Кто такие малороссы белорусы и великороссы. Историческая правда и украинофильская пропаганда. Великороссы, малороссы и белорусы

Великороссы, малороссы и белорусы

Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская.

Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции) официальное название "Малая Россия", название, от которого со временем произойдет наименование части нашего южного населения малороссами. У этого населения сложится особое наречие, свои обычаи, а в XVII веке появится некоторое, хотя и зачаточное, подобие государственной самостоятельности. Такие исторические явления не импровизируются; корни их должны уходить в глубь веков - и не вправе ли мы предположить, что уже за рассматриваемый домонгольский период в толще народной происходили какие-то изменения, издалека подготовлявшие раздвоение единой русской народности?

В 1911 году в Петрограде скончался маститый профессор Ключевский, новейший из корифеев русской историографии, человек, одаренный исключительным даром проникновения в тайники былой жизни народа. От прикосновения его критического резца с исторических личностей спадают условные очертания, наложенные на их облик традиционными, на веру повторявшимися поверхностными суждениями. Ни воплощения государственных добродетелей, ни носителей беспримерного злодейства вы не встретите на страницах его книги, там пред вами проходят живые люди - сочетание эгоизма и доброты, государственной мудрости и безрассудных личных вожделений. Но не только Андрей Боголюбский или Иван Грозный воскресают под его творческим прикосновением; оживает и безымянный, почти безмолвный строитель своей истории - обыденный русский человек: он бьется за жизнь в тисках суровой природы, отбивается от сильных врагов и поглощает слабейших; он пашет, торгует, хитрит, покорно терпит и жестоко бунтует; он жаждет над собой власти и свергает ее, губит себя в распрях, уходит в дремучие леса молитвенно схоронить в скиту остаток своих годов или убегает на безудержный простор казачьих степей; он живет ежедневной серой жизнью мелких личных интересов - этих назойливых двигателей, из непрерывной работы которых слагается остов народного здания; а в годы тяжких испытаний поднимается до высоких порывов деятельной любви к гибнущей родине. Этот простой русский человек живет на страницах Ключевского таким, как был, без прикрас, во всей пестроте своих стремлений и дел. Крупные личности, яркие события - это у Ключевского лишь вехи исторического изложения: к ним тянутся и от них отходят многотысячные нити к тем безвестным единицам, которые своей ежедневной жизнью, сами того не зная, сплетают ткань народной истории. Мысль Ключевского, зарожденная в высокой области любви к правде, за десятки лет ученого труда пронизала мощный слой исторического сырого металла, претворила его и течет спокойная, струей исключительного удельного веса, бесстрастная и свободная. Нигде нет фразы, нигде он не унижается до одностороннего увлечения, всюду у него, как в самой жизни, сочетание света и тени, всюду о лицах, классах, народностях, об эпохах беспристрастное, уравновешенное суждение. В наш век рабской партийной мысли и лживых слов книга эта - умственная услада и душевное отдохновение. Ей мы можем довериться. О разветвлении русского народа она повествует так.

Киевская Россия достигла своего расцвета в середине XI века. Со смерти Ярослава I (1054 год) начинается постепенное увядание; основной его причиной была беспрерывная борьба с азиатскими племенами, давившими на Южную Русь с востока и с юга. Россия отбивалась и переходила сама в наступление; нередко соединенные княжеские дружины углублялись далеко в степь и наносили жестокие поражения половцам и иным кочевникам; но на смену одним врагам приходили с востока другие. Силы Руси истощались в неравной борьбе, и наконец она не выдержала, стала сдавать. Жизнь в пограничных землях (на востоке по Ворскле, на юге по Роси) сделалась не в меру опасной, и с конца XI века население стало их покидать. От XII века имеем ряд неопровержимых свидетельств запустения Переяславского княжества, то есть пространства между Днепром и Ворсклой. В 1159 году поспорили между собой два двоюродных брата: князь Изяслав, только что занявший киевский престол, и Святослав, заменивший его на столе черниговском. На упреки первого Святослав отвечает, что, "не хотя лить крови христианской", он смиренно удовлетворился "городом Черниговом с семью другими городами, да и то пустыми: живут в них псари и половцы". Значит, в этих городах остались лишь княжеские дворовые люди да мирные половцы, перешедшие на Русь. В числе этих семи запустелых городов мы, к нашему удивлению, встречаем и один из самых старинных и богатых городов Киевской Руси - Любеч, лежащий на Днепре. Если запустели города даже в самом центре страны, то что же сталось с беззащитными деревнями? Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния. Внешние торговые обороты ее все более стеснялись торжествовавшими кочевниками. "...А вот поганые уже и пути (торговые) у нас отнимают", - говорит в 1167 году князь Мстислав Волынский, стараясь подвинуть свою братию князей в поход на степных варваров.

Итак, запустение южной части Киевщины во второй половине XII века не подлежит сомнению. Остается решить вопрос, куда девалось население опустевшей Киевской Руси.

Отлив населения из Приднестровья шел в XII-XIV веках в двух направлениях: на северо-восток и на запад. Первое из этих движений привело к зарождению великорусской ветви русского народа, второе - к зарождению малороссийской его ветви.

Изучая различные исторические источники, можно найти упоминания о множестве государств с названием Русь. Из школьного курса истории нам известно о Киевской Руси, однако доподлинно известно что в старину существовали и другие земли: Червоная Русь, Галичская Русь, Холмская Русь, Черная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь, Угорская(Карпатская) Русь, Новгородская Русь, Северо-Восточная Русь, Новая Русь и даже Поморская Русь, Подкарпатская Русь, Пургасова Русь. Многие из них находятся на территории враждебных ныне нам государств.

Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию – Белой.

Первое упоминание о БЕЛОЙ РУСИ в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: «Россия Белая, или Московия» . Судя по всему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет» , правил еще брат Рюрика Синеус.

Определение «Белая» , закрепившееся в названии ныне суверенного государства Белоруссия. На территории между Двиной и Днепром в XV–XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половине XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались все вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. В XV веке термином Белая Русь все чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал “вольную, великую или светлую” державу. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию – Белой.

Выражение “МАЛАЯ” РУСЬ начинает распространятся лишь в XIV веке(в 1361 году), но ни этнографического, ни национального значения не имеет. Зарождается она не на русской территории, а за ее пределами. Возникла в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчиненная константинопольскому патриарху. Пока не разрушилось киевское государство, вся его территория значилась в Константинополе под словом “Русь” или “Россиа”. Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами “всея Руси” и резиденцией имели Киев, столицу русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. Кусок за куском русская территория попадала в руки поляков и литовцев. Раньше всех захвачена была Галиция. Тогда в Константинополе установилась практика именовать эту отошедшую под польскую власть русскую территорию — Малой Русью или Малой Россией. Когда вслед за поляками литовские князья стали забирать одну за другой земли юго-западной Руси, эти земли в Константинополе, подобно Галиции, получали наименование Малой Руси. Термин этот, так не понравившийся в наши дни украинским сепаратистам, сочинен не русскими, а греками и порожден не бытом страны, не государством, а церковью.

Но и в политическом плане стал он употребляться впервые не в московских, а в украинских пределах. В XIV веке галицкий князь Юрий II в своих латинских грамотах именовал себя “князем всей Малой Руси” . Под “великой” Русью патриаршая константинопольская канцелярия разумела все то, что осталось подвластно митрополиту киевскому. Сам Киев, пока его не захватили литовцы, относился к “великой” Руси, но с 1362 года, будучи взят Ольгердом, великим князем литовским, становится “Малой Русью”. «Малая Русь» включала в себя 6 епархий Галицко-Волынского княжества. Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. По названию территории «Малая Русь» («Малороссия») местных жителей стали звать малороссами.

ЧЁРНАЯ РУСЬ термин означал “подчиненная, меньшая” страна, название, применявшееся в XIII—XIV вв. к области, лежавшей в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно) , Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец) , Здитовом. До XIII в. Черная Русь, возможно, входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х Черную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV в. Черная Русь наряду с литовскими землями составляла основное ядро Великого княжества Литовского. Уже у итальянского географа XIV в. Фра-Мауро фиксируется разделение Руси на «Russia bianca, negra, rossa». В XIV – XVI вв. «Черной Русью» называли в основном земли Северо-Восточной Руси, попавшие под власть Золотой Орды и платившие ей поголовную дань – «черный бор». Этимология названия поэтому ясна – «черными» в Древней Руси называли людей или земли, облагаемые повинностями или налогами, например податное сословие называлось «черные люди», в противоположность «обеленным», т. е. тем, которые подати не платили.

КРАСНАЯ РУСЬ (укр. Червона Русь, лат. Russia Rubra) или Червоная Русь — часть Руси, расположенная на западе современной Украины и востоке Польши. Синонимами Красной Руси являются исторические названия Галиция или Червенские города. От города Червеня, существовавшего с Х века, произошло название «Червоная Русь». В 1349 году польский король Казимир III захватил Галичину, и Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века. В XVIII–XIX веках Россия опять вернула эти земли в состав Российской империи.

ХОЛМСКАЯ РУСЬ, историческая область на левобережье Западного Буга, отсюда второе ее название – Забужская Русь. Делилась на южную часть – собственно Холмщину с центром в городе Холм (Хелм), и северную – Подляшье (Подляское воеводство, юго-восточная часть Мазовецкого воеводства и северо-восточная часть Люблинского воеводства современной Польши). Город Холм, основанный в ХIII веке галичским князем Даниилом Романовичем на высоком холме в лесу, дал название «Холмская Русь».

Эти земли изначально входили в состав Киевской Руси, а затем Волынского и Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила Галицкого в 1264 г. Забужская Русь была поделена между его сыновьями, затем внуками. В XIV веке эти земли перешли к Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства. Литовская часть Холмской или Забужской Руси стало называться «Подляшьем», а в начале XVI в. было образовано Подлясское воеводство, закрепившее данное название.

После первого раздела Польши (1772) северная часть Холмщины осталась за Польшей, а южная отошла к Австрии. По третьему разделу в 1795 г. к Российской империи отошли небольшая часть Xолмщины от р. Буга до литовской границы, а остальная ее часть отошла к Австрии. По Венскому договору 1815 г. вся Холмщина и Подляшье вошли в состав Российской империи.

УГОРСКАЯ РУСЬ (Венгерская) — Так называется северо-восточная часть Венгрии, примыкающая на сев. и вост. к Галиции и Буковине; на западе границы ее составляют крайние отроги Бескида, на юге — горы Сатмарские и Тиса. Пространство это равняется 340 — 380 кв. австр. милям. Внутреннюю границу распространения русского населения Венгрии определить весьма трудно, особенно в тех местах, где коренное русское население смешивается со словаками-униатами, считающими себя людьми «русской веры», русскими, руснаками.

