Словарь бейсбольных терминов. Бейсбол - никому не понятная игра или отличный вариант для заработка на ставках в летнее время? Обязанности игроков команды нападения

Для начала быстренько пробежимся по игровым позициям. Питчер - игрок, который подаёт мяч. Питчеры бывают стартовыми, которые начинают матч и играют, пока не устанут или станут неэффективными и реливерами, которые сменяют стартовых питчеров. Самый опытный и сильный реливер называется клоузером , он обычно выходит на последний иннинг-два, чтобы сохранить победный отрыв в несколько очков. Реливеры в целом называются буллпеном , по названию специальной площадки, где они разминаются перед выходом на замену. За бэттером на корточках в защитном обмундировании сидит кэтчер , задача которого ловить мяч, брошенный питчером, если его не сможет отбить бэттер. Вместе питчер и бэттер составляют батарею .

В поле, кроме питчера и кэтчера, защищаются ещё 7 человек - 4 инфилдера и три аутфилдера . Инфилдеры делятся на угловых (первый и третий бейсмен ) и срединных (второй бейсмен и шортстоп ), аутфилдеры же бывают левые, правые и центральные, согласно позиции внешнего поля, на которой они "несут вахту".

В нападении игрок, который пытается отбить мяч, называется бэттером . После того, как он отобьёт мяч, он становится раннером . Также в нападении существуют такие понятия, как назначенный хиттер (игрок, который выходит только отбивать, не играя в поле. В MLB он существует только в Американской Лиге, заменяя в линейке бэттеров питчера), пинч-хиттер , который выходит со скамейки, заменяя в очереди одного из отбивающих, и пинч-раннер , который заменяет на базе раннера.

Теперь поговорим о самых простых и понятных терминах, которые возникают в игровом процессе. Страйк - либо мяч, поданный в зону страйка, либо мяч, поданный мимо зоны, но бэттер попытался отбить мяч и не сумел попасть по нему битой. Три страйка = страйкаут , три аута = конец иннинга. Если же бэттер попал по мячу битой, но мяч отлетел вне границ поля, это фаул . Фаул - это практически тот же страйк, но с небольшим исключением - при фауле считается только первый и второй страйк, третий страйк (и, соответственно, аут) не записывается (исключая такой довольно редкий случай, когда бита бэттера задевает мяч, но его всё равно сумеет словить кэтчер - это называется foul tip ).

Противоположность страйка, мяч, поданный вне страйковой зоны и на который не замахивается бэттер, называется бол . 4 бола позволяют бэттеру без помех перебраться на первую базу, заработав уолк (walk, base-on-balls). Уолк может быть и намеренным (intentional walk), когда питчер с открытой первой базой четырежды намеренно подаёт далеко мимо зоны страйка и пропускает бэттера на базу. Это применяется обычно против сильных игроков. Ну и ещё на первую базу бэттер также может попасть, если в него попадут мячом - хит-бай-питч (hit by pitch).

Если же бита вступает в контакт с мячом и мяч отлетает в поле - это значит либо хит , либо аут . Хиты бывают разными в зависимости от количества баз, которые после удара смог пробежать бэттер - сингл (одна база), дабл (две), трипл (три) или хоум-ран (четыре). Если мяч вылетает за пределы поля, то это хоум-ран, но если перед этим он ударился о землю, и лишь потом вылетел на трибуны, то это граунд-рул дабл (ground rule double), все раннеры при этом перемещаются на две базы. Хоум-ран в США также называется дингер (dinger) либо джек (jack), а на постсоветстком пространстве, с лёгкой руки одного из комментаторов бейсбола, прочно вошло в обиход слово "хомяк" (на мой взгляд, страшно дурацкое).

Если же перед хоум-раном базы были заполнены, то такой хоум-ран, который за раз приносит 4 очка, называется грэнд слэм (grand slam) или просто грэнни (granny). Если же мяч не вылетел за пределы стадиона, но раннер успел оббежать все четыре базы, это тоже хоум-ран, но называется инсайд-парк хоум-ран (inside-the-park home run).

Ауты тоже бывают разных видов - флайаут (филдер ловит мяч в воздухе), граундаут (мяч отбивается в землю, но бэттер не успевает добежать до первой базы прежде чем туда перебросят мяч), папаут (разновидность флайаута, когда мяч отлетает высоко, но недалеко), форсаут (разновидность граундаута, но аут делается не на первой базе). Когда же за один розыгрыш удаётся вывести из игры сразу двух игроков, это называется дабл-плей (double play; наиболее распространённый вариант - при раннере на первой базе и мяче, отбитом в землю, мяч передаётся сначала на вторую базу, форсируя раннера с первой базы, а потом сразу на первую), когда трёх (что, конечно, бывает очень редко) - трипл-плей (triple play).

Также нельзя не сказать о ситуации под названием инфилд-флай (infield fly). Она фиксируется тогда, когда идёт папаут в пределах инфилда и на первой и второй базах есть игроки. При этом бэттер выводится в аут вне зависимости от того, был ли пойман мяч. Правило введено для того, чтобы игроки обороны не смогли заработать двойной форсаут.

Теперь поговорим о тактических элементах. Часто ради того, чтобы продвинуть раннера с базы на базу, менеджеры жертвуют аутом, применяя такой приём, как бант . Бант - это удар битой без замаха, при нём биту держат параллельно земле и попросту гасят ей скорость полёта мяча, опуская его на землю. Иногда быстрые игроки применяют данный приём и для того, чтобы успеть добежать до первой базы. Если бант выполняется при раннере на третьей базе, это называется сквиз, который бывает двух видов - суисайд сквиз (suicide squeeze - раннер с третьей стартует при броске питчера и если игрок, выполняющий бант, промахнётся по мячу, раннера практически 100% осалят по пути к дому) и сейфти сквиз (safety squeeze - раннер с третьей стартует только тогда, когда бита вступит в контакт с мячом). Ещё три довольно часто используемых тактических ухищрения - кража базы, хит-энд-ран (hit & run) и ран-энд-хит (run & hit). Суть их заключается в посыле раннеров вместе с броском питчера и отличаются они только поведением бэттера.

