Проблема одиночества в философии. Проблема одиночества: чужие среди своих Одинок ли человек во вселенной философия эссе

Данный вопрос уже не одно столетие стоит перед человечеством. От того, как он решается, во многом зависят ценностные и мировоззренческие установки. Частично современная дискуссия богословов, обсуждающих принципиальную возможность или невозможность бытия инопланетной жизни и, что более значимо, - разума, отражена и на портале «Богослов.Ru». Представленная вниманию читателей портала статья - продолжение размышлений, в том числе и о степени актуальности проблемы «братьев-инопланетян».

Гипотеза существования на некоторых дальних планетах жизни, в том числе и разумной, становится весьма популярной к концу XIX, а затем в XX веке. Идея внеземных цивилизаций родилась в Новое время в связи с появлением гелиоцентрической системы мира Н. Коперника и изобретением телескопа Г. Галилеем. Когда на Луне были обнаружены горы и долины, стали высказываться предположения о существовании «лунных аборигенов» -«селенитов» (по вполне справедливой аналогии с тем, как в ходе географических открытий той эпохи на многих удаленных островах в океанах обнаруживались аборигены, соответственно, легко было бы предположить, что люди живут повсюду, в том числе и на Луне). Позднее было высказано предположение о существовании «марсиан».

Великий русский ученый М.В. Ломоносов, наблюдая в 1761 г. прохождения Венеры через диск Солнца, сделал вывод о наличии около планеты атмосферы и, как следствие, в своем знаменитом трактате «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года. Прибавление» высказал гипотезу о существовании на Венере разумной жизни, подкрепляя свои предположения следующими богословскими размышлениями:

«Василий Великий, о возможности многих миров рассуждая, пишет: "Как горшечник, с одинаковым искусством сделавший тысячи сосудов, не истощил тем ни искусства, ни силы, так и Создатель этой вселенной, имея творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, все величие видимого привел в бытие одним мановением воли" .

Так сии великие светильники познание натуры с верою содружить старались, соединяя его снискание с богодохновенными размышлениями в однех книгах по мере тогдашнего знания в астрономии. О если бы тогда были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!

Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им Евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавательми, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди видом, языком и всеми поведениями от нас отменные, какой веры? И кто им проповедал Евангелие? Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову ("не стяжите ни злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры на пути, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла") туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того ж и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно. "Многи пути ко спасению. Многи обители суть на небесех"» .

По мере исследования Солнечной системы гипотетическое местоположение внеземных цивилизаций переносилось все дальше и дальше вглубь космоса.

Предположение о существовании таких цивилизаций следует из представлений о естественном происхождении жизни на Земле и ее эволюции. Если возникновение жизни, а затем и разума - естественный процесс, то теоретически подобное событие могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия. Хотя, согласно современным представлениям, остальные планеты нашей системы безжизненны, Солнечная система не единственная: Солнце - одна из сотен миллиардов звезд нашей галактики. Исследования показывают, что вокруг многих других звезд галактической системы также обращаются планеты, которые называют экзопланетами (от греч. εξω - «вне, снаружи») . Сама галактика - также не единственная: в телескопы наблюдаются миллиарды галактик, многие из которых очень похожи на нашу.

Философское утверждение о положении Земли как рядовой планеты и Солнца как заурядной звезды - одной из бесконечного множества во Вселенной - получило наименование в память о великом астрономе Николае Копернике (1473-1543) и вошло в историю науки как принцип Коперника, хотя сам Коперник подобных предположений никогда не выдвигал.

Многочисленные сюжеты, связанные с гипотезой существования внеземных цивилизаций - сообществ разумных существ, которые могут возникать и существовать вне Земли, - многократно затрагивались в научно-фантастических книгах и фильмах, а особенно остро вопрос о поиске и даже контакте с их представителями встал во второй половине XX в. в связи с выходом человечества в космос. Возможность космических полетов не только внутри Солнечной систе-мы, но и потенциально за ее пределами открыла широкое поле для дискуссий о реальности предположений, высказанных философами и фантастами.

В 1960-х гг. появляются первые международные программы, ставящие своей целью поиск и контакт с внеземными циви-лизациями - SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence - поиск внеземных цивилизаций), CETI (Communication with Extraterrestrial Intelligence - связь с внеземным разумом) и МETI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence - послания внеземным цивилизациям). Связь (communication) предполагает вступление в Цивилизационный контакт, в то время как Поиск (SETI) и Передача (METI) - два взаимосвязанных процесса в попытках установления контакта.

В 1972 и 1973 гг. в рамках американской программы исследования межпланетного пространства были запущены беспилотные космические аппараты НАСА «Пионер-10» и «Пионер-11», предназначенные для изучения Юпитера и Сатурна. Кроме научной аппаратуры оба имели на борту специальные пластинки размером 229х152 мм из анодированного золотом алюминия с символьной информацией о человеке, планете Земля, а также ее точном местоположении.

Послания, адресованные гипотетическим инопланетянам, представляют собой изображения мужчины и женщины, а также самого корабля «Пионер» в едином масштабе. Слева от картинок изображены Солнце, лучами показано расположение и расстояния до центра Галактики и 14 ближайших пульсаров (нейтронных звезд) - космических источников радио-, оптического, рентгеновского и гамма- излучений, приходящих на Землю в виде периодических всплесков-импульсов. Внизу пластины схематично отображена Cолнечная система с траекторией движения «Пионера» начиная с планеты Земля, вверху показаны два основных состояния атома водорода.

В 1983 г. «Пионер-10», миновав орбиту Плутона, покинул Солнечную систему, а в 2003 г. с аппарата был получен последний сигнал.

В 1974 г. с Земли в космическое пространство было отправлено т.н. Послание Аресибо - специальный радиосигнал, посланный 16 ноября 1974 года из обсерватории Аресибо (Пуэрто Рико). Сообщение, составленное американскими астрономами, длилось 169 секунд.

В 1977 г. с целью дальнейших исследований Солнечной системы и ее окрестностей НАСА были запущены два автоматических зонда «Вояджер-1» и «Вояджер-2» (англ. voyager - «путешественник»), каждый из которых несет «Послание внеземным цивилизациям» на специальных позолоченных видеодисках, включающее 115 слайдов с важнейшими научными данными, видами Земли, сценами из жизни животных и человека, их анатомическим строением и биохимической структурой, включающей молекулу ДНК. В двоичном коде (комбинации двух знаков: 0 и 1) сделаны необходимые разъяснения и указано местоположение Солнечной системы относительно 14 мощных пульсаров, а в качестве эталона мер указана структура молекулы водорода. Кроме изображений, на дисках были записаны и звуки: шепот матери и плач ребенка, голоса птиц и зверей, шум ветра и дождя, грохот вулканов и землетрясений, шуршание песка и океанский прибой. Человеческая речь представлена на диске короткими приветствиями на 55 языках народов мира, записаны многочисленные музыкальные произведения: Баха, Моцарта, Бетховена, джазовые композиции Луи Армстронга, Чака Бери, а также народная музыка многих стран. Кроме того, на диске было записано обращение Джимми Картера, который в 1977 г. был 39-м президентом США.

В настоящее время оба аппарата покидают пределы Солнечной системы.

В 1982 г. Международ-ный астрономический союз организовал специальную комиссию по проблеме поиска внеземной разумной жизни. Основным методом работы этой комиссии и международных программ стал поиск радиосигналов от других цивилизаций, а также отправка собственных сообщений.

В 1997 г. Европейское космическое агентство одобрило специальный проект-миссиюпо выведению в космос системы мощных инфракрасных телескопов с целью непосредственного наблюдения экзопланет и поиска жизни на них. Он получил название «Дарвин» (Darwin). Реализация проекта планируется на 2014 г. Аналогичная миссия под названием TPF (Terrestrial Planet Finder - искатель планет земного типа) разрабатывается и НАСА. Также на стадии обсуждения находится вариант объединенного проекта «"Дарвин" + TPF».