Се́веро-Восто́чная Русь — термин, принятый в современной историографии для обозначения группы русских княжеств в междуречье Волги и Оки в IX—XV веках, составивших ядро современного Российского государства. В строгом смысле — территория Великого княжества Владимирского. В расширительном смысле, в противопоставлении Юго-Западной Руси и Литовскому княжеству, также территории зависимых от него Рязанского, Муромского, Смоленского и части Верховских княжеств.

ПУРГАСОВА РУСЬ, состояла «из первых русских колонистов», вышедших с юго-западных и северо-западных русских пределов и «поселившихся на землях мордовского прявта Пургаса – по рекам Тёше, Пьяне и Сереже. Возможно, что за период длительного сожительства с мордвой русские подверглись некоторому воздействию обратной ассимиляции, «омордовились», чем, вероятно, и объясняется спокойно-безучастное сообщение летописца о них, как о чужих людях».

12. Малороссы. Жилье, труд и быт.

В , рассказывалось об основных типах и характерных чертах малороссийского населения Империи. Теперь рассмотрим более детально особенности жизни и быта малороссов второй половины XIX века.

Как и во всех , здесь используются иллюстрации из книг и периодических изданий, фотографии и картины художников того времени. Источниками текстовой информации послужили следующие издания:

- "Народы России" (Картографическое заведение Ильина, СПб, 1877);
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.5, ч.1. 1897;
- "Русские народы" под редакцией проф. Н.Ю.Зографа, вып.2, М, 1894;
- "В степях и садах Украины", Е.Сно, 1896;
- , Бабенко В.А., 1900;
- "Очерки Днепра", А.С. Афанасьев (Чужбинский), 1893;
- Этнографический сборник Русского Географического Общества, выпуск III, 1858.


Начнем с рассказа о специфике малороссийских селений и о жилище малороссов.

Малоросские села и деревни не похожи на великорусские. Местоположение их большею частью живописно. Обыкновенно oни расположены на возвышенностях, на холмистых берегах рек или на склонах балок. Селение не образует прямой улицы, обстроенной с обеих сторон домами, а разбросано безо всякой симметрии. Хаты расползаются во всех направлениях, и в длину, и в ширину. Между ними находятся огороды, коноплянники, сады и выгоны, так что все селение как будто купается в зелени. Если оно лепится по склону балки, то среди нее вырыт пруд. Хутором называется выселок, состоящий из одной или нескольких хат.

В середине села или где-нибудь на бугре возвышается церковь, а близ нее обыкновенно волостное правление или сельская расправа. Вокруг села на холмах идет ряд ветряных мельниц. Почти перед каждою хатою есть палисадник, огороженный плетнем. В нем пестреют гвоздика, барвенок, зоря, шток-роза, роза обыкновенная и другие цветы, а иногда растет сирень.

"Народы России"

Малороссийская деревня. Фотографии Светличного, 1880-е.

Малороссийский хутор. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Деревня на Пселе. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Улица в малороссийской деревне. "Иллюстрированная Россия", 1898.

На окраине Полтавы. "Иллюстрированная Россия", №1, 1894.

Двор обнесен плетнем; ворота сквозные, сколоченные из жердей. Хозяйственные постройки то идут рядом с хатою, то разбросаны по двору, часто между группами деревьев. При этом выказывается иногда вполне любовь малоросса к природе. Если, например, ему надо построить сарай или навес на том месте, где растет какое-нибудь дерево, - он ни за что не срубит его, а обнесет стенами и пропустит чрез крышу, так что оно очутится внутри сарая. На дворе стоит обыкновенно кладовая, сарай для телег, сарай для овец, открытый сарай для скота в лошадей, несколько хлевов и птичник. У зажиточных хозяев бывает также крытое гумно.
"Народы России"

У малороссийской хаты. Фото неизв. автора, 1890-е.

У крыльца. Фото Хмелевского, 1890-е.

Малорусские дворы с плетеною изгородью. "Иллюстрированная Россия", 1897.

Малороссийский двор. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Основные типы построек можно разделить на плетнево-мазанковые, глинобитные, лимпачевые и каменные. Деревянные тесаные хаты встречаются очень редко и то лишь старинные постройки. Деревянные постройки заменены глиняными и каменными, в силу большого недостатка лесного материала.

Для постройки плетнево-мазанковой хаты вкапываются в землю 12 столбов для одинарной хаты и 18-20 для двойной. Промежуточные столбы служат в то же время и „лутками" или „одвирками" в окнах и дверях. Простенки заплетаются хворостом или же оббиваются планками с двух сторон столбов.

Такие стены насквозь забивают глиной с навозом, затем смазывают внутри и снаружи гладко глиной и белят мелом. Такого рода стены сверху держатся связью в 1 или 2 венца и на нее уже кладутся „сволока" и потолок, чаще тоже из хворосту.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"


При постройке глинобитным способом хаты, обыкновенно тут же во дворе копается глубокая яма, „глинище", откуда добывается глина, которую смешивают с водой, навозом или старой соломой и хорошо перемешивают все это ногами. Затем, перемешанная таким образом глина кладется большими комьями рядами. Когда выкладывается первый слой, дают ему просохнуть, а потом накладывают второй ряд и т. д., пока не выложат до верху стену. Для окон и дверей оставляют свободные промежутки. После стены выглаживают лопатами и сверху кладут связь в один венец, на котором уже укрепляется крыша.

Лимпачевые стены кладутся из больших кирпичей, приготовленных тоже из глины или просто из земли и высушенных на солнце. Кирпичи эти скрепляются глиной, и затем обмазываются. Лутки для окон и дверей, как в первом, так и во втором случаях вставляются из дерева после.