При краже базы бэттер не взмахивает битой, при хит-энд-ран он обязан произвести контакт и отбить мяч, желательно не в воздух, при ран-энд-хит бэттер производит выбор действия лично в зависимости от удобности броска. Также при раннере на третьей базе может возникнуть такая ситуация, как сакрифайс флай (sacrifice fly) - если при флайауте мяч выбит достаточно далеко, то после ловли мяча филдером раннер может успеть пробежать расстояние с третьей базы до дома, принеся очко.

Ещё могут возникнуть такие ситуации - ошибка (error), когда филдеры ошибаются либо при ловле мяча, либо при его броске с базы на базу, в итоге которой вместо аута раннер добирается до базы; бок (balk), которая объявляется судьёй за мелкое нарушение правил питчером (например, при броске на базу не сделал предварительно шаг в сторону той самой базы) и которая позволяет всем раннерам на базах передвинуться на одну базу (если на базах нет раннеров, объявляется бол); кэтчерская помеха (catcher’s interference), когда кэтчер ловушкой задевает биту и мешает бэттеру отбить удар (бэттер автоматически попадает на первую базу); уайлд питч (wild pitch) и пассд бол (passed ball), которые заключаются в том, что кэтчер не ловит мяч после броска питчера и раннеры на базах за то время, пока кэтчер бежит за пропущенным мячом, могут успеть перебежать на следующую базу (разница между этими понятиями только в том, кто виноват - если питчер подал такой мяч, что словить его нереально, то это уайлд питч, если же кэтчер мог поймать мяч, но не сделал этого, это пассд болл) и, наконец, интерфиренс (interference), которая заключается в помехе атакующего игрока игрокам защиты (к примеру, сознательная помеха бэттера кэтчеру бросить на базу, которую пытается украсть раннер) и карается аутом атакующего игрока.

Ну и напоследок о индивидуальных показателях. В бейсболе очень много внимания уделяется статистике и существует множество показателей, которые определяют полезность данного игрока, как в защите, так и в нападении. Возможно, когда-то мы с вами поговорим об статистике более конкретно и развёрнуто, а тут просто упомянём об наиболее используемых и наименее понятных из названия показателей.

Итак, для питчеров, помимо количества побед/поражений, страйкаутов, проведённых иннингов, одним из важнейших показателей является ERA (earned run average) - показатель, который определяет среднее количество очков, отданных питчером за 9 иннингов игры. В эту статистику не входят очки, которые питчер отдал из-за ошибок филдеров. Также в базовую статистику питчеров входят сэйвы (сохранение победного счёта в save situation - вход в игру при победном счёте либо с разницей 3 очка или менее, минимум бросая иннинг, либо если потенциальный уравнивающий игру хиттер стоит следующим в очереди, либо если питчер бросает 3 или больше иннингов).

Редкими, но эффективными показателями работы стартовых питчеров являются комплит геймс (complete games - игры, полностью проведённые одним питчером, т.е., минимум 9 иннингов), шатауты (shootout - комплит гейм без единого пропущенного рана), ноу-хиттеры (no-hitter - комплит-гейм без единого пропущенного хита, довольно редкое достижение, за сезон в MLB приблизительно 2-3 ноу-хиттера) и перфект геймс (perfect game - игра, при которой питчер не допустил ни единого раннера на базу, таких игр было всего 18 за всю историю MLB).

Базовая статистика бэттеров, кроме количества хитов и хоум-ранов, включает в себя такие показатели, как СПО (средний процент отбивания, batting average - количество хитов разделить на количество выходов на биту.

Выходы на биту, которые заканчиваются уолками, хит-бай-питч, а также сакрифайс бантами и флайми, в знаменателе не учитываются), RBI (runs batted in - количество очков, которые заработала команда после действия бэттера. В основном, это хиты, но RBI можно заработать и другими методами - сакрифайс флай, уолк при загруженных базах и т.д.) и раны - количество очков, которые для команды заработал игрок, лично добежав до дома.

Засим всё, надеюсь, эта статья поможет вам понять и полюбить бейсбол.

О бейсболе в России говорят мало, да и известность в нашей стране эта игра получила во многом благодаря американским фильмам, в которых герои обязательно или играют в бейсбол, или являются ярыми поклонниками "Нью-Йорк Янкиз" или, например, "Торонто Блю Джейс". Есть даже теория, будто русскому человеку больше по душе старая добрая лапта (интересно, знает ли кто хоть одного живого человека, на самом деле играющего в лапту?). Можно спросить бабушек и дедушек - есть шанс, что они расскажут, как в детстве всем двором играли в эту динамичную игру. Тем не менее, в нашей стране пик популярности лапты давно миновал, а вот для американских детей мечта всей жизни - стать легендарным бейсболистом. В США бейсбол входит в тройку самых популярных видов спорта. И если вы не разбираетесь в правилах этой модной игры, то здесь сможете постигнуть азы.

История бейсбола

Известно, что бейсбол появился в США в начале XIX века, а первый официальный матч был проведен в Нью-Йорке в 1820 году. Сегодня в бейсбол играют более, чем в 120 странах мира. Эта игра была включена в список олимпийских видов спорта, затем, после Олимпийских игр в Пекине вычеркнута, как недостаточно популярная среди большинства стран-членов МОК, однако к Олимпиаде-2020 бейсбол может снова вернуться в список олимпийских видов спорта.

