей женой, то долго не мог придумать, как ее «зацепить». Узнав, что она училась в музыкальной школе, я решил продемонстрировать интерес к классической музыке. Мы начали вместе ходить на концерты в филармонию, и этот прием сработал.

Естественно, после свадьбы было невозможно немедленно «охладеть» к классической музыке. И вот однажды я услышал 1-ый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Думаю, многие помнят эти начальные торжественно звенящие аккорды. Как будто клавиши на сердце. Вот с этого момента я и обрел привычку слушать и любить музыку.

Вторая привычка связана с зубной пастой. У меня кровоточили десны, и врачи рекомендовали пользоваться лечебной пастой «Меридол». Гадость, доложу вам, первостатейная, но делать нечего. По прошествии полугода я вдруг понял, что перестал ощущать ее неприятный вкус и до сих пор употребляю ее.

Давайте теперь на этих примерах разберемся в механизме обретения привычки.

Первый шаг – необходима жизненная причина для возникновения потребности в привычке. В моих случаях это были любовь и болезнь. Потребность должна быть сильной, иначе не будет второго шага — «посева» поступка. И, наконец, после определенного по длительности и величине действия (поступка) привычка становится чертой характера.

Так осуществляются две первые части поговорки.

Источник потребности в привычке.

Почему возникает потребность в той или иной привычке?

Человек может существовать только в среде себе подобных, в обществе. Поэтому он не способен игнорировать общественное мнение. Вот оно-то через его окружение, рекламу, СМИ… и диктует необходимость обретения конкретных привычек, которые поначалу кажутся ему ненужными или даже противными.

В качестве примера приведу еще одну свою историю.

После завершения экономического факультета университета я начал работать в плановом отделе предприятия в Вильнюсе. По роду работы мне часто приходилось бывать в отраслевом министерстве республики. И я скоро усвоил, что вопросы решаются быстрее, если придерживаться формы одежды, принятой в министерстве, – костюм с галстуком.

Знали бы вы, как я терпеть не мог эту «удавку» на шее. Но под давлением окружения через несколько месяцев перестал ее замечать и около 3-х лет ходил с ней.

После перехода на работу в цех я в течение буквально нескольких дней забыл о существовании этой «удавки».

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

А что бы произошло, если бы я не обрел привычку любить музыку? .

Я бы имел другую жену (если бы вообще женился, учитывая мой далеко не «сахарный» характер), и моя сегодняшняя реальность была бы совершенно иной.

Для большей убедительности разберем простой пример.

Представьте себе летний парк с оркестром, с детской площадкой и птицами.

Если я привык относиться к жизни с оптимизмом, то ощутил бы следующую картину: солнце светит, дети смеются, музыка играет, птицы щебечут.

А если бы обладал характером пессимиста: солнце жарит, дети орут, музыка гремит, птицы кричат.

Парк тот же, а реальность противоположная.

Получается, что менять надо не «плохой» мир (не парк), а свои привычки, свои свойства. Какую привычку посеешь – такой мир (судьбу) и пожнешь.

Самая лучшая привычка в жизни.

Все стремятся к радости и сторонятся несчастий и горя. Но ведь и то и другое мы черпаем из жизни. И чем больше в ней будет радости и меньше горя, тем вероятнее мы ощутим радость.

Отсюда простой вывод – доставляй окружающим радость, увеличивай ее количество в жизни. Здесь опять-таки применима та же поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь».

«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Про это короткая притча…

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это все? – недоуменно спросил человек.

— Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Тогда человек пришёл к старцу и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но старец ответил:

– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем.

Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки.

Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

В уроке принимают участие ученики 4-х классов, 5 групп по 5 человек.

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений омногообразии черт характера и о способах его сознательной коррекции.

Задачи:

  1. Формирование ценностно-смысловой компетенции:
  • развивать способность осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире
  • развивать умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков, умение принимать решение.
  1. Формирование общекультурной компетенции:
  • установить взаимосвязь между личными и общечеловеческими ценностями
  • расширить представления о духовно – нравственных основах жизни человека, социальных, общественных явлениях и традициях.
  1. Формирование коммуникативной компетенции:
  • формировать навыки работы в группе
  • способствовать овладению различными социальными ролями.

При проведении урока используются дидактически оправданные приемы рефлексии, связанные с рефлексией ценностей.