Каменные постройки делаются из песчаника и кладутся большею частью без всякого цемента и глины и лишь потом хорошо заделываются и обмазываются глиной. Последние постройки встречаются исключительно там, где в изобилии добывается дикий камень.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

Зайдем в хатку малоросса. Снаружи она так чисто выбелена, что глаз невольно радуется. Широкая соломенная крыша составляет вокруг хаты просторный навес, под которым можно работать и в дурную погоду. Хата окружена насыпью, которую поддерживают колышки. Эта насыпь, „призба", зимою служит для предохранения от холода, а летом заменяет собою скамейку. При входе в хату нужно сильно нагнуться, так как дверь очень низка; зато порог, напротив. очень высок, и о него легко споткнуться. Мы входим прежде всего в „сины", как называют малороссы сени. По одну сторону сеней находится собственно хата, а по другую - камора, где сложена провизия, стоят бочки, мешки, хранятся мука, крупа, сало, деготь и др. припасы. В углу сеней сложены земледельческие орудия; по стенам висят веревки, упряжь; тут же, в сенях, стоит кадка с водой. В самой хате довольно прохладно, несмотря на жаркий летний день. Этому много способствует глиняная обмазка и внутри, и снаружи. Кроме того малороссийские хозяйки нередко обрызгивают пол водой и посыпают его пахучими травами. Въ хате - чистота и порядок. Стены, потолок, печь - все чисто выбелено.
"В степях и садах Украины"

Малороссийская хата. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Хата Полтавской губернии. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Жилище у крестьян всегда занимает во дворе главную часть, так что из окон хаты виден весь двор и большая часть главных построек. Потому хата располагается по одну сторону двора, а другие постройки по другую. На улицу хата выходит короткой стеной, „причелком". Выход в хате обращен на солнечную сторону. У малороссов собственно „хатою" называется жилое отделение в xaте. „Сини" и комора составляют только часть хаты и не носят общего названия „хаты".

Малорусская хата состоит из теплой жилой одной или же двух через „сини" хат, „синей" и коморы, служащей для склада запасов и хранения домашнего имущества.

У малороссов „пичь" делается по-старинному - просто из глины, смешанной иногда с мелкими камнями и по-новому - из кирпичей. Печь такая состоит из собственно „печи", нижняя часть ее называется „чиринь", свод „челюстями", и „прыпечка" с „комнем" для отвода дыму в „дымарь". Сбоку печки к стене устраивается „запичек" для склада кухонных принадлежностей. Из „коминя" ведет отверстие в „дымарь" или „бовдур" (дымовая труба). Дымари плетутся из лозы и смазываются глиной или же кладутся из камня, где таковой изобилует. Сверху дымаря на крыше устраивается „верх" из досок и обделывается карнизами. В сенцах внизу дымаря часто пристраиваются небольшие печки „кабыци" для варки пищи в летнее время.

Что же касается способа добывания огня, то самые примитивные способы давно уже вышли из употребления и заменены спичками „сирниками". Кремень и кресало употребляются лишь стариками малороссами при курении трубки.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

В малороссийской хате. Художник Иван Рашевский, 1897.

Хата имеет обыкновенно от 9 до 12 аршин в длину и от 7 до 8 в ширину. Пол в комнате делают из битой глины. Такая хата состоит из избы, сеней и кладовой. Только зажиточные хозяева имеют по две комнаты. В сенях ставится плетеная дымовая труба, называемая дымарь, которая идет до верха крыши. В степных хуторах, где часто бывают такие сильные вьюги, что снежные сугробы заваливают хаты в уровень с крышею - эти трубы служат тогда единственным отверстием для выхода. Под трубою устраивается род широкой полки, на которой летом готовят пищу. Внутренность хат содержится всегда очень опрятно, так как малороссиянки, в противоположность своим мужьям, очень деятельны. Чистота составляет щегольство здешних хозяек.
"Народы России"

Малороссийская изба. "Всемирная иллюстрация", №37, 1877.

В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1870-е.

Переходя к внутреннему убранству хаты, прежде всего надо обратить внимание на мебель. По обеим стенам тянутся широкие скамьи „ослоны" „лавы" или же диваны. В углу перед „лавами" стоит стол, покрытый скатертью. Вместо стола у малороссов часто ставится „скрыня" – сундук. В углу между печью и „запильным" окном располагается „nил" или иначе помост из досок, шириною в 2 и более аршина, идущий от печи до самой стены. Помост этот служит общей спальней. Над ним прикрепляются жерди для развешивания одежды и пряжи. Около печи недалеко от „пилу" вешается „коляска" (колыбель) так, что ее можно качать, не вставая с „пилу".

В углу около дверей приделывается „мисник", т. е. полки для мисок и посуды. Сверху дверей прибивается „полыця" для хранения печеного хлеба. В этом и заключается вся немногочисленная мебель крестьян среднего достатка. У зажиточных принята обстановка обыкновенная - столы, стулья, кровати, сундуки, шкапы и проч.

Что касается другой утвари и домашних принадлежностей жилого помещения крестьян, то в глаза первым долгом бросается „покутя", вся увешенная иконами, рушниками, искусственными цветами из бумаги или соломы. Точно так же украшается и весь потолок и верхняя часть стенок. К сволоку или стенке привешивается подставка для лампы. Около печи располагаются кухонные принадлежности: „помыныця", рогачи, чапля, кочерга, веник. Под „припечком" ставятся горшки, макотры, кувшины, „макагоны", „салатовки" и проч.

Если же имеется вторая чистая хата, то тут уже кроме обыкновенной мебели - скрыни, стола, диванов или лавок, ничего нет лишнего. Печь здесь заменяется „грубой" лишь для тепла.