Еще одним направлением работы стал поиск следов «астроинженерной деятельности» внеземных цивилизаций. Долгое вре-мя среди ученых господствовала идея о том, что высокоразви-тые цивилизации должны располагать практически неограни-ченными источниками энергии, распоряжаясь полностью не только энергией своего солнца, но и энергией в масштабах всей Галактики. Следовательно, следы деятельности таких цивилиза-ций должны быть хорошо заметны. Считалось, что они могут перемещать планеты, звезды, взрывать ненужные звезды и «за-жигать» новые .

Американский физик-теоретикФ. Дайсон (Freeman John Dyson; род. в 1923 г.) предложил концепцию т.н. сферы Дайсона - искусственной оболочки вокруг звезды, которая может быть создана развитой цивилизацией, стремящейся максимально полно использовать ее энергию излучения. Детальное строение подобной «оболочки» Дайсон не разработал, поэтому учеными предлагались разные варианты ее конструкции. Такая сфера поглотила бы большую часть видимого диапазона звезды и излучала бы четко определяемый спектр «черного тела» с вероятным максимумом в инфракрасном диапазоне и отсутствующими сильными спектральными линиями, свойственными раскаленной плазме. Дайсон предложил астрономам искать необычно окрашенные звезды, наличие которых, вероятно, может быть объяснено только существованием высокоразвитой цивилизации.

Однако на сегодняшний день не удалось выявить ни одной звезды с указанными характеристиками. Никаких других достоверных фактов, подтверждающих реальность существования инопланетного разума в настоящее время также нет.

Еще в первой половине ХХ в. лауреатом Нобелевской премии, итальянским физиком Энрико Ферми (Enrico Fermi; 1901-1954) был сформулирован т.н. парадокс Великого молчания Вселеннойили парадокс Ферми: «Соединение распространенной веры в то, что во Вселенной существует значительное количество технологически развитых цивилизаций, с отсутствием каких-нибудь наблюдений, которые бы эту веру подтверждали, являются парадоксальным и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны».

Среди возможных решений данного парадокса в «Википедии» приводятся следующие:

  • внеземных цивилизаций просто не существует: по каким-то причинам человечество - уникальное явление; либо по каким-то причинам цивилизации достаточно быстро гибнут сами собой - например, в результате войн, природных, экологических или социальных катастроф;
  • внеземные цивилизации существуют, но расположены в удаленных частях Вселенной, и из-за огромных расстояний контакт с ними невозможен;
  • внеземные цивилизации существуют, их уровень близок к нашему, и они более склонны наблюдать, фиксируя чужие сигналы, чем подавать свои;
  • внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком низок, чтобы связаться с нашей цивилизацией;
  • внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком высок, чтобы связываться с Земной цивилизацией, в т.ч., возможно, по причине проводимой ими политики невмешательства;
  • внеземные цивилизации существуют, контакт возможен и состоялся, однако заинтересованные влиятельные силы внутри нашей цивилизации скрывают факт контакта. Эта «теория заговора» активно эксплуатируется в фантастической литературе и кинематографе;
  • внеземные цивилизации существуют и посещают нашу планету, однако их форма и проявления находятся за пределами нашего восприятия, а также регистрируемости приборами (например, как сгустки доселе неизученных частиц);
  • внеземные цивилизации существуют, но не посещают другие планеты, поскольку их информационные и коммуникационные технологии позволяют им наблюдать за интересующими их феноменами (или даже оказывать на них влияние) на других планетах удаленно, поэтому они не видят смысла в физическом перемещении к этим объектам.

Чтобы систематизировать хаотичное обсуждение проблемы существования внеземных цивилизаций и сосредоточится на отдельных ее аспектах, профессором астрономии и астрофизики калифорнийского университета Santa Cruz Ф. Дрейком (Frank Drake род. в 1930 г.) в 1960 г. было разработано специальное уравнение, позволяющее определить число цивилизаций в Галактике, с которыми у землян есть шанс вступить в контакт. Оно вошло в историю как формула или уравнение Дрейка.

Данная формула выглядит следующим образом:

Ν = R × ƒ p × n e × ƒ l × ƒ i × ƒ c × L

  • Ν - произведение приведенных ниже семи сомножителей - количество разумных цивилизаций в нашей галактике Млечного пути, готовых вступить в контакт;
  • R - количество звезд образующихся в год в нашей Галактике;
  • ƒ p - доля звезд, обладающих планетами;
  • n e - среднее количество планет или их спутников с подходящими условиями для зарождения цивилизации;
  • ƒ l - вероятность зарождения жизни на планете с подходящими условиями;
  • ƒ i - вероятность возникновения разумных форм жизни на планете, на которой есть жизнь;
  • ƒ c - отношение количества планет, разумные жители которых способны к контакту и ищут его, к количеству планет, на которых есть разумная жизнь;
  • L - время жизни такой цивилизации (то есть время, в течение которого цивилизация существует, способна вступить в контакт и хочет вступить в контакт).

Формула Дрейка, безусловно, интересна, но по существу бесполезна, т.к. ни для одного из сомножителей, кроме первого (по современным оценкам ежегодно образуется около 7 звезд) невозможно установить даже весьма приблизительное значение. Иными словами, уравнение остается крайне труднопроверяемой гипотезой, оставаясь за пределами критериев научности - верификации и фальсификации. В связи с тем, что на сегодняшний день известна только одна планета, на которой существует разумная жизнь - наша Земля, большинство параметров в уравнении Дрейка определяются на основании весьма туманных предположений. В зависимости от оптимизма или пессимизма ученых в данном вопросе, а также от разделяемых ими взглядов на каждую из семи отдельных проблем (по числу сомножителей в уравнении), получаемое в расчетах количество цивилизаций, готовых вступить в контакт, оценивается от нуля до нескольких тысяч.

Достоинство гипотезы заключается скорее в том, что, даже не давая точных чисел, уравнение Дрейка, тем не менее, инициировало серьезные обсуждения целого ряда вопросов астрофизики, биологии, геологии, что в свою очередь дало возможность обосновать выделение значительных денежных сумм на развитие астрономии, сфокусировав внимание ученых на практических аспектах.

Поиск следов пребывания представителей внеземных цивилизаций на Земле - еще одно направление работы сторонников существования внеземного разума. В ХХ в. в широкий обиход вошло такое понятие, как палеоконтакт - гипотетическое посещение Земли в прошлом разумными существами внеземного происхождения, засвидетельствованное, возможно, в некоторых древних памятниках земной культуры.

Родоначальником гипотезы палеоконтакта в ее современной формулировке принято считать русского мыслителя-космиста Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935), впервые выступившего с идеей вероятного посещения Земли инопланетными пришельцами в прошлом. В 50-60-е гг. ХХ в. популяризатором гипотезы палеоконтакта стал советский математик Матест Менделевич Агрест (1915-2005), предложивший интерпретировать некоторые древние мифы и даже библейские сюжеты как свидетельство визита на Землю представителей высокоразвитых внеземных цивилизаций. Идеи Агреста вдохновили некоторых журналистов и таких писателей-дилетатов, как швейцарец Эрих фон Дэникен (Erich von Däniken; род. в 1935 г.) и палестинец Захария Ситчин (Zecharia Sitchin; род. в 1922 г.), популяризировавших абсурдную «теорию древних космонавтов».

Согласно этой гипотезе начало человечеству на Земле, а значит и его религиозным верованиям, а также представлениям о нравственности положила с помощью методов генной инженерии одна из высокоразвитых инопланетных цивилизаций. В качестве доказательств сторонники «теории» рассматривают легенды, мифы, памятники письменности, а также ряд фактов, относящихся преимущественно к Ближнему Востоку: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, рисунки «космонавтов» на скалах Тассили-Аджера (Северная Африка), в Южной и Центральной Америке и других регионах.

Разбор псевдонаучных представлений о палеоконтакте состоит в следующем.

1. Как мы увидели, само существование инопланетного разума - недоказанная гипотеза. Современная наука не позволяет дать положительного ответа на вопрос о посещении нашей планеты представителями других цивилизаций. Расчеты возможностей колонизации Галактики убеждают в том, что «если хотя бы одна галактическая цивилизация зародилась "всего" на несколько десятков миллионов лет раньше нашей... то к настоящему времени она могла бы заселить всю Галактику» , но этого мы не наблюдаем.