Интерактивные приемы, используемые в ходе проведения мероприятия: работа в малых группах сменного состава, “каждый учит каждого”, займи позицию (“шкала мнений”), “дерево решений”.

Рисунок 1

Этапы занятия Ход занятия Примечания

1. Актуализация знаний

Вопрос для всех участников дискуссии. Cегодня у нас не обычный урок, а урок философского общения. Ребята, работать вы будете в группах, в каждой группе есть 3 постоянных участника и 2 помощника, которые будут меняться в течение занятия.

У вас на столах стоят сигнальные карточки, а у помощников сигнальные круги. Напоминаю вам, если вы согласны с утверждением, показываем зеленую сторону, если не согласны, то красную.

Обсуждение в группах вы будете заканчивать по сигналу колокольчика.

Появляются слова (прочитайте слова на слайде):
  • Волевой
  • Легкий
  • Сильный
  • Слабый
  • Склочный
  • “Сибирский”
  • “Золотой”

К какому одному слову можно отнести все эти эпитеты?

Презентация, слайд 1
Работа в группах (у каждой группы листы бумаги, маркеры).

Защита своего выбора каждой группой.

Работа в группах над выведением понятия характер.

С чем ассоциируются у вас это слово, изобразите схематично на листе или напишите, объясните свою точку зрения.

Большинство ваших ассоциаций достаточно полно отражают представление о характере, возьмем одну из них как опору для нашей работы на уроке.

Характер, что это такое? Как вы считаете? Как проверить правильность высказываний?

У вас на столах лежат листы с определениями, взятыми из различных источников. Обведите более точное и понятное для вас. Кто справится, поднимает руку.

У кого другой выбор? Зачитайте.

  • Если одно мнение: “Определение, взятое из (называется источник) наиболее полно и ясно трактующее понятие характер”.
  • Если разные мнения: “Понятие трактуется с разных точек зрения, но все это присуще именно характеру”.
Камень - твердость, тесто - мягкость, дерево - может изменяться, кристалл – многогранный.

Выбор рисунка-опоры.

(дерево)

В справочной литературе.

Пока обводят нарисовать рисунок – опору на доске.

Проверка: читает одна из групп.

Определения выставляются на доску в корень дерева.

<Рисунок 1>

Смена помощников

Физкультминутка

Мы определили, что такое характер, дадим возможность поработать другим ребятам в группах, все встали, помощники поменяйтесь, а те, кто остается на местах, отдохнем, выполним упражнения под музыку.
Работа в группах над чертами характера Как называют отличительные особенности характера?

Какие черты характера вы знаете?

Все черты характера названы верно, некоторые из них выписаны на отдельных листочках, вам предлагается поработать на магнитных досках и разделить черты характера на группы. (Упорство, упрямство, щедрость, расточительность, любопытство, любознательность, застенчивость, скромность, самостоятельность, самоуверенность).

Проверка.

Посмотрите на результаты работы других групп, сравните. По какому признаку вы разделили качества характера на группы?

Кто разбил по другому признаку? (если есть три группы: выслушать мнения детей)

Черты характера

Карточки, магниты, магнитные доски.

При проверке доски выставляются, различия выделяются сигналом - красный магнит.

На 2 группы:

  • положительные
  • отрицательные.

На 3 группы:

  • положительные
  • отрицательные
  • могут быть положительными или отрицательными в зависимости от жизненной ситуации.
Обсуждение качеств, выделенных красным сигналом.

1.Что означает качество? Где более точно можно узнать значение слова?

2. Как это качество проявляется в жизненной ситуации, приведите примеры.

Положительные качества характера так же называют сильными сторонами личности, так как они помогают человеку жить среди других людей и занять достойное место в обществе.

Ответы детей

1. Можно посмотреть в справочной литературе.

3. На дереве появляются положительные качества, отрицательные качества

<Рисунок 1>

2. Постановка проблемы
Постановка проблемы: Посмотрите на фотографии.
  • У кого из этих людей сформированы определенные черты характера? Почему?
  • Какие вопросы у вас возникли?
  • По внешнему виду сложно говорить о характере человека. Какой еще вопрос возникает?

Если затруднения.

Я прожила примерно столько же, сколько эта девушка, значит, если исходить из того, что характер формируется с течением времени у меня с ней одинаковый характер?

Какой же возникает вопрос?

Выскажите мнения.

Презентация , слайд 2

У взрослого человека.

Какой у нее характер?