Правила

В каждой игре участвуют две команды, играющие по очереди в нападении и защите.

Играют мячом размером с кулак, который покрыт белой кожей с красными стежками и весит не более 150 г.

Цель игры - набрать больше очков (пробежек), чем команда соперника. Очко засчитывается, если игрок команды, которая играет в нападении, по очереди пробегает все базы (они представляют собой квадратные подушечки, прикрепленные к земле) на поле.

В центре внимания в игре дуэли питчера (бросающего) и баттера (отбивающего).

Питчер - это человек, который бросает мяч. Его команда обороняется, и чем лучше он будет бросать и выбивать соперников из игры «аутами», тем быстрее его команда перейдет в нападение.

Питчер должен попасть мячом в строго ограниченный прямоугольник, так называемую «зону страйка» (она находится над «домом», выше колена баттера, но ниже его груди). За этим следит специальный судья. Задача питчера - оставить баттера в «ауте».

Страйк - это удачный бросок.

Если мяч проходит в «зоне страйка», а баттер по нему не попал или его проигнорировал, то судья объявляет «страйк». Если мяч проходит вне «зоны страйка», а баттер по нему битой не попал, то это снова «страйк».

Баттер (или отбивающий) - это человек, который отбивает мяч битой. Его команда находится в нападении и пытается заработать очки. Отбив мяч, баттер бросает биту и бежит по периметру квадрата. Достигнув 1-й базы, он становится раннером (бегущим). И теперь баттером становится его партнер по команде, а экс-баттер в качестве раннера пытается добежать с 1-й базы на 2-ю, потом на 3-ю и потом вернуться «домой».

За спиной баттера сидит кетчер с ловушкой. Это человек из той же команды, что и питчер. Его задача поймать мяч, который бросил питчер, если его не отбил отбивающий игрок соперника.

Другие игроки, находящиеся в защите, либо охраняют свою базу (три человека на каждой базе и шорт-стоп между 2-й и 3-й базой), либо ловят мяч в поле (три человека).

Существует много различных способов, которыми команда защиты может вывести нападающего игрока в аут. Вот пять самых популярных способов:

Страйк-аут: бьющий не смог заработать права бежать на первую базу, поскольку питчер сделал три страйка в одной серии подач.

Граунд-аут: бьющий отбил мяч в поле, но игрок защиты подобрал мяч и бросил его игроку, стоящему на 1-й базе прежде, чем бьющий успел её коснуться.

Форс-аут: игрок нападений должен был бежать на базу (по правилам), но игрок защиты встал на эту базу с мячом в руке прежде, чем тот успел это сделать. Граунд-аут — один из многих вариантов форс-аута.

Флай-аут: игрок защиты поймал отбитый мяч, прежде, чем мяч коснулся земли.

«Тег-аут»: игрок защиты коснулся мячом бегущего команды нападения, когда бегущий был между базами.

Каждая игра разделена на периоды, которые называются «иннинги», в каждом из них команда играет по разу в нападении и в защите. Каждый раз, когда три игрока команды нападения отправились в аут, команды меняются местами (таким образом, в каждом иннинге шесть аутов — по три для каждой команды). Обычно игра состоит из 9 иннингов. В случае равного счета по окончании последнего иннинга назначаются дополнительные иннинги. Бейсбольный матч не может закончится с ничейным счетом, а дополнительные иннинги назначаются до определения победителя.

Термины, которые необходимо знать для игры в бейсбол

Аут - ситуация, в которой игрок нападения в данном иннинге выводится из игры.

Аутфилдер - игрок команды защиты, патрулирующий внешнее поле: правый полевой, центральный и левый игроки.

Ампайр - судья (в бейсболе 4 судьи, по одному на каждой «базе» и один на «доме»).

Бок - команда судьи, означающая ошибку питчера.

Бол - мяч, поданный питчером вне зоны удара и не отбитый битой баттера.

Грэнд Слэм - удар, при котором команда набирает 4 очка (когда на всех четырёх базах находятся раннеры).

Дабл - удар, в результате которого баттер сумел добежать до второй базы.

Дабл плей - розыгрыш, в результате которого оборона заработала два аута.

Инсайд-Парк Хоум-Ран - удар, при котором мяч не покинул территорию игрового поля, но бьющий успел пробежать все базы и вернуться в дом, получив очко.

Присужденная встреча - встреча, законченная со счетом 9:0 по решению судьи в наказание команде, грубо нарушавшей правила.

Ран - очко, заработанное игроком нападения.

Сингл - удар, в результате которого баттер сумел добежать до первой базы.

Сэйф - ситуация, возникающая, когда раннер достиг базы раньше мяча и захватил её.

Тайм - команда судьи, по которой игра немедленно останавливается и возобновляется только после команды «плэй».

Трипл - удар, в результате которого баттер добежал до третьей базы.

Флайбол - мяч, отбитый высоко над игровым полем и пойманный игроками защиты до того, как он коснется земли.

Фол - удар, после которого мяч выходит за боковую линию.

Шорт-стоп - игрок, находящийся между 2-й и 3-й базой.

Хоум ран - удар, при котором мяч пролетает все поле и вылетает за его пределы.

1. Команда США выигрывала Кубок мира по бейсболу лишь 4 раза, Куба же завоевывала его 25 раз.

2. Все мячи, используемые для игр в MLB (Major League Baseball - главная лига бейсбола), протирают специфической грязью, о месте нахождения которой знает только один человек, и он продает ее каждый игровой сезон.

3. В MLB все судьи обязаны носит только черное белье, в соответствии с правилами.