2. Никак не доказан и факт палеовизитов инопланетных существ. Наскальные или древние «изображения инопланетян» всегда имеют вполне историческое альтернативное объяснение, кроме того, авторы «инопланетных» трактовок Э. фон Дэникен и М.М. Агрест часто склонны рассматривать изображения избирательно фрагментарно, в неправильном ракурсе (например, вверх ногами или под углом). В 1953 г. в местечке Паленке (Мексика), -утверждает Дэникен, - «найден каменный рельеф, изображающий, по всей вероятности, бога Кукуматца (в Юкатане он называется Кукулькан)... Мы видим в нем человека, сидящего наклонившись вперед, в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени. Человек, наклонившись вперед, обеими руками орудует со множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает на какую-то педаль. Он одет целесообразно: в короткие клетчатые штаны с широким поясом, в куртку с модным сейчас японским воротом и с плотно охватывающими манжетами. Активна не только поза у столь отчетливо изображенного космонавта: перед самым лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним пристально и внимательно», - данную цитату из Дэникена приводит в качестве примера абсурдной лженаучной интерпретации известный отечественный американист-археолог Валерий Иванович Гуляев, и далее, указывая на многочисленные «передергивания» фактов, иронически замечает: «Юноша облачен отнюдь не в "клетчатые штаны", как пишет Дэникен, - их майя, увы, не знали, так же, впрочем, как греки и римляне, и не в японскую куртку с манжетами, а всего лишь в набедренную повязку. Тело, руки и ноги юноши обнажены, хотя и украшены браслетами и бусами из нефритовых пластинок. Наконец, все основные элементы изображения с крышки саркофага из "Храма Надписей" - крест ("древо жизни") с птицей наверху, маска чудовища земли и т.д. представлены в разных вариациях и в ряде других храмов Паленке. В этих случаях, видимо, даже самое горячее воображение не усмотрит контуров космической ракеты в причудливых изгибах майяского "креста" - символа маиса, жизни и плодородия» .В 1971 г. на советско-американском симпозиуме, происходившем в Бюраканской обсерватории АН Армянской ССР советский астрофизик Иосиф Самуилович Шкловский (1916-1985) сформулировал руководящий принцип, согласно которому любое явление природы следует считать искусственным тогда и только тогда, когда будут исчерпаны все без исключения естественные или известные объяснения. Данный принцип как презумпция естественности, по сути, является одним из проявлений бритвы Оккама в астрофизических и прочих исследованиях.

3. Даже если бы люди действительно «контактировали» с высокоразвитыми инопланетянами, оставшимися в мифологии и культе как боги, неразрешимым остается вопрос: откуда даже у самых изолированных племен возникает понятие об Абсолюте, Высшей Силе, Боге, а также нравственный закон? Известно, что при контакте цивилизаций разного уровня развития творящие чудеса «пришельцы» обожествлялись. Например, ацтеки приняли конкистадора Фернандо Кортеса (XVI в.) за своего вернувшегося бога Кецалькоатля, а его лошадь стали почитать как бога-громовержца Циминчака, т.к. считали, что пальба испанских пушек вызвана ржанием лошадей . Попуасы Новой Гвинеи обожествляли этнографа Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888), а в I в. жители города Листры, пораженные чудесами апостолов, как свидетельствует книга Деяний, «называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом»(Деян. 14: 6-8). Однако пришельцы никогда не воспринимались туземцами как воплощение Абсолютного Бога, не воспринимали их и как новых богов,а просто «узнавали» давно известных героев, духов и т.п.

4. Ни одна религия и мифология не обходятся без представлений о существах более могущественных и мудрых, чем люди, но ими не могут быть инопланетяне, т.к. в противном случае «пришельцы из космоса» должны были бы «контактировать» с каждым племенем нашей планеты в отдельности.

5. Хотя все существенные знания и навыки того или иного племени (народа) часто приписываются влиянию мифических существ, они в каждом отдельном случае естественно-исторически закономерны для данной ступени развития (у аборигенов Австралии это умение пользоваться огнем и палкой-копалкой, а у цивилизованных народов - земледелие, культура и т.п.).

6. Согласно многим религиозным представлениям и мифам, могущественные существа не спускались с неба, а появлялись из воды, из-под земли, из деревьев, скал, пещер и т.п.

Итак, сама по себе гипотеза «палеовизита» проистекает из веры в НЛО и инопланетян и является составляющей нового безрелигиозного мировоззрения: «Деникен превратил "гипотезу о пришельцах" в мировоззрение, которое в рамках массовой культуры способно заменить для миллионов людей научную, как, впрочем, и религиозную картину мира. Стоит ли после этого удивляться, что некоторые единомышленники автора "Воспоминаний о будущем" сравнивали его с Коперником и Дарвином» .

Большое значение в распространении этих взглядов имеет эффект самовнушения толпы и подсознательного отражения окружающей реальности. В то же время «теория палеоконтакта» является попыткой мировоззренчески обосновать нравственные изъяны современных людей, не желающих видеть себя сотворенными Богом, т.к. это налагает огромную этическую ответственность, в первую очередь - перед собственной совестью. «Новое мировоззрение» New Age складывается из превратного понимания прогресса, слепой веры в его абсолютные технические возможности, различных спекуляций на основе теории множественности миров, секуляризации общественного сознания, десакрализации человека и нравственного разложения. Духовные причины и динамика развития этого явления были детально рассмотрены в работах иеромонаха Серафима (Роуза) .

Заметим, что гипотезы существования различных форм космической жизни вообще, в т.ч. самых фантастических: с «альтернативной биохимией» - строящейся, например, не на основе углерода, а на основе кремния, а также «нехимических форм жизни» - самовоспроизводящихся плазменных объектов, никак не противоречит христианскому мировоззрению - нам не открыт во всей полноте Божественный творческий замысел, разворачивающийся во Вселенной.

Серьезные проблемы для богословия представляет скорее вера в бытие вне Земли, в пределах нашей Вселенной, именно разумной, личностной жизни,в духовном аспекте соотносимой с человечеством. Православное вероучение антропоцентрично или, вернее, христоцентрично. Святоотеческая традиция свидетельствует о создании Вселенной для человека как «венца творения» и прямой зависимости состояния Космоса от нравственного выбора людей. Более того, исключительным является откровение Бога во Христе - Спасителе мира, Предвечном Логосе, воплотившемся на Земле и воспринявшем человеческую природу. Антропный принцип, свидетельствующий об уникальности человечества, во многом позволяет снять проблему существования «внеземного разума» .

Предположение о бытии личностных существ в иных,«параллельных вселенных» и «других измерениях», само по себе относящееся, скорее, к лишь сфере научной мифологии, не вступает, по-видимому, так остро в противоречие с православным богословием, как не противоречит антропоцентризму и христоцентризму реальное существование бесконечных ангельских миров.

С другой стороны, представляет интерес мнение В.Н. Лосского, который, как и М.В. Ломоносов, все же не считал возможное бытие иных форм разумной жизни в нашей Вселенной неразрешимой проблемой для православного богословия:

«"Достоверность Священного Писания простирается далее пределов нашего разумения", - говорил митрополит Филарет Московский. Если в представлении о вселенной, усвоенном человечеством с эпохи Возрождения, земля и является атомом, затерявшимся среди других бесчисленных миров в бесконечных пространствах, богословию нет нужды что-либо изменять в повествовании книги Бытия, так же как и заниматься вопросом о спасении душ обитателей Марса. Для него Откровение по существу своему геоцентрично, как обращенное к людям, как раскрывающее Истину, необходимую для их спасенияв условиях реальной земной жизни. Богомыслие святых отцов в притче о Добром Пастыре, Который спускается с высот, оставляя там девяносто девять овец, чтобы найти одну овцу заблудившуюся, видит намек на всю малость падшего мира по сравнению со всем космосом, и в частности с ангельскими эонами.