(у девушки)

Что повлияло на ее характер?

Нет, разный.

Что влияет на становление характера?

Семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели.

Игра “Аукцион” Для более точного ответа на вопрос: “Что влияет на становление характера?”, - я предлагаю вам сыграть в “Аукцион”.

Это товар: семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели, чтобы вы могли купить его, вы должны доказать, что допустим семья влияет на становление характера.

  • Я выставляю на торг слово “Семья”, кто покупает?
  • Докажите, что семья влияет на становление характера. Продано…

А сейчас смена помощников и небольшой отдых…

Смена помощников

Физкультминутка

Среди купленных товаров всегда есть то, что более ценно и необходимо, что на ваш взгляд самое ценное? Все купленное помещается на дерево

<Рисунок 1>

Высказывания детей

Просмотр презентации
  • Посмотрите презентации о двух исторических личностях, сравните их судьбы и подумайте, какой из купленных вами товаров больше повлиял на ход их жизни.
  • Сделайте вывод, какой из товаров, купленных вами, самый необходимый в жизни каждого человека.
  • Почему вы пришли к такому выводу?
Презентация , слайд 3-7

При просмотре презентации дети два раза делают прогнозирование о судьбе Петра 3:

О Ломоносове – просмотр.

Презентация , слайд 8-15

Умение приложить усилия для достижения поставленной цели.

3. Самостоятельная работа по карточкам.

Работа по группам с карточкой. Это умение надо в себе развивать, для этого надо совершать определенные действия, они выписаны на листах, которые у вас на столах, обсудите в группе, какие 5 вы считаете наиболее важными и закрасьте кружок рядом.
  • Быть настойчивым
  • Быть решительным
  • Не расстраиваться при неудаче, ошибке, не торопиться
  • Не ждать быстрого результата
  • Не торопиться
  • Верить в успех
  • Верить в то, что всему можно научиться
  • Поддерживать друзей в трудную минуту
  • Не унывать
  • Не пасовать перед трудностями
  • Не сдаваться
  • Не стесняться просить помощи
  • Не бросать начатое дело
Заканчиваем по звонку.

Дети работают в группах по общей карточке.

Одна группа зачитывает свой вариант слов, другие дополняют, в это время названное появляется на дереве.

<Рисунок 1>

4. Итог занятия

Кто для человека должен совершать все эти действия?
  • К какому выводу вы пришли?
  • А зачем человеку работать над своим характером?
  • Все это влияет на ход жизни человека, поэтому, недаром говорят… “Посеешь характер - пожнешь судьбу”.
  • Эта пословица определяет тему сегодняшнего занятия и является руководством к действию: “Построй свою судьбу сам!”
Каждый сам.

Высказывания детей.

Презентация, слайд 16.

5. Рефлексия

Чтобы понять, ценность занятия для каждого из нас мы проведем небольшой опрос по поднятой руке. Когда услышите, что было особенно ценным на занятии поднимайте руку
  • Получение новой информации
  • Деловое общение во время работы
  • Полученный результат
  • Возможность проявить себя и услышать слова одобрения
  • Процесс личной деятельности
  • Получение оценки

Выполните тест, определите какой у вас характер и подумайте, над чем нужно работать.

Голоса заносятся в таблицу, делается обобщение.

Каждому ребенку выдается тест. .(см. ниже)

Тест “Каков Ваш характер”

Ответьте “Да” или “Нет” на следующие вопросы:

  1. Уважаете ли Вы дружбу?
  2. Привлекает ли Вас что-то новое?
  3. Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?
  4. Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины?
  5. Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?
  6. Теряете ли Вы уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?
  7. Коллекционируете ли Вы что-нибудь?
  8. Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе по одному очку, если Вы ответили “Да” на вопросы:1,3,7. И столько же за ответы “Нет” на вопросы: 2,4,5,6,8. Затем подсчитайте набранные очки.

Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, у вас легкий характер.

От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение легко может превратиться в плохое. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: Почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.

В последнее время актуальность публикаций в социальных сетях выше, чем во многих СМИ. И часто их темы (в данном случае довольно популярного в Улан-Удэ паблика "Аноним 03") находят свое развитие уже на страницах печатных изданий. Общественное мнение встревожено ситуацией с распространением в школах города вещества, содержащего никотин, под названием "насвай".