4. Во время битвы в Арденнах американские солдаты использовали знания о бейсболе, чтобы определять немецких диверсантов, переодетых в американскую форму.

5. Во время сезона MLB используется около 160 000 мячей.

6. Существует версия бейсбола для слепых, которая носит название «Веер бейсбола». В рамках этой игры проходит собственная Мировая серия, есть свой Зал Славы и 27 команд.

7. В 1996 году известный актер Чарли Шин заплатил 6 537 долларов за 2 615 билетов на игру MLB, чтобы поймать игровой мяч. Актер и трое его друзей сидели в гордом одиночестве на 20 рядах, однако желанный мяч так и не попал к ним в руки.

  • Аут (англ. out ) - ситуация (или команда судьи), означающая, что игрок нападения в данном периоде (иннинге) выведен из игры.
  • Аутфилдер (англ. outfielder ) - игрок обороняющейся команды, патрулирующий внешнее поле: правый полевой, центральный и левый игроки.
  • Ампайр (англ. umpire ) - судья, в бейсболе 4 судьи, по одному на каждой «базе» и один на «доме».
  • Бок (англ. balk ) - команда судьи, означающая ошибку питчера. В этом случае игроки нападения, находящиеся в данный момент на базах, получают право беспрепятственно передвинуться на следующую базу.
  • Бант (англ. bunt ) - короткий удар, при котором бэттер не замахивается по мячу, а просто подставляет под него биту.
  • Бол (англ. Ball ) - мяч, поданный питчером вне зоны удара и не пораженный битой отбивающего. После четырёх болов питчера в одной серии отбивающий занимает первую базу. После каждой подачи судья объявляет количество болов и страйков. Если поданный мяч сперва ударится о землю, а затем пролетит через зону страйка, подача все равно считается болом.
  • Бэттер (англ. batter ) - игрок нападения с битой. Находится у «дома» (с левой или с правой стороны - как ему удобнее) перед кетчером.
  • Граунд-аут (англ. ground-out ) - бэттер выбывает в аут после того как защитники доставляют мяч на первую базу до того как он смог до неё добежать.
  • Дабл (англ. double ) - удар, в результате которого бэттер сумел добежать до второй базы.
    • Граунд-рул дабл (англ. Ground rule double ) или автоматический дабл - удар, в результате которого мяч ударяется о землю и вылетает за пределы поля. Бэттер при этом автоматически перемещается на вторую базу, а все активные раннеры - на две базы вперёд.
  • Дабл-плэй (англ. double play ) - розыгрыш, в процессе которого оборона заработала два аута. Например, в ситуации, когда игрок нападения находился на первой базе, бьющий отбил мяч так, что защита доставила мяч на вторую базу, а затем на первую, до того как бегущий и бьющий смогли их достичь, заработав таким образом два аута.

    • Вынужденный двойной аут (Force double play ) - игра, в которой оба аута происходят в результате вынужденной игры.
    • Обратный вынужденный двойной аут (англ. reverse force double play ) - игра, в которой первый аут вынужденный, а второй производится осаливанием бегуна или базы.
  • Иннинг (англ. inning ) - период бейсбольного матча, во время которой команды по разу играют в защите и нападении. Как правило, матч состоит из 9 иннингов.
  • Инфилд-флай (англ. infield fly ) - мяч, отбитый высоко в воздух в пределах фэйр-территории и который может быть легко пойман любым игроком, находящимся в пределах инфилда, без особых усилий при занятых первой и второй, или первой, второй и третьей базах в ситуации менее двух аутов. При этом бьющий выводится в аут вне зависимости от того, был ли пойман мяч. Правило введено для того, чтобы игроки обороны не смогли заработать двойной вынужденный аут, умышленно не поймав мяч с лета.
    • Инфилд-флай иф фэйр (англ. infield fly if fair ) - команда судьи в ситуации инфилд-флай , в случае, если непонятно, упадет ли мяч на фэйр-территории или фол-территории. В этом случае инфилд-флай будет зафиксирован, если мяч упадет в пределах фэйр-территории
  • Кэтчер (англ. catcher ) - игрок, находящийся за домом, принимающий мяч поданный питчером.
  • Осаливание (англ. tag ) - база считается осаленной, если игрок, владеющий мячом, коснулся её какой-то частью тела. Игрок считается осаленным, если противник тронул его рукой с ловушкой и мячом или же свободной рукой. Если защитник успел осалить базу или игрока, а затем выронил мяч, осаливание засчитывается. Осаленный игрок нападения выбывает в аут. При осаливании базы тот игрок, который не успел добраться до неё раньше соперника, выбывает в аут.
  • Пинч раннер (англ. pinch runner ) - игрок, заменивший раннера на базе.
  • Пинч хиттер (англ. pinch hitter ) - игрок, заменивший бэттера.
  • Питчер (англ. pitcher ) - игрок защищающейся команды, подающий мяч.
  • Присужденная встреча - встреча, законченная со счетом 9:0 по решению судьи в наказание команде, грубо нарушившей правила.
  • Ран (англ. run ) - очко, заработанное игроком нападения.
  • Раннер (англ. runner ) - игрок нападения, находящийся на базе (поскольку у него уже нет биты, он перестает называться бэттером).
  • Ранс бэттед ин (англ. runs batted in , сокращенно - RBI) - количество очков, которые заработала команда после действия бэттера.
  • Сингл (англ. single ) - удар, в результате которого бэттер сумел добежать до первой базы.
  • Страйк (англ. strike ) - ситуация, фиксируемая арбитром в определенных случаях:
    • Бэттер попытался отбить брошенный питчером мяч, но не попал (считается, что бэттер попытался отбить мяч, если бита пересекла переднюю линию дома).
    • Бэттер не стал бить по мячу и мяч при этом попал в зону страйка (за исключением случая, когда мяч прошёл в зоне страйка после отскока от земли).
    • Бэттер ударил по мячу, но был зафиксирован фол (при условии, что на счету бэттера меньше двух страйков).
    • Бэттер пытался сделать бант, но мяч ушёл за линию фола.
    • Кэтчер поймал фол тип.
  • Страйк-аут (англ. strike out ) - бьющий не смог заработать права бежать на первую базу, поскольку питчер сделал три страйка в одной серии подач.