Церковь открывает нам тайну нашего спасения, а не "секреты" той вселенной, которая, может быть, и не нуждается в спасении. Поэтому космология Откровения - неотъемлемо геоцентрична. Поэтому также и коперниковская космография, с точки зрения психологической или, вернее, духовной, соответствует состоянию разбросанности, известной религиозной рассеянности, ослабленности сотериологического аспекта, как в гносисе или оккультных системах. Ненасытимый дух познания, беспокойный ум Фауста, сосредоточившись на космосе, разбивает слишком узкие для него небесные сферы, чтобы ринуться в бесконечные пространства и в поисках синтетического познания мира в них затеряться; его внешнее познание, ограниченное областью становления, может объять целое лишь в его аспекте распада, соответствующего состоянию нашей природы после ее падения. Но христианский мистик, наоборот, входит в самого себя, затворяется во "внутренней клети своего сердца" и обретает там в глубинах, "куда не проникал грех", начало того восхождения, в котором мир будет казаться ему все более и более единым, все более и более сосредоточенным, пронизанным духовными силами, образующим содержащееся в руке Божией единое» .

Однако полное отсутствие объективно достоверных фактов, даже косвенно указывающих на реальность существования внеземного разума, заставляет нас несколько по иному смотреть на вопрос, казавшийся таким актуальным с XVII до середины ХХ вв.: по всей видимости, не стоит создавать искусственных проблем для богословия в областях, представляющих, во всяком случае в настоящее время, скорее лишь умозрительный интерес. Естественное («Книга природы») и Сверхъестественное (Священное Писание и Предание) Откровения в удивительном согласии свидетельствуют об ином: вероятнее всего, человечество как разумное личностное бытие уникально во Вселенной и несет всю меру ответственности перед Богом и самим собой за состояние мироздания, о чем неоднократно говорил и сам В.Н. Лосский.

Каждый человек хоть раз ощущал щемящее чувство одиночества, когда вокруг тебя много людей, а поговорить не с кем. Не поймут. По крайней мере, вам так казалось, особенно в подростковом возрасте. Поэтому вместо того, чтобы решить проблемы одиночества общением с друзьями или новым знакомством, вы еще сильнее закрывались в себе и с упоением принимались себя жалеть.

Знакомая картина? Причем считается, что в большинстве случаев от одиночества страдают женщины в любом возрасте. А все потому, что они более впечатлительны, и психология одиночества близка им по духу. Но сказать, что мужчинам чуждо подобное чувство, нельзя. Многие психологи уверены, что они просто страдают молча, считая свои чувства недопустимой слабостью. Да что там говорить! Они даже себе не готовы признаться в том, что одиноки, не то что специалисту на приеме.

Если говорить о территориальных разделениях, то в мегаполисах проблема одиночества ощущается сильнее. Большие расстояния не позволяют людям встречаться так часто, как бы этого хотелось. Да и огромное скопление народа не располагает к душевному общению. Все куда-то бегут, спешат, толкаются в толпе локтями и даже не оглядываются, чтобы извиниться. Огромный безликий механизм поглощает людей. И человек сам не замечает, как перестает общаться с родными (некогда), приезжать на семейные праздники (далеко), готовить домашнюю еду (зачем, если в ресторане вкуснее). Мужчины и женщины живут, словно по инерции. И в один прекрасный миг оглядываются по сторонам, а рядом – никого. Вот оно – одиночество. Многочисленные коллеги, с которыми ты проводила большую часть своего времени, живут своей жизнью. Родные отвыкли от тебя, и вам просто не о чем говорить. Пустые слова о погоде и политике способны убить время, но не одиночество.

В небольших городках ситуация получше. Но здесь тоже есть свои проблемы. Например, человек, который страдает от одиночества, не может обратиться за профессиональной помощью для его преодоления. Мы говорим не о службах знакомств, а о психологах. Ведь для того чтобы избавиться от проблемы, необходимо определить причину ее появления. А как, скажите, мужчина сможет пожаловаться на то, что жена его не понимает и не слышит, когда психолог – подруга его супруги? Или парень, находящийся в подростковом возрасте, не может пойти к психологу? В маленьком городке все друг друга знают, поэтому и познакомиться с кем-то новым не представляется возможности. Как же все-таки избавиться от чувства одиночества? Давайте разберемся.

Одиночество и человеческая уникальность

Как ни странно, одиночество – это вся наша жизнь. Человек пришел в этот мир один. В одиночестве его и покинет. Но людям очень сложно сознавать этот факт. Они создали институт брака, социальное общество, настроили многоэтажных домов, где скрыться друг от друга невозможно. И все для того, чтобы быть рядом с кем-то. Если первобытные люди сбивались в общины для того, чтобы было легче охотиться, то современной женщине ничего не стоит донести пакет молока из супермаркета. Но при этом ей так хочется иметь семью, друзей, знакомых, чувствовать себя любимой и нужной. И свежеубитый мамонт на пороге пещеры тут совсем ни при чем.

Для того чтобы понять, в чем кроется сущность чувства одиночества, нужно проследить весь путь развития этого психологического явления. Давайте вернемся к пещерному времени. Первобытные люди на первых порах не чувствовали себя одинокими. Они ходили на охоту, жгли костры и были довольны жизнью. И так продолжалось до тех пор, пока кто-то из них не осознал, что человек очень отличается от неживой природы. Что кожа человека совсем не такая, как, к примеру, поверхность камня. Первобытный мыслитель был потрясен. Единственное решение, которое пришло ему в голову – это возвести непохожее на него тело в ранг божества. Не стоит упрекать наших предков в глупости и трусости. Они действовали очень осмотрительно – пытались подружиться с тем, что им незнакомо. Но ключевое понятие здесь не страх или хитрость, а осознание собственной уникальности.

Одиночество в детстве

Как только человек начал понимать, что не похож на тех же самых мамонтов, в нем начали зарождаться первые ощущения одиночества. И он по привычке возводил непохожие на себя организмы в ранг божества. Вот она – одна из основных ошибок человечества и главная проблема одиночества. Мы любим всех ставить выше себя. Природа такая. Если этим грешили наши предки, то уж что говорить о нас?

Скажите, кому сегодня молятся люди? Иисусу. Человеку. Будем считать, что мы достигли границ осознания своей уникальности. Сначала была неживая природа, потом звери, а затем и человек. Люди осознали свою непохожесть на остальных и…. начали чувствовать одиночество. Поскольку, если он – другой, не такой, как все, то и понять его никто не сможет. Притом думать, что одиночество – это врожденное качество, не стоит.

Человек, когда рождается, не осознает, что он – один. Младенец вполне себе счастлив (при надлежащем уходе). Родители его обожают, бабушки боготворят. Стоит заплакать, как на тебе чистый памперс, а мама заботливо дает молоко. О каком одиночестве может идти речь? Но суть не в чрезмерной заботе о ребенке, а в том, что он еще не ощущает себя личностью. Когда малыш учится говорить, то называет себя «мы» и говорит о себе исключительно в третьем лице. Он в обществе. И как только в разговоре проскальзывает местоимение «я», можете быть уверены – первый кирпичик к ощущению одиночества положен.

Усугубится это качество у тех детей, родители которых решили реализовать все свои мечты и стремления в собственном чаде. Мама не стала балериной? Дочку ежедневно таскают на уроки танцев, несмотря на активные протесты самого ребенка. Папа хотел стать хирургом? Сыну с детства навязывают нелюбимую им профессию. И если дитя начинает сопротивляться, в ход идет моральный шантаж. Родители начинают напоминать ребенку обо всех тех благах, которые они ему дали. Не хочешь идти на танцы? Плохая девочка. Заберу у тебя новый велосипед и отдам соседской девочке. Она послушная.

Пиком подобного шантажа является заявление о том, что несговорчивого ребенка поменяют на другого, хорошего. Скажите, будет такой малыш чувствовать себя одиноким? Конечно же, будет. Он видит, что родители не понимают его желаний и стремлений. А главное – не осознают его уникальности. Хуже всего, что детские проблемы закладываются глубоко в подсознание и формируют дальнейший характер. Девочка, так и не ставшая балериной в подростковом возрасте, становится замкнутой. Она справедливо полагает, что если ее не поняла собственная мать, то что говорить о посторонних людях. Нет, девушка не прерывает общение с миром полностью. Она общается, дружит со сверстниками, но душу ни перед кем не раскрывает. И чувствует себя безмерно одинокой.