В дополнение к мнению коллеги в статье, хочу уточнить несколько немаловажных моментов. Все зависимости в большинстве своем возникают,когда вещи не называют своими именами. Бытовой алкоголизм гордо прикрывается лозунгом "культурное употребление алкоголя", никотиновая зависимость -"вредной привычкой".

Как говорят в народе, посеешь привычку-пожнешь судьбу. Для того, чтобы подросток никогда не употребил насвай, нужно четко вслух вместе с ним проговорить его составляющие части: "Насвай - это смесь никотина, изестки и куриного г....". Причем в данном случае слово должно быть произнесено именно таким образом, и не иначе. Не "помет", ни "экскремент", а именно "г....". Ни один подросток не захочет добровольно положить в рот это самое г....

Следующий момент немного сложнее. Для того,чтобы Ваш ребенок не стал зависимым, Вы сами не должны демонстрировать ему зависимое поведение. Проще говоря, если папа или мама курят (зависимы от никотина), или педагог позволяет себе "культурно употреблять" алкоголь вне стен школы, тем самым становясь проводником алкогольного поведения, эффективность воспитательных мер таких родителей и педагогов сводится к нулю.

Не стоит забывать и о профессиональной помощи. Не стесняйтесь искать и получать ее из рук специалистов, не замалчивайте проблему, если она есть. Обращайтесь к Вашему школьному психологу, к подростковому наркологу РНД (помощь анонимна и бесплатна), к психотерапевту. Не пытайтесь решать проблему в одиночку.

Проводите больше времени с детьми, делайте совместные выходы на природу, проводите отдых активно и вместе с семьей. Становитесь друзьями своих детей в социальных сетях, без навязчивых комментариев (в любом случае вы будете в курсе круга их общения и интересов). Любите своих детей и почаще говорите им об этом. Будьте готовы разделить с ребенком его проблемы и всегда поддерживайте его. И мне бы хотелось перевести данное обсуждение из разряда "караул, наших детей травят!" в " я не должен демонстрировать зависимое поведение своему ребенку (ученику)".

Тем не менее, в рамках даже районной администрации существуют рычаги ограничения продажи тех или иных наименований, в данном случае, насвая, как никотинсодержащего продукта. В соцсетях даже прозвучал призыв привлечь к управе на торговцев отравой "Боевое братство". А почему бы и нет? Мы в ответе за все, что происходит на территории нашей республики, и если распространители насвая плохо поддаются административным мерам воздействия, возможно вежливое предупреждение авторитетных людей будет эффективнее?

Два года назад один мой знакомый родитель, из упоминаемой в соцсетях проблемной школы, возмущенный положением дел, передавал с моего согласия, мой телефон завучу, но звонка так и не последовало. Готова провести профилактическую лекцию для подростков по приглашению администрации школы (мой телефон в редакции). И в заключение, желаю Вам каждодневной работы над собой, личной трезвости и здравомыслия!

Посеешь Поступок –

пожнёшь Привычку,

Посеешь Привычку –

пожнёшь Характер,

Посеешь Характер –

Пожнёшь Судьбу.

(Народная мудрость)

В жизни каждого человека независимо от того, три ему года, тридцать три или семьдесят три, бывают радости и огорчения, любовь, восторг, ревность. Но проявляются эти чувства по- разному. Один и в гневе прекрасен, другой и в любви неприятен. Многое зависит от того, как воспитывался человек.

В детстве переживания особенно остры, а ум ещё недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё происходящее вокруг. Человек и сказать-то ещё не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют характер.

В детстве нет незаметных происшествий.

Мелочь, пустяк могут оказаться важнейшими событиями для ребёнка, навсегда запечатлеется в его памяти и сыграет свою роль, дурную или хорошую.

Спору нет: характер меняется, его можно перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо воспитать человека!. Из любого ребёнка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного честного человека.

Бывает, человек ещё совсем маленький, только начинает жить, а характер его уже нуждается в перестройке, в « лечении»

Главное в воспитании – не упустить время. Можно и должно преградить дорогу всему дурному.

Начну с того, что работа классного руководителя в принципе основана на общении. Я сейчас могу сказать банальные вещи, они написаны в любом учебнике. Но тем не менее, от этих аксиом никуда не уйдёшь. Надо любить детей, общаться с ними и воспринимать их такими, какие они есть.