Пол, по-малорусски „доливка", чаще земляной и смазывается глиной, у зажиточных крестьян начинает появляться деревянный. Стенки и потолки белятся мелом. У малороссов жилища отличаются украшениями стен, окониц, верхов и печей. Внутри хаты печь часто обведена по углам и карнизам лентами цветных красок, а то и расписана еще всевозможным растительным и животным орнаментом - „квитками", „пивнями", „птычками".

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Сцена в малороссийской хате. Художник К.Трутовский, 1876.

От малороссийских хат и их обустройства перейдем к питанию малороссиян тех времен. Благлдаря богатым чернозёмам и теплому мягкому климату, стол малорусса был поразнообразнее, нежели у его великорусского брата:

Образ жизни малорусса самый простой, однако, не лишенный иных удобств, которых не встречается у великорусса. Чистота и опрятность жилища - первое условие, npиятно поражающее путника, а второе - разнообразие пищи, которую самая убогая хозяйка приготовляет два раза в день. Даже в дороге малорусс не может обойтись без горячей пищи, что заметил каждый, кто проезжал по степям, в которых останавливаются обозы и где приготовляют себе обед или ужин. Изобилие птицы, рыбы и овощей дает возможность малороссиянкам разнообразить свои блюда. В скоромные дни она готовит: борщ, юшку (уху), локшину (лапшу), кашу молочную и простую, кулиш (кашицу), галушки, вареники, жарит жаркое, печет хлеб, паляници, буханци, кныши, коржи. В постные дни тe же кушанья, заменяя мясо рыбою, а творог, масло и молоко - маком, урдою, постным маслом. Морковь, картофель, петрушка, лук, чеснок, укроп, кукуруза, тыква, свекла, капуста, огурцы помогают ей приправлять свои кушанья. В летнее время сады и бакши дают возможность лакомиться. Плоды до того бывают дешевы, что и бедняку, не имеющему бакши, легко можно приобресть пару дынь и арбузов, потому что и то, и другое можно купить по грошу.

Обычай курения табака, пришедший в Малороссию вскоре по привозе этого растения из Америки, распространен повсеместно, и потому возделывание низких сортов табака входит в круг действия почти каждой хозяйки. В редких местностях простолюдины возделывают его для продажи, а преимущественно для собственного употребления. Люлька (трубка) - почти необходимая принадлежность малорусса, а в прежнее время у казака она заменяла всё наслаждения.

"Очерки Днепра"

В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1890-е.
Богатство естественных произведений дает малороссу возможность быть прихотливым в пище, а потому он питается пищею более вкусной и изобильной, чем его северный собрат. У каждого, самого беднейшего, из крестьян готовится обед и ужин ежедневно. Борщ, уха, галушки, лапша, вареники, каша различных сортов, балабушки, голубцы, перепичка и книш разнообразят попеременно стол малорусского крестьянина. Если нет мяса, т.е. баранины, свинины, или битой птицы, то у каждого непременно есть сало, молоко, сметана, творог, масло. Говядину найдете разве в городах: сельские жители никогда не бьют скотины, разве уже в крайней необходимости. У зажиточных готовится и завтрак. Прибавьте к этому изобилие разнообразных плодов и зелени, и увидите, сколько предметов для самой вкусной пищи. Малоросс пьет чистую воду, изредка грушевый или яблочный квас, а хлебный (сыровец), употребляемый для борща, служит питьем весьма нечасто.
Этнографический сборник, выпуск III

Обстановка малороссийской хаты. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Борщи, галушки, кныши и сало сами по себе на столе малороссиянина появиться, конечно, не могли. Для добывания хлеба насущного надо было трудиться. Давайте почитаем о распределении труда в малороссийских семьях, об особенностях земледелия в Малороссии и посмотрим иллюстрации на эту тему.

В великорусских деревнях женатые сыновья всегда живут вместе с отцом и ведут хозяйство сообща. В Малороссии же, напротив, как скоро сын женится - сейчас же заводится своим домом и отдельным хозяйством. Обычай этот хорош в частной жизни, так как избавляет от пустых ссор и домашних дрязг, но в общем, от него страдает хозяйство. У отделившегося сына нет иногда всего необходимого для отдельного хозяйства, а отец, между тем, лишается работника; таким образом у обоих пропадает без пользы много времени. Молодой хозяин привыкает к праздности, и когда обзаведется полным хозяйством, не увеличивает уже размеров пашен. Впрочем, встречаются семейства, где все женатые сыновья живут вместе под надзором отца и работают сообща, хотя такие примеры чрезвычайно редки и не в духе народа.
"Народы России"

Малороссийская семья. Фото неизв. автора, 1890-е.
Малорусская девушка, по выходе замуж, становится полноправной хозяйкой. Еще до замужества она самоуверенно говорит, что будет властвовать над мужем, а провинится муж - так и за чуб драть. Оттого на женской половине Малороссии и сложилась пословица о муже: «неси, Боже, патлатого, щоб було за-вищо скубти». И хоть мужчины также выдумали пословицу о своем превосходстве: «соломенный парубок визьме золоту дивку», однако, все-таки, соломенные мужья так и остаются при своих соломенных ролях.