  • Сэйф (англ. safe ) - игровая ситуация, возникающая, когда бегущий достиг базы раньше мяча и захватил её. Судья обозначает эту ситуацию разведенными в стороны руками.
  • Тайм (англ. time ) - команда судьи, по которой игра немедленно останавливается и возобновляется только после команды «плэй» (игра).
  • Трипл (англ. triple ) - удар, в результате которого бэттер сумел добежать до третьей базы.
  • Тэг ап (англ. tag up ) - повторное касание раннером базы после ловли флайбола (за исключением фол типа).
  • Тег-аут (осаливание) - игрок защиты коснулся мячом бегущего команды нападения, когда бегущий был между базами.
  • Флайбол (англ. fly ball ) - мяч, отбитый высоко над игровым полем.
  • Флайаут (англ. fly out ) - флайбол, пойманный игроками защиты до того, как он коснется земли (за исключением фол типа). В этом случае отбивающий выбывает из игры, а атакующие обязаны вернуться на исходные базы (тэг ап), после чего имеют право передвигаться по базам дальше.
  • Фол (англ. foul ) - удар, после которого мяч непосредственно уходит за боковую линию или выкатывается за неё между домом и первой или третьей базой. Считается как страйк, если у питчера меньше 2-х страйков.
  • Фол тип (англ. foul tip ) - мяч, попавший в ловушку кетчера напрямую после контакта с битой бэттера.
  • Форс-аут (англ. force out ) - игрок нападения должен был бежать на базу (по правилам), но игрок защиты встал на эту базу с мячом в руке прежде, чем тот успел это сделать
  • Форс плэй (англ. force play ) - вынужденная игра, когда игрок нападения обязан бежать на следующую базу.
  • Хит (англ. hit ) - удар, при котором отбивающий достиг первой базы. Если этой удачной пробежке предшествовала ошибка игроков обороны (неточный бросок на базу, потеря мяча на приёме), то хит бьющему не засчитывается, а обороне записывается ошибка (error). Если отбивающий успешно достигает первой базы и продолжает бег, пытаясь сделать дабл или трипл, но не успевает и выводится в аут игроками обороны, ему всё равно засчитывается хит.
  • Хоум ран (англ. home run ) - удар, после которого бэттер пробегает через все базы и возвращается в дом. В современном бейсболе обычно достигается при ударе, когда мяч (флайбол) выбивается за пределы поля между штрафными мачтами (или касается одной из них). Такая ситуация называется «автоматический хоум-ран».

    • Инсайд-парк хоум-ран (англ. inside-the-park home run ) - более редкая разновидность хоум-рана, когда мяч после отбития не вылетает за пределы поля, а остаётся в игре. Бэттер при этом успевает пробежать через все базы и вернуться в дом до того, как игроки защиты успевают вывести его в аут.
    • Грэнд Слэм (англ. Grand Slam ) - удар с хоум-раном в ситуации, когда все базы заняты раннерами, что позволяет команде набрать сразу 4 очка.
  • Хит бай питч (англ. hit by pitch ) - ситуация, при которой бэттер занимает первую базу после попадания в него мячом питчера.
  • Шорт-стоп - игрок защиты, находящийся между 2-й и 3-й базой.

Run (R) - ран. Заработанное очко. В бейсболе побеждает та команда, которая сделает больше ранов. Чтобы сделать ран игрок атакующей команды должен пробежать все базы и прибежать в «дом».

Run Batted In (RBI) - количество ранов, которые были заработаны после хита бэттера, без учета ранов, заработанных после ошибок защиты. Если говорят «Этот бэттер сделал 2 RBI», это значит, что после его удара 2 игрока прибежали в "дом". При этом сам бэттер мог получить аут.

Hit (H) - хит. Один хит - это один отбитый мяч, после которого хиттер занял базу.

Single (1B) - сингл. Это хит, после которого хиттер занял первую базу.

Double (2B) - дабл. Это хит, после которого хиттер занял сразу вторую базу.

Triple (3B) - трипл. Это хит, после которого хиттер занял сразу третью базу.

Home run (HR) - хоум-ран. Хоум-ран - это хит, после которого игрок успел обежать все три базы и прибежать в «дом», т.е. сделать ран. Обычно, хоум-ран случается когда мяч улетает за пределы игрового поля (но не за линию фол-территории). Но бывают хоум-раны, при которых мяч не покидает пределы поля, они так и называются «Inside The Park Home Run».

Grand Slam (GSH) - хоум-ран, при котором все три базы были заняты, команда получает 4 очка.

Stolen Base (SB) - кража базы раннером.

Caught Stealing (CS) - неудачная кража базы, крадущий раннер получает аут.

Base on Balls (BB) - он же «walk» («уок»). Занятие первой базы бэттером после четырех боллов, без хита.

Intentional Base on Balls (IBB) - намеренный пропуск питчером бэттера на первую базу. Питчер может принять решение специально пропустить бэттера на первую базу, если данный бэттер имеет очень хорошую среднюю отбиваемость и/или высокий процент выбивания хоум-ранов. Особенно, если следующий за ним бэттер слабее и его питчер постарается выбить из игры.