Сейчас у моих учеников возраст очень конфликтный - седьмой класс. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой. И всё-таки их натуру я стараюсь воспринимать как должное. Я работаю учителем в школе- интернате для глухих и слабослышащих детей. Все учащиеся инвалиды детства, у них уже нарушена психика с рождения, и вы наверно понимаете, что общение с такими детьми уже должно быть более терпимым, спокойным, иначе контакта, взаимопонимания не получиться. У меня в классе 6 воспитанников (такое количество учащихся положено по САНПину в школах I-II видов), всех их можно назвать проблемными ребятами. Глухие дети, у которых словарный запас слов ограничен, не всегда могут понять смысл речи взрослого, но они чутко реагируют на изменения эмоциональной окраски и ритма речи, громкости, тембра голоса, улавливая в них запрет и угрозу, ведь угроза понимается ребенком однозначно – как лишение любви и поддержки. Поэтому с такими детьми необходимо разговаривать всегда спокойным ровным тоном.

Чтобы помочь проблемному ребенку, прежде всего, необходимо определить, это проблемный ребенок или нет?

Проблемные дети не реагируют на тепло, заботу и внимание, от которых расцветают большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт. Поэтому одна из важных моих задач, чтобы они открылись, доверились, поверили мне.

Трудность ещё в том, что все ученики, живут в разных городах области, поэтому быстро связаться с родителями нет возможности. И вся ответственность за воспитание ложиться на меня как классного руководителя. Для меня проблемный ребенок - это больной ребенок, ребенок с физическими или психическими отклонениями. Возможности этих детей сильно ограничены. И я здесь сталкиваюсь с проблемой. Работа с «проблемными детьми» это предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику. Цель работы с трудными детьми включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета.

Основными направлениями работы с "трудными" учащимися являются:

Изучение проблемных детей,

составление мной индивидуального плана работы с этими детьми,

Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего я вместе с психологами школы выявили всех проблемных детей в классе и завела на них и их семьи карту. Карта нужна для того, чтобы:

  1. определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми.)
  2. установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  3. изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  4. ознакомиться с положением ребенка в семье;
  5. изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива.

В карте указываю: фамилию, имя, отчество учащегося и его родителей; год рождения учащегося; класс, состояние здоровья, успеваемость, отзывы учителей предметников об отношении учащегося к учёбе; характер, поведение, общественная активность, состав семьи, отношения в ней, семейных проблем;

проведу анкетирование с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

устанавливаю характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, проявления волевых качеств;

изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Ребята моего класса взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Я стараюсь организовать деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Принципом моей работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.

Дима, оставшийся без попечения родителей, живёт в интернате, слабо учиться.

У Семёна умерла мама, отец пьёт, его воспитывает старший брат. Мальчик не- дисциплинированный.

У Андрея, кроме глухоты, церебральный паралич. В детстве, его любили, жалели, исполняли любое его желание. А теперь мальчик в седьмом классе и своё Я - ставит на первое место, что захотел, то и сделал, мальчик недисциплинированный. Уговорить его что-то исправить или сделать, можно только любовью и спокойствием, иначе будет такая агрессия… Как я говорила ранее, что принципом моей работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку, т.е подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении. Но нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками.. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода..

У Леры вообще трагическая судьба. Мама родила и отказалась от неё, через два месяца бабушка с дедушкой нашли её в доме ребёнка и удочерили, дали свою фамилию и отчество. У этой девочке ещё и эпилепсия. Лера с нервными и психическими расстройствами. Поэтому сами понимаете, что только с любовью и терпением можно относиться к этим детям.

Настя живёт в многодетной семье, в деревне. Мама с папой работают много, поэтому когда она приезжает домой, всё хозяйство лежит на ней.

У Вани тоже многодетная, неблагополучная семья. Отчима, Ваня не принимает. Мальчик очень агрессивный, злой. Он как бы оградился от всех и живёт в своём мирке, никого не допускает в этот мир.

Естественно нужна методика, нужна система, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, спокойно, чтобы не было проблем с поведением. Научная педагогика далеко ушла. И хорошая педагогика никогда не была набором мероприятий. Нет. Это всегда система, когда педагог ставит перед собой цели, в зависимости от того, что необходимо в конкретный момент. Причём эти установки не косные, а живые, гибкие, естественные, мудрые. Педагог должен быть понимающим, умеющим рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, уметь завоевать доверие воспитанника. Учитель должен быть энтузиастом, потому что, если у педагога глаза не горят, они и у детей не будут гореть. Ничего тогда хорошего не получиться. Не бывает так, что равнодушный педагог может воспитать ярких и заинтересованных детей. Психолого-педагогическую работу с проблемными детьми я веду по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненного смысла, в развитии их творческих способностей, в побуждении интереса к людям и помощи им в создании целостного образа этого огромного, не враждебного внешнего мира.