Но главенство в семье не особенно услаждает жизнь женщины: шапка Мономаха всегда тяжела, в каком бы виде она ни была. Тяжесть этой шапки всецело испытывает на себе малорусская женщина. На ней больше, чем на великорусской женщине, лежат все хлопоты по домашнему хозяйству. Она должна встать чуть свет, истопить избу и сварить завтрак для мужа, который в это время может еще валяться на печи, чем он, в силу исторического навыка, в пользуется весьма охотно. Пока топится печь, жена должна успеть покормить корову и подоить ее, накормить мужа, заткнуть рты старшим детям кусками хлеба, перемыть детей и посуду, наносить воды, нарубить и наносить дров, потому что муж за это дело не возьмется - это «жиноче дило», а его - «чоловиче дило» - благороднее: он едет в поле, на мельницу и т. д. А тут жене опять работа: готовить обед. Потом опять дело: зашить, заштопать; там подмазать, там побелить в избе и снаружи - нельзя, чистота требуется. А возня с детьми: того корми грудью и качай в колыбели, того уйми, потому что оно орет, ушиблось, или просто блажит, есть просит, бегать, ползать захотело. Вот и разрывайся на десять частей. А бедная женщина - одна; вследствие дробимости семейств, она живет отдельным домом, в «своей» хате, и в этой хате нет благодетельницы бабушки для детей, зато нет в грозной, ворчливой свекрови, как у великорусской бабы. Вечером - снова разрывайся: корова, коза, овцы, дети, печь; а там за дверьми орет голодная свинья, куры собрались спать - и их надо устроить, чтобы сова ночью не передушила. А там приспичило родить... Да это просто ад. Оттого так и дорога женщине ее девическая свобода, оттого и ловит она жадно «часы любви» в юности, чтоб было чем помянуть молодость.

Положительно утверждают, что малорусская женщина работает вдвое больше мужчины. Зато она и стоит выше его во всех отношениях. Она, при трудных обстоятельствах общественной жизни, при общей панике, являлась не раз активным и спасительным агентом общества. На волостной суд и даже на мировой нередко женщина являлась с мужем, чтоб защищать его или просить за него. Не даром «козырь-дивка» пользуется в Малороссии популярностью.

"Живописная Россия"

Малороссийская женщина верхом. Фото неизв. автора, 1880-е.

Малороссийские женщины. Фото Йозефа Хмелевского, 1890-е.

Малороссийская молочница. Фото неизв. автора, 1880-е.

Малороссийская перевозчица. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Земледелие в хлебородной Малороссии производится способом, заведенным искони по преданию. Тяжелый плуг, запряженный тремя и четырьмя парами волов, бороздит землю, которая с избытком вознаграждает труды пахаря. Если появятся какие-нибудь вредно действующие условия: слишком сухое или очень мокрое лето, саранча, град, червяки, овражки, то они уничтожают иногда жатву, главный предмет доходов простолюдина. Нельзя не заметить, что в Малороссии существует обычай взаимного вспомоществования в работах. Три или четыре пары волов, необходимых для плуга, можно встретить лишь у весьма зажиточного крестьянина, а следовательно у кого недостаток рабочего скота, тот отыскивает товарища, и они пашут вместе. Такая же точно помощь требуется иногда для постройки, рубки и перевозки леса, но никогда за это не платятся деньги. Само собою, хозяин должен хорошо кормить и угощать добровольных работников, которые всегда совестливо исполняют свою обязанность.

Весна в Малороссии начинается почти всегда в половине марта, и так как таянье снегов идет быстро, то народ свет в поле нередко до Благовещения и оканчивает свои полевые работы к ноябрю, во время заморозков, когда уже невозможно пахать. В деревнях прибрежных, где крестьянин преимущественно занимается рыболовством или судоходством, наконец, в деревнях, в которых живут днеnpoвскиe лоцманы, и там земледелие играет не последнюю роль. Плуг и вол - необходимая принадлежность малорусса.

"Очерки Днепра"

Возвращение с пашни. "Всемирная иллюстрация", №32, 1877.
Засеяв свои поля, малорусс около половины июня начинает хлопотать об уборке сена, и время это называется у него «косовиця». Это чуть ли не самая трудная работа в быту крестьянина, но она проходит у него в виде празднества. Каждый, у кого есть степь (луга), запасается заблаговременно косцами и считает непременною обязанностью содержать их на улучшенной пище. Несколько раэ в день винная порция, завтрак, обед, полдник и ужин - необходимые условия, без которых невозможно нанять ни одного работника. Через несколько дней по начатии косовицы «табор» увеличивается прибытием гребцов - обыкновенно девушек и молоденьких парней, которые оживляют степь своими беспрерывными песнями, а иногда, вечером, и танцами под звуки балалайки или свирели.

Не успела кончиться окончательная уборка сена, как уже начинается жнива (жатва), и в это время остаются в деревнях лишь дряхлые старики да малые дети, грудных же младенцев матери берут с собою и устраивают им из снопов защиту от солнца. Жатва требует необыкновенной поспешности и прилежания, потому что один хлеб быстро следует за другим, и иные из них, как ячмень, если не захватить, делаются неудобными к жатве. В иных местностях хлеб косят, приделывая к косе деревянный снаряд (грабки), при пособии которого стебли ложатся ровно и удобно для вязки в снопы.