Кстати, в подростковом возрасте проблема одиночества стоит особенно остро. Тебя абсолютно никто не понимает: ни родители, ни друзья, ни тем более учителя. К этому добавляются искаженные впечатления о своей внешности – и все! Ты неудачница, которой абсолютно не с кем поговорить. И даже после преодоления этого непростого периода останутся шрамы на душе, которые всегда будут напоминать о подростковом возрасте.

Женское одиночество

Кроме того, психология одиночества женщины очень часто связана с отсутствием мужчины. Замечали ли вы, что разведенная девушка очень часто называет себя одинокой при том, что рядом в коляске спит ее ребенок? А когда ей начинают говорить о том, что она не одна, женщина начинает проецировать свое одиночество и на малыша: «мы никому не нужны». Девушка имеет в виду, что они с ребенком не нужны бывшему мужу, но проекция получается такой широкой, что охватывает все человечество.

В чем же проблема такого болезненного женского желания иметь семью? Нет, это не надуманная потребность, как об этом любят говорить мужчины. Такое поведение заложено природой. Посмотрите на малышей в детском саду. В то время, когда мальчишки бегают по игровой комнате с автоматами, девочки играют в дочки-матери. Варят суп в пластмассовой кастрюльке, пеленают кукол, складывают крошечную одежду в шкафчики. Они уже мечтают о белой фате и красивом муже. Так что говорить о повзрослевших девчонках?

Допустим, что свадебное платье надеть удалось. И обручальное колечко на руке говорит, что жизнь прожита не зря. Но откуда же это гнетущее чувство одиночества? Вроде и муж рядом, и дети растут. Такая уж женская психология – одиночество зачастую зарождается у людей, окруженных родными и близкими. Причем вполне обоснованно. Очень часто семьи живут словно по инерции, не интересуясь настроением, мыслями и действиями тех, кто находится с ними под одной крышей. Женщина с любовью готовит ужин, выбирая лучшие блюда из кулинарной книги, а в ответ слышит дежурное «спасибо». На эту тему есть поучительная шутка: мать семейства положила на стол перед мужем и сыновьями охапку сена, а когда мужчины начали возмущаться, кормилица заявила: «как еще я могла узнать, что вы видите то, что едите?» Чувствовала ли эта женщина себя одинокой? Несомненно.

Кстати, очень часто женщина сама обрекает себя на вынужденное одиночество. Обычно это случается после неудачного романа, когда отношения закончились очень болезненно для девушки. Ее бросили, унизили, ей больно. Вместо адекватного преодоления этих трудностей включается защитный механизм, который находит причину и, обобщая, говорит, что мужчины – это зло. И женщина больше не пытается строить свою личную жизнь, полагая, что все закончится так же, как и в прошлый раз.

В итоге она становится еще более несчастной, чем раньше. Поскольку создавать отношения ей мешает страх, а все ее подсознание жаждет любить и быть любимой, женщина живет вопреки своим желаниям. И, в конце концов, ей приходится восстанавливать не только способность доверять мужчинам, но и лечиться от одиночества. Но если причина не во второй половине человека? Что, если кому-то явно не хватает общения? Давайте разберемся в проблемах социального одиночества.

От одиночества к самосовершенствованию

Задайте себе вопрос: почему окружающие не желают с вами общаться? Может, им с вами неинтересно? Или вы зациклены на одной теме, говорить на которую в сотый раз людям надоедает? Такое случается иногда с молодыми мамами, которые сутки напролет готовы обсуждать своего новорожденного малыша. Как он ест, как спит, как держит головку. И если в первый раз незамужние подруги охотно выслушивают ваши восторженные речи о достижениях ребенка, то через неделю начинают уходить от общения, ссылаясь на какие-то проблемы. Не думайте, что эти самые проблемы не существуют, и что подруга придумала их для того, чтобы от вас отвязаться. Они есть. И совсем не у вашего собеседника, а у вас. Вы перестали быть интересной людям. Перестали развиваться. И именно в этом кроется проблема вашего одиночества.

Что же делать? Многие молодые мамы сейчас начнут рассказывать о том, что у них катастрофически не хватает времени на учебу, иначе они бы с удовольствием научились чему-то новому и интересному. Но так ли это? А что мешает вам взять на прогулку с малышом новую книгу? Пока ребенок спит в коляске на воздухе, вы совершенствуетесь. И это может быть не только дамский роман, но и учебник по психологии или самоучитель по английскому языку. Вы должны сделать все возможное, чтобы стать полезной и интересной собеседницей.

Психология одиночества очень многогранна и объединяет в себя ряд разносторонних человеческих проблем. То есть одиночество может испытывать и молодая мама, и директор крупного предприятия, и старенькая пенсионерка, и даже несовершеннолетний ученик. Причины у всех разные. Последствие – одно. И для того, чтобы избавиться от одиночества, нужно определить, какой тип психологической проблемы вас настиг.

Типы одиночества

  1. Космическое одиночество

    С ним можно столкнуться в любом возрасте. Здесь человек ощущает разрыв связей с природой, космосом. Но это только его ощущения. На самом деле он теряет связь с самим собой, а это гораздо более сложная проблема, нежели отсутствие собеседника. Космическое одиночество наблюдается у тех людей, которые не живут своей жизнью, жертвуют собой ради других, чей талант не развивается.

    Это может быть как послушный ребенок, который выполняет волю родителей вопреки собственным потребностям, так и домохозяйка, которая мечтала стать ведущим экономистом, но в итоге посвятила себя семье. Для преодоления такой проблемы необходимы самореализация и отстаивание собственной точки зрения.

  2. Культурное одиночество

    Это чувство возникает, если личностные ценности человека не полностью соответствуют ценностям общества. С подобной проблемой сталкиваются диссиденты, эмигранты, люди, которым пришлось пережить глубокие социальные перемены. Культурное одиночество было очень распространено среди пожилых людей во времена развала Советского Союза. Страна зажила по-новому, но часть общества не захотела принимать эти изменения. Особенно остро этот вид одиночества переживается людьми в зрелом и пожилом возрасте.

  3. Социальное одиночество

    Когда человек вынужденно прерывает связь с определенной группой, в которую хотел бы входить. Это может быть работа (женщину отправили на заслуженный отдых) или институт (студента исключили за неудовлетворительное поведение). Человек в таком случае чувствует себя не только одиноким, но и изгнанным, недостойным. Он надолго замыкается в себе, раз за разом переживая в душе свой крах, мысленно переигрывая ситуацию, перебирая варианты, которые, по его мнению, могли бы спасти положение.

    Часто чувство социального одиночества усугубляют те, кто находится рядом с потерпевшим крах человеком. Коллеги продолжают звонить и бодрым голосом рассказывать, что предприятие процветает. Студенты зовут исключенного товарища на вечеринку, где активно обсуждают прошедшую сессию. Решение: вас уволили? Вы страдаете? Тогда рвите все связи с прошлым местом работы, чтобы ничто не напоминало вам о фиаско. Можете даже изменить маршрут, чтобы не проезжать ежедневно мимо старой работы.

  4. Межличностное одиночество

    Здесь причиной выступает разрыв связей с другими людьми. К примеру, у человека нет друзей. Или возле него находятся люди, которым он не может довериться. Многие в данном случае обращаются в службу знакомств или начинают общаться с незнакомыми людьми на улице. Однако, если вы не определите истинную причину возникновения межличностного одиночества, вам не удастся выстроить новые отношения. Для его преодоления обратитесь за помощью к психологу, покопайтесь в памяти. Скорее всего, вам мешает застарелый комплекс неполноценности. Избавьтесь от него, и новые друзья появятся сами.

Когда одиночество на пользу?

Существуют ли люди, которые осознанно принимают одиночество за модель поведения? Конечно же, да. Это интроверты. Люди, обращенные внутрь себя, которым не нужно общение, чтобы чувствовать себя счастливыми и самодостаточными. Естественно, что полного одиночества интроверты не придерживаются. У них есть семья, друзья. Но в целом они ведут достаточно замкнутый образ жизни. Более того, восстановиться они могут только один на один с собой.