Что касается практики в моей работе с классом, я использую социально значимую деятельность. Мне кажется, что дети должны быть помещены в ту среду, где требуется их помощь. И ничто так не воспитывает, как осознание того, что ты помог кому-то, что тебе плохо, но есть люди, которым хуже, чем тебе в несколько раз.

Последние годы у нас в школе реализуются социальные проекты. В нашем классе тоже. Сначала у нас были пробы - маленькие проекты, не выходящие за рамки школы. Приготовили спектакль « Путешествие по сказкам», показали ребятам нашего детского сада. С каким интересом смотрели маленькие дети выступление учеников, а с другой стороны выступающие ребята с желанием показывали сказку.

Я думаю, что перед выступлением мои ребята думали о малышах, они хотели порадовать их, тем более, что почти все детки детского сада, сироты и оставшиеся без попечения родителей.

Уже второй год мы с ребятами нашего класса показываем концерт в « Доме Милосердия». В этом доме живут пожилые, больные люди, оказавшиеся по разным причинам одни. Ребята исполняют песни, вы скажете, как же поют глухие дети. А поют они жестами, т.е. звучит фонограмма исполнителя, а ребята жестами и артикуляцией показывают песню. Это трудно, нужно много работать над песней, чтобы слова исполнителя совпадали с артикуляцией ребёнка. Но когда воспитанники видят прослезившиеся, немного счастливые глаза слушителей, то это того стоит.

Творческие выступления способствуют не только развитию талантов, но и учат дружескому взаимодействию с другими детьми, возможности находить компромисс, добиваться цели, разрешению внутренних конфликтов.

В конце ноября провели акцию ко дню инвалидов. Мы с ребятами вырезали голубей, на которых писали просьбу к людям, чтобы они не проходили мимо людей нуждающихся в данный момент в помощи. Этих голубей раздавали прохожим.

Сейчас в канун 65 - летия Победы, мы с ребятами пишем письма-уголки и отправляем ветеранам нашего города. В письмах мы поздравляем с праздником Победы, и благодарим за то, что они выстояли во время войны, чтобы мы не знали горя и слёз.

В прошлом учебном году стала возрождаться такая форма работы, как

« Тимуровское движение», в рамках которой все ветераны Великой Отечественной войны, ветераны тыла и многие одинокие пенсионеры в микрорайоне школы были охвачены вниманием и заботой: для них ребята готовили своими руками подарки, поздравления к праздникам и по возможности помогали и ухаживали за стариками.

Мои ученики с энтузиазмом ко всему этому относятся. Я не согласна, что современному поколению подростков « совсем ничего не надо». Мы доказываем: надо.

Я считаю, что приязнь или неприязнь к ребёнку для меня не может зависеть от его успехов в учёбе. Я стараюсь, чтобы это было так. Ты общаешься с человеком не обязательно потому, что он что-то хорошо делает. Ты его любишь не только за его достоинства. И его недостатки, и неуспехи могут добавлять ему обаяния или вызывать сопереживание и желание помочь. Иногда что-то не получается, потому что у него другие устремления. Если он стремиться, но у него не получается, это не повод относиться к нему плохо.

Дима - учиться слабо, хотя он старается, ничего не получается. Зато когда мы дежурим, он первый приходит на пост, аккуратно одетый, в белую рубашку. Следит, чтобы малыши не шалили на перемене, вовремя шли на урок по звонку. Я отмечаю его пунктуальность, дисциплинированность при всех учащихся, и ведь они тоже тянуться за Димой во время дежурства.

Настя - учиться слабо. Но когда в 6 классе мне дали руководство этим классом, я думала, чем же занять девочку, чтобы как то поднять её самооценку. В начале своей работы провела тестирование, и оказалось, что Настя изгой в классе, её никто не принял в друзья. Посоветовавшись с тренером из спортивного комплекса « Юность», записала девочку в лёгкую атлетику. Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест. И сейчас, я очень рада за девочку, которая добивается хороших результатов в спорте. У неё, по словам тренера, большой потенциал. И сегодня она участвует не только в городских, областных, но и во Всероссийских соревнованиях по лёгкой атлетике в городах в Кемерово, в Саранске.