После жатвы наступает «возовиця», занимающая иногда много времени, потому что поля в иных местах отстоят далеко от селений. Хлеб свозится на ток - место, где молотят, и редко у какого хозяина имеется клуня (рига). Не в обычае строить эти здания, может быть, оттого, что большая часть Малороссии безлесна, и не более пятнадцати лет, как они входят в употребление. Доя молотьбы хлеба малорусс употребляет обычное орудие - «цип», приготовляемый им самим. Утрамбовав и укатав свой ток, малорусс насаживает, т. е. складывает рядом, снопы и приступает к работе, которая продолжается всю осень, а иногда и всю зиму, смотря по количеству хлеба. Богатый хозяин нанимает работников или выделяет известное количество зерна, служащего вознаграждением за труд. Для помолов, собственно у крестьян, существует два рода мельниц: ветряк и «водяный млин», но это принадлежность только достаточного хозяина. Хлеб сеется разного рода: рожь, озимая и яровая, пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, горох, бобы, местами чечевица. Из маслянистых растений: лен, конопля, сурепица, рыжик, но первые два растения употребляются, кроме того, для пряжи. Независимо от этого засевают баштаны (бакши), на которых произрастают арбузы, дыни, огурцы, тыквы, «пшенка» (кукуруза), картофель, подсолнечники.

"Очерки Днепра"

Молотьба пшеницы. "Всемирная иллюстрация", №32, 1875.

Малороссиянка с серпом. Фото неизв. автора, 1890-е.

Дивчина со снопами. Художник К.Трутовский, 1880-е.

Посмотрим еще несколько картин мирного труда малороссийских крестьян. Здесь наглядно проиллюстрирована разница, декларированная в вышеприведенной цитате из "Живописной России", между понятиями «жиноче дило» (см. иллюстрации выше) и «чоловиче дило».

Караульщик баштана в Малороссии. "Русский художественный листок", 1852.

На бахче. "Всемирная иллюстрация", №30, 1875.

Малороссийские гончары. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.

Пасека. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.

Чабан со стадом овец. "Всемирная иллюстрация", №38, 1880.

В малороссийской деревне. Рыбак. Фото Светличного, 1880-е.

И в завершение темы труда посмотрим на орудия труда, а также иную хозяйственную утварь, типичную для крестьянского домохозяйства в Малороссии.
"Живописная Россия", т.5, 1897.

Теперь о такой важной составляющей жизни и быта, каковой является одежда. Сначала посмотрим, как одевались малороссы из различных губерний в 1840-е годы, на иллюстрациях художника Ф.Солнцева к книге "Одежда Российского государства", изданной в 1869 году.

Одежда малороссов, как мужская, так и женская, нисколько не похожа на великорусскую. Даже обувь иного покроя. Малоросс не любит стеснения в одежде, что понятно при малороссийском климате, а потому она вообще отличается широкими, обширными размерами. Он носит белую рубашку из грубого холста, с про­решкой на груди, а не сбоку, с узеньким стоячим воротником, часто вышитым, который завязывается шнурком или лентой. Ру­башку надевают под шаровары. Шаровары делают чрезвычай­но широкие и непременно с карманами. Они стягиваются очкуром, надеваемым изнутри и всегда запущены в голенища. Вообще, ширина шароваров считается щегольством и иногда доходит до безобразия. Верхних одежд не­сколько. Самая легкая называется "юбка" - род пальто из cеpоro или белого сукна, с цветными выпушками, которая застегивается кожаными пуговками. Парубки и молодые женатые малороссы носят суконные полукафтаны, а зимою кожух, т. е. коротенький полушубок. У бедных один кожух служит для всего семейства. Сверх юбки, кафтана или кожуха надевается свита - род армяка, стянутого в талии кожаным поясом. Носят также "кирею", т. е. длинную свиту с капюшоном, защищающим от непогоды голову и шею.

Малороссийский женский наряд совершенно своеобразен.
Рубашки обыкновенно носят холстинные. Девушки и молодицы красиво вышивают их на рукавах и на подоле красною бумагою. Вышитый подол называется "ляховка". Вышивка рубашек составляет большое щегольство, и над иною рубашкою девушка просидит полгода. Вместо великорусского са­рафана, малороссиянки носят плахту и запаску. Одежды эти состоят из двух кусков материи, которые просто обертывают вокруг талии; сверху надевают пояс. Плахты и запаски делают из шерстяной одноцветной материи, из шерстяной клетчатой или с разводами, а иногда парчовые. Пояса носят шерстяные, особенно красные шелковые и очень дорогие парчовые. Этот костюм малороссиянка носит летом и в особенности дома; в другие же вре­мена года и на выход у нее есть другие наряды. Летом девушки и молодые женщины носят "гирсет", коротенькое пальто без рукавов; зимою свитку, только гораздо короче мужской и сшитую со сборками. В некоторых местах сохра­нился еще старинный наряд, кунтуш, который надевают при торжественных случаях или в большие праздники.

Девушки заплетают волосы в одну косу или в несколько мелких кос, которые связывают посредине. Вокруг головы повязывают ленты, концы которых падают назад вместе с косою. Исключительную особенность малороссийского женского наряда, доказывающую врож­денный вкус малороссиянок к изящному, составляют цветы. В великорусских губерниях никогда не увидиш цветов на голове крестьянки, тогда как в Малороссии девушки не только летом убирают голову цветами, но даже и в другие времена года носят искусственные. Цветы или просто втыкаются за ленту, или надевают­ся на голову венки. На шее девушки носят множество монисто и образков.

Женская обувь состоит из черевиков и сапогов, которые у богатых бывают сафьянные. Впрочем, малороссиянки вообще любятъ хо­дить босые, и часто даже, идя в церковь, несут сапоги в руках. Ходить босой по снегу считается здесь чем-то вроде достоин­ства, и про такую женщину обыкновенно говорят: какая чепуриха, т. е. щеголиха.

Дети в Малороссии всегда одеты точно в чужое платье, по­тому что детскую одежду обыкновенно припускают на рост и в длину, и в ширину.

"Народы России", 1877.