Когда одиночество становится для них губительным? Тогда, когда рвется связь с близким человеком, причем в любом возрасте. Например, женщина поругалась с лучшей подругой. Или муж подал на развод. Страдания усиливаются из-за того, что интроверты очень неохотно впускают посторонних в свою жизнь, а тех, кого считают близким, ценят очень высоко. От этого и потери становятся более значительными, чем для общительного экстраверта. Для преодоления полученного стресса интроверту необходимы время и, конечно же, здоровое одиночество.

Меняем отношение к одиночеству

Как бы это странно ни звучало, но психологи одиночество не рассматривают как главную проблему – суть состоит в отношении к этому чувству людей. Пример: женщина воспитала детей, выдала их замуж и теперь чувствует себя неуютно в опустевшей квартире. Ей не хватает общения, голосов детей. Она одинока. Чтобы сгладить возникшее чувство, женщина начинает часто ходить в гости в новые семьи детей, звонить им по вечерам. Естественно, что такое пристальное внимание может не понравиться молодым. Возникает конфликт.

А что, по мнению психологов, должна была сделать женщина для преодоления своего одиночества? Найти себе новое увлечение. Записаться в клуб по интересам, подружиться с такими же, как она. Посмотрите, как ведут себя люди в пожилом возрасте на Западе. Они много общаются, путешествуют, устраивают вечеринки, на которых нет места громкой музыке и крепким спиртным напиткам. Гости слушают старые пластинки и говорят о вязании или о рыбной ловле. Они счастливы и не обременяют детей своими проблемами. Поэтому попробуйте полюбить свое одиночество, найдите положительные стороны в том, что вы в данный момент одна, и жизнь наладится.

Обсуждение 2

- A где же люди? - вновь заговорил, наконец,
Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко…
- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц

Одиночество среди людей - проблема человека, живущего в современном мире. Изоляция и отчуждение могут быть как внешними проявлениями, когда человек остается один на один с собой, так и внутренними, когда человек постоянно находится среди людей, но ощущает себя одиноким, обособленным от других, погруженным в свои мысли и переживания.


Иногда одиночество бывает полезно. Например, продуктивность людей творческих или занимающихся наукой зачастую обусловлена тем, что они проводили в одиночестве большую часть времени. Это давало им возможность сосредоточенно поработать в тишине. В этом случае одиночество помогало ученому, изобретателю реализовать свои способности в полной мере.

У некоторых народов существует древний обычай, когда юношу, достигшего совершеннолетия, оставляют в одиночестве на неделю и более. Такого рода испытание заставляет молодых людей понять, что оторванность от общества лишает жизнь смысла. После этого они начинают ценить жизнь среди людей и беречь создавшиеся отношения.

Бывает, что люди осознанно уединяются, проводя исследования с целью выяснения, как полное одиночество влияет на человека. Обычно такие люди по своей природе любят покой и тишину.

Единственным спутником полярного исследователя Ричарда Бэрда шесть месяцев было одиночество среди арктических льдов. Уже через три месяца одиночество вогнало его в тяжелую депрессию. Все, что он делал, стало казаться неполным, бесцельным, лишенным связи с внутренними желаниями. По ночам наплывали навязчивые воспоминания, он стал рассеян, перестал обращать внимание на свой внешний вид, ухаживать за собой. В тот момент к нему пришло понимание, что человек не может обойтись без общения. Только среди людей можно в полной мере ощутить полноту жизни и получить все, что нужно. Он искал покоя в уединении, а обрел состояние безысходности, отчаяния и разочарования. Обострились страхи. После прибытия на материк врачи диагностировали у исследователя некоторые психические отклонения. Так на человека действует одиночество.

Чтобы не чувствовать одиночество среди людей, нужно строить мосты, а не стены

Многие люди живут с неосознаваемым ощущением внутреннего одиночества и страхом перед конечностью жизни и очень страдают от этого. Человек, живущий как отшельник, будучи физически и психически здоровым, может впасть в отчаяние и депрессию. Человек - существо социальное. Без общения с другими людьми он не сможет стать полноценным человеком.

Сказка о Маугли - это красивый миф, который при реальном эксперименте показывает, что человек, выросший среди животных, не сможет стать ни животным, ни человеком. Принадлежность к человеческому обществу является основным фактом выживания и условием для психологического и физического здоровья. Только среди людей человек может развиться и впоследствии реализовать свой потенциал. Одиночество не дает человеку ничего.

Психологическая практика показывает, что часто на консультацию к психологу обращаются люди, которые не имеют внешних оснований жаловаться на одиночество. Полное чувство одиночества и оторванность от людей может ощущать и человек, живущий с родителями, и молодые люди, живущие в общежитиях, и взрослые, имеющие семью и детей.

Внутреннее одиночество испытывают люди, не только оторванные от физического общения, но и те, кто вовлечен в ситуацию насыщенного взаимодействия с другими людьми. Окружение близкими людьми не гарантирует человеку, что он не будет испытывать одиночество. Выходит, что одиночество среди людей - это психологическое ощущение, привыкнуть к которому невозможно. Внутренне человек ощущает некий барьер, который сам и построил между собой и людьми.

Одиночество ведет к ощущению бессмысленности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что самое глубокое ощущение внутреннего одиночества бывает у людей, обладающих звуковым вектором. Звуковик по природе чувствует себя отдельным от других людей, он первым осознал свое я и обладает самым большим эгоцентризмом. Считает, что существует только его единственно правильное мнение, а точка зрения других людей в расчет не принимается.

Когда звуковик сосредоточен только на себе и своем внутреннем мире, не может сконцентрироваться на других людях, услышать их, понять причину происходящих с людьми событий, то испытывает тяжелые состояния. Если звуковые желания не наполняются, человек может ощущать свою мнимую гениальность. У него возникает либо ощущение избранности, либо своей никчемности, он чувствует свое отличие от других людей. Желания звуковика лежат за пределами материального мира, все земные радости, которые наполняют других людей, для него вторичны. В потенциале именно звуковой вектор наделяет человека гениальностью, способностями к созданию идей, преобразующих мир.

Эйнштейн - яркий пример реализации звуковых свойств. Для него одиночество было благом, которое он использовал для создания своей теории относительности.

В современном мире часто звуковики имеют проблемы в психическом развитии из-за неправильного воспитания и не могут реализоваться среди людей. Они отгораживаются от отношений, уходят в сон, бегут от реальности в наркотики, чтобы не испытывать сильной душевной боли.

Человек чувствует одиночество тогда, когда полностью сосредоточен на своих внутренних ощущениях. Сосредоточение на себе звуковика приводит к депрессии и ощущению собственной исключительности, возникновению суицидальных мыслей. Может нарастать ощущение бессмысленности всего, что он делает, как это случилось с исследователем Ричардом Бэрдом.

Мозг звуковика способен рождать гениальные мыслеформы. Мыслительная работа, постоянное сосредоточение на смыслах слов, на исследовательской деятельности создает особое состояние сознания, дает звуковику ощущение внутреннего баланса. Это говорит о том, что мозг звуковика применяется по назначению.

В современном мире человек со звуковым вектором чувствует себя счастливым, когда идет по пути самопознания. Самое сильное его желание лежит вне плоскости материального мира. Он желает раскрыть тайны создания Вселенной. Узнать, в чем смысл жизни и обрести духовные состояния. Только в этом случае он избавляется от душевной боли, депрессии и бессмысленности существования.

Отгородившись от людей, чувствуя одиночество и обособленность от других, он уходит от своего предназначения. Задача звуковика - понять себя и других, осознать смыслы, скрывающиеся за словами, увидеть реальный мир. Сделать это можно только объединившись с другими, находясь среди людей, а не выбирая изоляцию и одиночество. Начать объединение можно с раскрытия внутреннего мира человека, с которым представилась возможность общаться.

Сосредоточение на себе - еще один путь в одиночество

Природа зрительного вектора - создание эмоциональных связей. Самой сильной эмоцией, которую испытывает зрительник, является страх. Одиночество усиливает зрительные страхи.

Находясь в страхах, человек становится мнительным, полным разных негативных предчувствий. Он чаще обращает внимание на негативные стороны жизни, люди кажутся ему опасными. Уйдя в свою скорлупу, он ждет, что кто-то другой придет и устранит его одиночество, но чаще остается непонятым и сильно страдает от чувства одиночества, ненужности людям.