Занятия физическими упражнениями я рассматриваю с трех основных позиций: во-первых, как средство оздоровления; во-вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы и, в-третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния. Сейчас я планирую вовлечь в спортивную секцию Семёна, потенциал у мальчика есть, физические данные хорошие, но мальчик ленивый. Мои ребята глухие, словарный запас ограничен, поэтому более приемлемым способом организации досуга являются творческие и спортивные кружки. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь положительных результатов. У Семёна, брат, который его воспитывает, пришёл с армии, пользуется авторитетом у мальчика. Выправка брата, солдатская форма, задели Семёна за живое. И сейчас мы вместе с братом стараемся направить мальчика на занятия спортом. Брат купил красивую спортивную форму, кроссовки, которые мальчик мечтал получить, но не было возможности купить. Я провожу классные часы о спорте, о здоровом образе жизни: «Весёлые старты», « В здоровом теле - здоровый дух», « Здоровье в саду и на грядке», «Моё здоровье - в моих руках» ходим с ребятами в кино. И думаю, что скоро наш Семён будет неплохим спортсменом. Брат интересуется делами Сёмы, постоянно приезжает в школу, с удовольствием участвует в школьных и классных мероприятиях. В спортивной обстановке дети не замечают, как проходит коррекция, и личность развивается.

Занятие спортом снимает стресс и агрессию, каждый ребенок – это личность, творец, равный тренеру.

Проблемные дети не реагируют на тепло, заботу и внимание, от которых расцветают большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт.

Часто “проблемные дети” - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Когда мы проводим расследование, иногда видим, что поведение “проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы можем даже помочь ему разрешить его проблему.

Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие.

Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Я постепенно и детально изучила прошлое ребенка, которое во время контактов с ним, помогает быть терпеливее. Не нужно демонстрировать тепло и ожидать, что любовь сразу победит все. Ребенок может не ответить вам, потому что его доверие было обмануто. Боясь провала, он может даже отвергнуть любовь, в поисках убежища и уверенности в своем внутреннем мире. А с другой стороны, он может взывать к вниманию, начиная мешать на уроках и совершать разные поступки.

Иногда я ловлю ребёнка, когда он сделает что-то правильное. Это требует времени, но если я гарантирую ребенку теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, меняется к лучшему. В начале это может быть что-то маленькое, но все начинается, с чего-то малого, доброго, положительного.

Я считаю, что в первую очередь детям не хватает любви и внимания, поэтому готовлю разнообразные интересные программы занятии, что позволяет мне более точно раскрыть и направить ребенка в том направлении, к которому он более предрасположен.

Свою работу я планирую вместе с психологом, советом профилактики школы. Ребят, которые не идут на контакт, которые не хотят жить по нормам и правилам Устава школы, приходится ставить на внутришкольный контроль. Я считаю, что постановка на учёт как то организовывает учащихся, делает их более правильными, они уже стараются меньше делать плохих поступков, потому что потом их вызовут на Совет профилактики, который состоит из учителей, и самих ребят и им придётся отчитываться за свои поступки. По прошествии определённого времени, если у ребят не было замечаний, то их снимаем с внутришкольного учёта. Информационные карточки постановки на учёт мы разработали сами.

Постановка обучающихся на внутришкольный учет носит профилактический характер. Постановке на внутришкольный учёт в МС(К)ОУ школе- интернате №18 подлежат обучающиеся воспитанники - не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательном учреждении;

Безнадзорные или беспризорные, обучающиеся самовольно покидающие образовательное учреждение;

Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо неоднократно употребляющие в здание школы одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

За порчу школьного имущества, мелкое хулиганство;

Причинение вреда здоровью обучающихся воспитанников образовательного учреждения и участникам образовательного процесса.

Занимающиеся, бродяжничеством или попрошайничеством;

Основанием постановки ребят на внутришкольный учёт, являются следующие документы:

Представление классного руководителя и социального педагога на Совет профилактики ;

Дневник наблюдения;

Постановление КДН и ЗП;

Сообщение ПДН ОВД.

Я веду дневники наблюдения каждого учащегося. В него записываю замечания не только я, как классный руководитель, но учителя предметники, воспитатели.

Ребенок как чистый лист, что напишешь – то и будет...




Статьи по теме