Hit By Pitch (HBP) - когда мяч после броска питчера попадает в тело бэттера (в т.ч. руку/ногу) - бэттер занимает первую базу.

Error (E) - ошибка защита, после которой бэттер занял базу. Например, защитник не словил не предвещавший беды мяч или бросил его неудачно на базу (мимо).

Wild Pitch (WP) - "дикая подача". Когда подача питчера оказывается настолько плохой (неточной), что кэтчер не в состоянии словить мяч и он улетает куда-то за его спину. В при уайлд-питче раннер может успеть добежать до следующей базы.

Strikeout (K, SO) - страйк-аут. Третий страйк для бэттера означает страйк-аут. Один страйк - это когда: а) питчер бросил мяч в страйковую зону, но беттер не делал попытку удара; б) питчер бросил мяч, но бэттер отбил его в фол-территорию (таких страйков может быть не более двух); в) питчер бросил мяч, но бэттер промахнулся мимо него.

Double play (DP) - двойной аут, т.е. когда защита выбивает из игры сразу двоих игроков атаки.

Triple play (TP) - тройной аут, т.е. когда защита выбивает из игры сразу троих игроков атаки.

Plate Appearances (PA) - количество выходов на биту (для бэттера).

At Bats (AB) - количество выходов на биту (для бэттера) без учета уоков, намеренных уоков, ударов мячом, пожертвованных флайев и пожертвованных бантов.

Sacrifice Bunt (SH) - пожертвованный бант. Это аут бэттера, при котором его партнер по атаке уже находящийся на базе, переместился на 1 базу вперед или сделал ран (обычно это игрок, который находился на 3-й базе). Т.е. по сути, бэттер жертвует собой, чтобы раннер переместился дальше.

Sacrifice Fly (SF) - пожертвованный флай. То же самое, только через флай-аут.

Left On Base (LOB) - количество раннеров атакующей команды, оставшихся на базах после 3-х аутов. Грубо говоря - количество упущенных ранов, ведь если бы атака продолжалась, то они имели бы возможности прибежать в "дом".

Walk-off (WO) - дословно "конец ходьбе [по базам]". Случай, когда домашняя команда выходит вперёд в низу 9-го иннинга или в низу экстра-иннинга. После этого автоматически игра прекращается, даже если в низу этого иннинга не было ни одного аута, т.к. далее уже действительно "нет смысла ходить по базам", ибо 10-й иннинг никак не может быть назначен и гости уже не смогут отыграться.

Complete Game (CG) - полный матч питчера, т.е. когда он начинает игру на горке и проводит её без замены до конца матча. Довольно редкое явление, обычно после 4,5,6 иннингов стартовый питчер уходит отдыхать и его меняет на горке питчер-реливер.

Reliever - реливер или релиф-питчер. Это питчер, который выходит на горку в середине игры, меняя уставшего или плохо сыгравшего стартового питчера.

Long reliever - реливер, который выходит играть "долго", обычно по причине вынужденной ранней замены стартового питчера (травма или провал).

Middle reliver - реливер, которого выпускают на замену стартовому питчеру обычно в середине матча (на 5, 6, 7 иннинг).

Setup reliever (setup man, setup pitcher) - реливер, которого выпускают перед питчером-клоузером, обычно на 8-й иннинг.

Closer - клоузер. Это питчер-реливер, который обычно выходит на последний иннинг, чтобы в буквальном смысле "закрыть" матч и удержать победу для своей команды. У клоузера нет права на ошибку.

Shutout (SHO) - шут-аут. Это Complete Game (т.е. полный матч) для стартового питчера, в котором он не дал сопернику заработать ни одного рана. Крутое достижение для любого стартового питчера.

No-hitter (No-No) - ноу-хиттер. Это Complete Game, в котором стартовый питчер не дал сопернику выбить ни одного хита. Круче, чем Shutout.

Perfect game (PG) - идеальный матч. Это Complete Game, в котором стартовый питчер не дал сопернику ни разу попасть на базу (т.е. ни хита, ни уока, ни хит-бай-питча - вообще ничего). Это настоящий праздник для любого питчера, круче не бывает.

Win (W) - победа записывается в личную статистику питчера, если его присутствие на горке стало решающим в победе команды. Т.е. если в тот игровой отрезок матча, когда на горке стоял конкретный питчер, команда заработала больше ранов, чем соперник и в итоге эта разница очков стала решающей для победы команды, тогда питчеру записывают победу.

Loss (L) - противоположное значение win. Т.е., если в тот игровой отрезок матча, когда на горке стоял конкретный питчер и он пропустил больше ранов, чем заработала атака его команды, и в итоге эта разница очков стала решающей в проигрыше команды, тогда питчеру записывают проигрыш.

Save (SV) - сэйв, т.е. "сохранение игры". Сэйв записывается питчеру-реливеру, который в буквальном смысле в конце матча "сохраняет" выигрышную разницу в счёте для своей команды. Сэйвы обычно зарабатывают клоузеры.

AVG (average) или BA (batting average) - средний процент выбивания хитов. Бэттер Питчер ↓ (стрелка - чем выше, тем лучше; стрелка ↓ - чем ниже, тем лучше)

Формула: AVG = H / AB

Для хиттера этот показатель означает как часто он отбивает мячи (т.е. делает хит). Для питчера - как часто его мячи отбивают хиттеры (т.е. пропускает хит). Для хиттера, чем выше AVG, тем лучше. Для питчера, наоборот - чем ниже AVG, тем лучше. Например, показатель хиттера AVG=0.300, означает, что он делает хит в 30% случаев (0.300*100%=30%), т.е. практически в каждом третьем выходе на биту.