Его беспокойство не проходит даже в окружении близких людей. Когда он сосредоточен на себе, то может страдать комплексами и страхами, отгораживаясь от людей, испытывать постоянное чувство одиночества и тоски. При наличии еще и анального вектора бывает застенчивым.

Реализуя свои свойства в полной мере, человек счастливо живет среди людей. Когда человек сосредоточен на других людях, создает с ними эмоциональные связи, сочувствует и сострадает другим, ему больше не больно от ощущения конечности жизни и одиночества. Он сам старается облегчить боль других и дать им ощущение уверенности в завтрашнем дне.

Одиночество и избавление от него через путь самопознания

Понимание, что именно движет человеком, какие у него желания и способности, помогает наполнить жизнь смыслом. Осознать причины происходящих событий, одиночества, депрессии, проблем можно с помощью знаний Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Одиночество - это то, к чему невозможно привыкнуть. И точно нельзя стать счастливым, будучи изолированным от других людей. Счастье мы обретаем только среди людей. Чтобы перестать испытывать внутреннее одиночество, необходимо стереть барьеры между собой и людьми.

Изучение Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дает звуковику полное освобождение от ощущения мнимой гениальности и помогает создать и воплотить в жизнь настоящие гениальные идеи, помогающие понять, что человечество - это единый вид.

«…Главное - тренинг снял с меня маленькие незаметные наушники, которые настолько плотно загораживали внешний мир, что вся моя жизнь проходила только внутри, как в тюрьме. Это была одиночка. Даже моя огромная любовь была там замешана на страхе.
О необыкновенных изменениях, которые произошли со мной, можно писать бесконечно: их много, они мне дороги, я постоянно открываю целые миры…»

«…Этот мир здесь. Он - настоящий! И смысл жизни - тоже здесь и искать его нужно тоже только здесь! Не в одиночку, а среди других людей! Он в нас и для каждого он свой! И поиск у каждого тоже свой. Я думаю, я там, где нужно. Я хочу радоваться этой жизни, слышать звуки птиц, слышать, как вращается эта земля и знать, что все не просто так здесь. Что все мы не просто так ходим и живем. Что у всего и у каждого есть свое предназначение и смысл в существовании каждого на этой земле! Может в этом и есть тот самый ответ про смысл, который всегда ищешь?..» 24 Мар, 2018

Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей.

Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей и спутника жизни.

Жизнь каждого человека – одна-единственная и проходит она удивительно быстро. Не решаемая проблема одиночества для многих людей – это не столько проблема, сколько их реальная, единственная жизнь, которую они хотят прожить хорошо, благополучно, успешно, разнообразно и полноценно. Это их право и право это надо уважать.

Все мы разные и каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Для одного – одиночество – это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого – спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими.

Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе.

В одиночестве мы имеем возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны.

Одиночество позволяет нам осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви.

Мы начинаем жить полноценно и счастливо не только тогда, когда боремся за какие-то изменения в своей жизни или отчаянно меняем самих себя, но и тогда, когда мы умеем любить себя такими, какие мы есть без всяких изменения, и принимать свою жизнь такой, какая она реально получается или складывается. Важно выбирать то, что нравится, – одиночество или семью, с достоинством принимать то, что получается, иметь уверенность в своем выборе, не отчаиваться, не испытывать комплекс неполноценности и стремиться к гармонии в своей жизни.

Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей самости; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать все свои состояния, однако одиночество требует к себе самого серьезного внимания.

В процессе обыденной жизни мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее определение одиночества. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):

– возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса;

– смутное, но устойчивое состояние тревоги;

– чувство изоляции и опустошенности;

– постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;

– страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

– враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей;

– презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет).

Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или «отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такие способы лишь усугубляют одиночество.

Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.

Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т.д.). Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений).

Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобы заговорить с родителями, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение и т.д.). Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на диспут, на дискуссию, на вечер и т.д.). Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, перейдите на диету, займитесь физкультурой). Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков (научитесь танцевать, научитесь быть более уверенным в себе, овладейте психорегуляцией, выполните все упражнения в книге и т.д.).

Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств «психологического моратория» – поиск негативной идентичности («хочу стать ничем», тенденция к самоубийству).

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла мира («распалась связь времен» – помните Гамлета?). Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, клипсов, причесок, выражения лиц, фраз, вкусов, оценок, стилей поведения, привычек, чувств, мыслей, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость, стирает представление о себе как самоценности.

А общение появляется при разнообразии. Два абсолютно одинаковых человека будут интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Один атом никогда не соединится в молекулу с подобным атомом. Чтобы появилась молекула, нужны валентности атомов, их разнообразие, тогда будет возможность для перехода электронов, для образования общих электронных полей. Так и общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу (как жуки в банке или песчинки в куче песка). Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.

1. Философия одиночества

О феномене одиночества написано и сказано много: философы, писатели, поэты - все исследовали его, чтобы прояснить его суть.

Одиночество преследует человека на протяжении всей его истории. В наши дни оно стало социальным бедствием, настоящей болезнью современного общества. Попытки философского осмысления этого феномена также имеют очень давние традиции. Но только в XX веке, по словам Н.А. Бердяева проблема одиночества стала "основной философской проблемой, с ней связаны проблемы "я", личности, общества, общения, познания”. Среди существующих философских школ наибольшее внимание этому вопросу уделяется в экзистенциальном и феноменологическом направлениях. В работах Сартра, Гуссерля, Камю, Бубера, Хайдеггера и других одиночество человека в мире (вброшенность в мир) занимает одно из центральных мест.

Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию. Но эта интуитивная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, подчас противоречивое философское содержание понятия, ускользающее от рационального описания.

Одиночество часто рассматривается как нечто деструктивное по отношению к личности, мешающее ей жить, ставящее преграды и ломающее ее. И часто одиночество рассматривается как следствие давления внешнего мира на личность, которое и вынуждает ее отгораживаться от него, бежать, одновременно страдая от этого.

Одиночество почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я.

Но бегство от одиночества есть бегство от самого себя. Ибо только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек становится личностью, которая может заинтересовать мир. Одиночество - это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. По сути дела, человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и углубление в него.

Одиночество есть прозрение. В его безжалостном свете замирает обыденность и проступает все самое главное в жизни. Одиночество останавливает время и обнажает нас.

Бегство от одиночества есть бегство в одиночество - то самое одиночество в толпе, на работе, наедине с женой и детьми. Бегство от одиночества - это приближение к космическому одиночеству старости.

Как избежать этого одиночества? Ответить на этот вопрос можно только через появление нового более глубокого вопроса: "В чем смысл одиночества?" Ответом же на него может быть только философия одиночества.

Мышление одиночества всегда распахивает перед нами бездну. В одиночестве мы встречаемся с Богом или дьяволом, обретаем себя или падаем ниц. Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, запретная для нашего сознания.

Одиночество можно рассматривать как фундаментальный антипод самим основам человеческого общежития, гуманным межличностным отношениям и, в конечном счете, самой сущности человека. Еще Аристотель заметил, что человек вне общества либо бог, либо зверь. Разумеется, центробежные силы, вырывающие личность из присущего ей социального контекста и ставящие ее в положение "бога" или "зверя", связаны и с такими феноменами, как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение и т.д. Но в итоге все эти разнопорядковые факторы, отражающие сложные процессы социального развития общества, приводят к единому результату - к устойчивому состоянию одиночества, связанному с переживанием личностью своей трагической "атомарности", затерянности и заброшенности в безбрежные и теряющие для нее смысл просторы социума. В отличие от объективно возникшей изолированности, которая субъективно может и не восприниматься таковой, одиночество фиксирует внутренний, рефлективный разлад человека с самим собой, сосредоточение на неполноценности своих отношений с миром "других" людей.

Одиночество относится к тем проблемам, которые преследуют человека на протяжении всей его истории. С недавних пор одиночество стали называть социальным бедствием и в настоящее время - это уже опасная болезнь, болезнь многоликая и коварная, вызывающая одновременно сострадание и протест.

Бесправие, нищета, голод, угнетение, войны - беды человечества. Их проявления, как правило, очевидны, а потому и борьба с ними принимает характер мощных движений протеста, объединяющих людей общей целью, возвышающих в человеке человеческое.

Иное дело одиночество. Чаще всего оно не афиширует свое наступление на личность. Однако, как замечают американские исследователи У. Снетдер и Т. Джонсон, "одиночество становится всепроникающим явлением в нашем обществе. Ярко выраженное одиночество - это главная проблема как в аспекте личного, так и общественного духовного благополучия".

Чего же больше в одиночестве беды или вины человека? Кто он, жертва внешних обстоятельств, вызывающая искреннее сострадание, или эгоцентрик, совершивший преступление прежде всего по отношению к самому себе? Дать однозначный ответ на эти вопросы не просто, тем более что они не исчерпывают всех возможных альтернатив.

Тяжкий недуг одиночества всепроникающ и многолик. Наивно полагать, что ему подвержены лишь рефлектирующие субъекты, склонные к философствованию. Одиночество подчас обрушивается на вполне "благополучных" людей. Ни материальные блага, ни причастность к истеблишменту, ни внешне благополучное существование личности, воспринимающей западный образ жизни как данность, не в силах отвратить от нее рано или поздно наступающее одиночество, подводящее печальный итог всей прожитой жизни. Авторы сборника "Анатомия одиночества" справедливо отмечают, что многие люди испытывают наиболее мучительное состояние одиночества не в физической изолированности, а как раз в центре группы, в кругу семьи, и даже в обществе близких друзей.

Все исследователи сходятся в том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности. Естественно, что под "оторванностью" понимается не физическая изолированность, а скорее нарушение контекста многогранных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением.

Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, которая может быть добровольной и исполненной внутреннего смысла, отражает его тягостный разлад с обществом и самим собой, дисгармонию, страдание, кризис "Я".

Теоретическое и художественное осмысление одиночества имеет давние традиции. И было бы неверно связывать его исключительно с XX в, или с развитием капиталистического производства. Еще в ветхозаветной книге Екклезиаста приводятся слова, подтверждающие, что одиночество воспринималось людьми той эпохи как трагедия: "Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством" (4: 8). Драматизм утраты человеком связи с миром других людей пронизывает этот библейский текст, ставший практически первым отдаленным отголоском экзистенциалистского пессимизма.

Глубокие корни философии одиночества во многом пронизывают современное видение человека и межличностных отношений. Речь идет не только о собственно философской рефлексии в узком смысле слова, но и о широком распространении устойчивых мотивов одиночества во всей современной западной культуре.

"Для художника драма одиночества представляет собой эпизод трагедии, в котором мы все играем и представление которой заканчивается только с нашим уходом в вечность", - пишет известный французский кинорежиссер Жан Ренуар. Именно искусство, с его повышенной восприимчивостью к социально-этическим и психологическим вопросам, остро реагирует на умерщвляющее гуманистические ценности влияние индивидуалистической философской позиции, приводящей художника к драме одиночества.

"Одиночество это столь же богатая, сколь и несуществующая тема, - продолжает Ж. Ренуар. Ведь одиночество - это пустота, населенная призраками, которые приходят из нашего прошлого". "Призрачное" прошлое исподволь, но властно начинает формировать видение настоящего, причем в качестве отчужденной реальности. Эта иллюзорная реальность превращается в доминанту развития творческой индивидуальности художника. Воистину "мертвый тащит живого".

Если бы мы захотели получить самую утонченную трактовку чувства одиночества, то не нашлось бы ничего лучшего, чем обратиться к таким авторам, как Паскаль и Ницше. Согласно Паскалю, совершенно одинокий человек заброшен в бессмысленное бытие. На лоне бесконечной и пустой вселенной он в ужасе сталкивается со своим собственным одиночеством. Чувство глубокой изоляции и покинутости, которое мы обнаруживаем в определенных патологических состояниях, - это рана для каждого из нас с того момента, как только мы осознаем крайнюю условность нашего бытия и метафизическую изгнанность.

"Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего, на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти. меня охватывает ужас как человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который, проснувшись, не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности" [Паскаль].

Также и у Ницше мы находим утверждение, что со смертью Бога человек сразу же оказывается в положении окончательного одиночества. "Последний человек" в сочинении Ницше "Так говорил Заратустра" фактически осознает, что все мы и каждый из нас в отдельности приговорены к метафизическому одиночеству. Ужасающе одиночество последнего философа!

"Я называю себя последним философом, ибо я есть последний человек. Никто, кроме меня самого, не обращается ко мне, и мой голос долетает до меня, как голос умирающего!. Вы помогаете мне прятать мое одиночество от себя самого и направлять мой путь ко многим и к любви через ложь, ибо сердце мое не в силах вынести ужас самого одинокого одиночества, оно заставляет меня говорить так, как если бы я раздвоился". Как отмечает Ясперс, Ницше написал это в 1876 г., будучи молодым профессором, окруженным, вероятно, друзьями. Работа "Так говорил Заратустра" еще даже не появлялась на литературном горизонте. Но и сам Ницше рассматривает свое сочинение и высказанные в нем положения скорее как личный факт, нежели как представление об универсальном положении человечества.

Мы рождаемся одинокими и живем одинокими. Лучше всего, наверное, это положение человека выразил Томас Вулф, описывая в своем первом большом романе зарождение самосознания у Юджина Ганта:

"А когда его оставляли спать одного в комнате с закрытыми ставнями, где на пол ложились полоски густого солнечного света, им овладевало неизбывное одиночество и печаль: он видел свою жизнь, теряющуюся в сумрачных лесных колоннадах, и понимал, что ему навсегда суждена грусть - запертая в этом круглом маленьком черепе, заточенная в этом бьющемся, укрытом от всех сердце, его жизнь была обречена бродить по пустынным дорогам. Затерянный! Он понимал, что люди вечно остаются чужими друг другу, что никто не способен по-настоящему понять другого, что, заточенные в темной утробе матери, мы появляемся на свет, не зная ее лица, что нас вкладывают в ее объятия чужими и что, попав в безвыходную тюрьму существования, мы никогда уже из нее не вырвемся, чьи бы руки нас ни обнимали, чей бы рот нас ни целовал, чье бы сердце нас ни согревало. Никогда, никогда, никогда, никогда" [Вулф Т.]

История философии

Западная философия второй половины XIX - нач. ХХ веков: Современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно, только сопоставив этапы...

Все ионийские мыслители были натурфилософами, которые брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну из четырех стихий, причем не только в чисто физическом, но и в мировоззренческом смысле. Вода Фалеса, воздух Анаксимена...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Пифагорейцы. «Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающее к этим стремлениям мировоззрение… имеет в виду, прежде всего...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Анаксагор принципиально отличается в понимании первоначал от всех предшествующих ему философов, поскольку отвергает стихии в качестве первоначал. Первичны не стихии, а все без исключения состояния вещества...

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему оно пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям...

Мировоззрение, его типы

Мировоззрение, его типы

Духовность философии, нацеленная на свободный поиск истины, непосредственно ведет к свободомыслию. В живом потоке исторически развивавшейся мировоззренческой культуры свободомыслие имело несколько сторон...

Наука античности

Термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием Философия, близким к современному. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретическую картину мироздания...

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Логос - нечто явленное, оформленное и постольку "словесное"... сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному...

Философия Гегеля

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное...

Философия и методология науки

Философия знает три формы диалектики: 1. Античная, в своих суждениях опиралась на жизненный опыт, ее представители -- Гераклит, Платон, Зенон. 2. Немецкая идеалистическая диалектика, разработанная Кантом...

Философия и мифология. Закон отрицания отрицания

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями...

Философия и наука

Иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга...

Философия Ф. Ницше

Стиль Ницше -- напряженный, пророчески-безапелляционный или едкий-иронический. Он всё время воюет (на словах, конечно). Философия Ницше в целом очень напряженная. Он постоянно говорит сильные фразы, патетические или язвительно-ироничные...

Чаадаев и его концепция России

«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики -- в славянофилов...



Статьи по теме