BABIP (Batting Average on Balls In Play) - более развёрнутый показатель выбивания хитов. Бэттер Питчер ↓

BABIP = (H – HR)/(AB – K – HR + SF)

Данный показатель определяет число хитов, которые отправляются в игру (т.е. после которых занимаются базы). Как видно по формуле, в отличие от AVG, BABIP не включает хоум-раны, страйк-ауты, но учитывает Sacrifice Fly.

OBP, OBA (On base percentage) - процент занятия базы бэттером. Бэттер

OBP = (H + BB + IBB + HBP)/(AB + BB + IBB + HBP + SF)

Самая важная вещь, которую бэттер должен сделать на поле - это не сделать аут. Данный показатель показывает как часто бэттер занимает базу, т.е. не делает аут.

SLG (Slugging average) - результативность отбивания. Бэттер

( + + + )/

OPS (On-base Plus Slugging) - процент занятия баз плюс результативность отбивания. Бэттер

wOBA (Weighted On-Base Average) - показатель силы бэттера. Бэттер

wOBA = (0.690×uBB + 0.722×HBP + 0.888×1B + 1.271×2B + 1.616×3B + 2.101×HR) / (AB + BB – IBB + SF + HBP)

ERA (Earned run average) - средняя пропускаемость ранов за 9 иннингов (для питчера). Питчер ↓

ERA = 9 × Пропущенные раны / Сыгранные иннинги

Раны, пропущенные из-за ошибок защиты, не учитываются.

FIP (Fielding Independent Pitching) - показатель самостоятельности игры питчера и его зависимости от игры защиты. Питчер ↓

FIP = ((13*HR)+(3*(BB+HBP))-(2*K))/IP + constant (constant обычно равен 3,20)

Данный показатель исключает из ERA те игровые компоненты, которые не зависят от питчера (т.е. ошибки/успехи игроков защиты) и делает акцент на тех игровых компонентах, которые контролирует сам питчер - хоум-раны, уоки, страйк-ауты. Данный показатель имеет ценность в сравнении с ERA. Например, если ERA питчера равен 4,00, а FIP питчера равен 2,00, то это значит, что питчер сам по себе действует эффективнее обороны команды. Если же наоборот - FIP больше, чем ERA, то это значит, что питчеру скорее всего везёт и его «вытягивает» защита.

WHIP (Walks and Hits per Inning Pitched) - показывает сколько уоков и хитов делает питчер за иннинг. Питчер ↓

WHIP = (BB + H) / IP

Грубо говоря, это показатель аналогичный бэттерскому OPS - частоте попадания на базы. WHIP показывает сколько бэттеров питчер пропускает на базу за 1 иннинг.

WAR (Wins Above Replacement) - ценность игрока. Бэттер Питчер

Показывает сколько побед может принести игрок в его сравнении со среднестатистическим игроком, которого можно вызвать на замену из низшего дивизиона. Звучит сложно. Но объясняется легко на примере. Допустим есть игрок и его WAR=4.0. Это значит, что если бы этот игрок не выходил на поле (например, из-за травмы), то команда заработала бы на 4 победы меньше. А с ним в составе получается заработали на 4 победы больше. Единой формулы WAR нет, все сайты рассчитывают его самостоятельно.

LD% (Line Drive Percentage) - процент отбивания прямых мячей, т.е. линейных, параллельных уровню земли (лайн-драйвы).

GB% (Ground Ball Percentage) - процент отбивания мячей вниз, в землю (граунд-болл).

FB% (Fly Ball Percentage) - процент отбивания мячей в верх, в небо (флай-болл).

Лайн-драйвы всегда сложнее ловить, они быстрее летят и представляют большую угрозу для защиты команды. Граунд-боллы ловить проще, потому что после удара об землю мяч начинает по ней катиться и его скорость уменьшается. Флай-боллы ловить проще всего и это на 90% гарантированный аут для бэттера, но хороший и сильный флай-болл - это потенциальный хоум-ран. Поэтому в статистике питчеров чем ниже LD% - тем лучше, чем выше GB% - тем лучше. У бэттеров, соответственно, всё наоборот. А FB% имеет ценность в сравнении с показателем HR/FB*100%, т.е. процент хоум-ранов, которые возникают после каждого флай-болла; чем выше FB% и чем выше HR/FB - тем хуже для питчера и лучше для бэттера.

Основная статистика питчера выглядит так ▼

▲ W - победы; L - поражения; ERA - средняя пропускаемость; G - матчи; GS - матчи в старте; SV - сэйвы; IP - сыгранные иннинг; SO - страйк-ауты; WHIP - средние проходы на базу за 1 иннинг.

Основная статистика бэттера выглядит так ▼

▲ AB - выходы на биту; R - раны; H - хиты; HR - хоум-раны; RBI - выбитые раны; SB - украденные базы; AVG - средний процент выбивания хитов; OBP - средний процент попадания на базу; OPS - сумма занятия баз и результативности отбивания.

Канал : t.me/mlbchanel ; ВК :

  • Аут — ситуация, означающая, что игрок нападения в данном периоде выведен из игры.
  • Аутфилдер — игрок обороняющейся команды, патрулирующий внешнее поле: правый полевой, центральный и левый игроки.
  • Ампайр — судья, в бейсболе 4 судьи, по одному на каждой «базе» и один на «доме».
  • Балк — команда судьи, означающая ошибку питчера. В этом случае игроки нападения, находящиеся в данный момент на базах, получают право беспрепятственно передвинуться на следующую базу.
  • Бант — короткий удар, при котором бэттер не замахивается по мячу, а просто подставляет под него биту.
  • Бол — мяч, поданный питчером вне зоны удара и не пораженный битой отбивающего. После четырёх болов питчера в одной серии отбивающий занимает первую базу. После каждой подачи судья объявляет количество болов и страйков. Если поданный мяч сперва ударится о землю, а затем пролетит через зону страйка, подача все равно считается болом.
  • Бэттер — игрок нападения с битой. Находится у «дома» перед кетчером.
  • Граунд-аут — бэттер выбывает в аут после того как защитники доставляют мяч на первую базу до того как он смог до неё добежать.
  • Дабл — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до второй базы.
    • Граунд-рул дабл или автоматический дабл - удар, в результате которого мяч ударяется о землю и вылетает за пределы поля. Бэттер при этом автоматически перемещается на вторую базу, а все активные раннеры — на две базы вперёд.
  • Дабл плей — розыгрыш, в процессе которого оборона заработала два аута. Например, в ситуации, когда игрок нападения находился на первой базе, бьющий отбил мяч так, что защита доставила мяч на вторую базу, а затем на первую, до того как бегущий и бьющий смогли их достичь, заработав таким образом два аута.
    • Вынужденный двойной аут — игра, в которой оба аута происходят в результате вынужденной игры.
    • Обратный вынужденный двойной аут — игра, в которой первый аут вынужденный, а второй производится осаливанием бегуна или базы.
  • Иннинг — период бейсбольного матча, во время которой команды по разу играют в защите и нападении. Как правило, матч состоит из 9 иннингов.
  • Инфилд-флай — мяч, отбитый высоко в воздух в пределах фэйр-территории и который может быть легко пойман любым игроком, находящимся в пределах инфилда, без особых усилий при занятых первой и второй, или первой, второй и третьей базах в ситуации менее двух аутов. При этом бьющий выводится в аут вне зависимости от того, был ли пойман мяч. Правило введено для того, чтобы игроки обороны не смогли заработать двойной вынужденный аут, умышленно не поймав мяч с лета.
    • Инфилд-флай иф фэйр — команда судьи в ситуации инфилд-флай, в случае, если непонятно, упадет ли мяч на фэйр-территории или фол-территории. В этом случае инфилд-флай будет зафиксирован, если мяч упадет в пределах фэйр-территории
  • Кэтчер — игрок, находящийся за домом, принимающий мяч поданный питчером.
  • Осаливание — база считается осаленной, если игрок, владеющий мячом, коснулся её какой-то частью тела. Игрок считается осаленным, если противник тронул его рукой с ловушкой и мячом или же свободной рукой. Если защитник успел осалить базу или игрока, а затем выронил мяч, осаливание засчитывается. Осаленный игрок нападения выбывает в аут. При осаливании базы тот игрок, который не успел добраться до неё раньше соперника, выбывает в аут.
  • Питчер — игрок защищающейся команды, подающий мяч.
  • Присужденная встреча — встреча, законченная со счетом 9:0 по решению судьи в наказание команде, грубо нарушившей правила.
  • Ран — очко, заработанное игроком нападения.
  • Раннер — игрок нападения, находящийся на базе.
  • Сингл — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до первой базы.
  • Страйк — ситуация, фиксируемая арбитром в определенных случаях:
    • Бэттер попытался отбить брошенный питчером мяч, но не попал.
    • Бэттер не стал бить по мячу и мяч при этом попал в зону страйка.
    • Бэттер ударил по мячу, но был зафиксирован фол.
    • Бэттер пытался сделать бант, но мяч ушёл за линию фола.
  • Сэйф — игровая ситуация, возникающая, когда бегущий достиг базы раньше мяча и захватил её. Судья обозначает эту ситуацию разведенными в стороны руками.
  • Тайм — команда судьи, по которой игра немедленно останавливается и возобновляется только после команды «плэй».
  • Трипл — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до третьей базы.
  • Флайбол — мяч, отбитый высоко над игровым полем.
  • Флайаут — флайбол, пойманный игроками защиты до того, как он коснется земли. В этом случае отбивающий выбывает из игры, а атакующие вправе начать перебежки только тогда, когда защитник коснется мяча ловушкой.
  • Фол — удар, после которого мяч непосредственно уходит за боковую линию или выкатывается за неё между домом и первой или третьей базой. Считается как страйк, если у питчера меньше 2-х страйков.
  • Форс плэй — вынужденная игра, когда игрок нападения обязан бежать на следующую базу.
  • Хит — удар, при котором отбивающий достиг первой базы. Если этой удачной пробежке предшествовала ошибка игроков обороны, то хит бьющему не засчитывается, а обороне записывается ошибка. Если отбивающий успешно достигает первой базы и продолжает бег, пытаясь сделать дабл или трипл, но не успевает и выводится в аут игроками обороны, ему всё равно засчитывается хит.
  • Хоум ран — удар, после которого бэттер пробегает через все базы и возвращается в дом. В современном бейсболе обычно достигается при ударе, когда мяч выбивается за пределы поля между штрафными мачтами. Такая ситуация называется «автоматический хоум-ран».
    • Инсайд-парк хоум-ран — более редкая разновидность хоум-рана, когда мяч после отбития не вылетает за пределы поля, а остаётся в игре. Бэттер при этом успевает пробежать через все базы и вернуться в дом до того, как игроки защиты успевают вывести его в аут.
    • Грэнд Слэм — удар с хоум-раном в ситуации, когда все базы заняты раннерами, что позволяет команде набрать сразу 4 очка.
  • Хит бай питч — ситуация, при которой бэттер занимает первую базу после попадания в него мячом питчера.
  • Шорт-стоп — игрок, находящийся между 2-й и 3-й базой.
Турчинский, Владимир Евгеньевич


Статьи по теме