На иллюстрациях - одежда малороссиян в 1850-1880-е годы.
Малороссы. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.

Группа девушек и парней Полтавской губ. Фото неизв. автора, 1867.

Группа в праздничных одеждах. Черниговская губ. Фото неизв. автора, 1867.

Малороссы. "Народы России", 1877.

Надевают венок. Художник К.Трутовский, 1880-е.

Несмотря на то, что малороссы раскинулись на пространстве шести больших губерний, все они сравнительно мало отличаются друг от друга и своими привычками, и своими костюмами, и своими обычаями. Серая, реже черная смушковая шапка на голове, полотняная рубашка с прямым воротом, завязанная цветной ленточкой у парубков-щеголей, широкие шаровары, запрятанные в кopoткиe сапоги - этот костюм вы встретите и на австрийской границе, и в пределах Харьковской губернии. Зимой к этому присоединяется свитка из бурого или серого грубого сукна, а летом на западном берегу Днепра смушковая шапка заменяется круглой шляпой из пшеничной соломы - брылем.

Также распространен и женский костюм. Узкая плахта вместо юбки, красивая белая, вышитая красными и синими узорами рубашка, мониста из кораллов на шее, в средине которых непременно болтается большой золоченный дукат, венок цветов на голове - вот повсеместный костюм малороссийской девушки. В холодное время к этому прибавляются невысокие сапоги-чоботы, у щеголих - кофта-безрукавка, называемая в западных малороссийских губерниях корсетом.

Не многим более изменчив головной костюм женщины, который большею частью состоит из так или иначе повязанного платка; но кое-где в Волынской и Подольской губерниях на голову надеваются очень красивые, вышитые разными узорами уборы, имеющие вид дисков, вокруг которых уже и подвязывается платок.

"Русские народы, 1894."

А это уже образцы одежды конца XIX века. Фотографии из книги В.А.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

И, наконец, на последних четырех рисунках - образцы одежды малороссиян различных губерний из альбома "Русские народы" (1894).

И православной верой без обозначения приоритетов такого объединения в этнической или исторической плоскости. Раньше в письменных источниках для идентификации населения древней Руси использовались термины «русь» или «русины» . К XIX веку оно трансформировалось в обозначение населения Малороссии , левого берега Днепра без каких либо намёков на этническое или историческое единство с великороссами . Также для обозначения украинцев использовались названия "казаки", "черкессы", "русины". Согласно официальной государствообразующей концепции Российской империи, малороссы представляли собой одну из трёх ветвей общерусского народа (наряду с великороссами и белорусами) . Во второй половине XIX и начале XX века на фоне своеобразных семантических войн термин «малороссийский (малорусский)» стал употребляться реже, а украинские деятели от него отказались полностью. В период проведения советской властью политики коренизации понятие «малоросс» утратило легитимность и в широком употреблении повсеместно было заменено понятием украинец .

Происхождение и развитие понятия

Появление термина Малая Русь относится ко временам после монгольского нашествия , когда единая Русь оказалась разделена на Северо-Восточную Русь (Владимиро-Суздальскую, преобразованную позднее в Московскую) и Юго-Западную (Галицко-Волынскую). Византийские церковные и государственные деятели, общавшиеся с раздробленной надвое Русью, стали применять к этим двум частям Руси географические термины классической древности: страна Малая и страна Великая , означавшие то, что Малой землёй (Малая Русь) именуют метрополию того или иного этноса, а Великой (Великая Русь) - земли, на которые из этой метрополии расселился этот народ . Начиная с позднего XV века православные книжники как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси всё чаще употребляли слово Русь в греческой форме «Рос(с)ия». Термин Малая Россия и производный от него этнохороним обрели особое распространение после заключения Брестской унии 1596 года, когда в ходе межконфессиональной борьбы и литературной полемики православные Речи Посполитой начали возрождать идеи о единстве культуры, веры и происхождения «славенороссийского народа». В своём Белоцерковском универсале 1648 года гетман Богдан Хмельницкий обращается к «Малороссиянам» . После вхождения Гетманщины в состав Русского царства термины Малороссия и малороссияне/малороссы использовались прежде всего в официальных документах, а также в среде православного духовенства . В простонародном языке самоназванием оставались главным образом слова «русин », «руський», тогда как в великорусских землях жителей среднего Поднепровья в допетровское время продолжали именовать «черкасами» [ ] .

Согласно предположению А. Котенко, О. Мартынюка и А. Миллера своеобразный момент «седлового времени» для определения «малоросса/Малороссии/русского/России» наступил в начале XVIII века. Появление в русском языке этого понятия на рубеже XVII-XVIII веков связывается исследователями с влиянием исторических процессов, происходивших в это время вокруг Киева . Именно в XVIII веке, пишут авторы, в русский язык постепенно проникают «малороссияне/малоросийцы/малороссиянцы/малороссы» причем определяется ими это понятие как типичное раннемодерное географическое значение жителей, уроженцев данной территории, не имеющее этнической основы. Отмечается бессистемность применения данного термина на протяжении всего XVIII века .

Часть государствообразующего народа Российской империи

Малороссы официально в рамках Российской империи считались одной из трёх частей государствообразующего общерусского народа . Как правило, в среде дореволюционных историков для обозначения таких составных частей общерусского народа применялся термин «ветка», «ветвь», иногда - «племя» . Согласно результатам Всероссийской переписи населения 1897 года малороссы составили 17,8 % населения Российской империи или 22,3 млн человек.

Основное расселение малороссов по губерниям Российской империи представляло такую картину:
Киевская губерния - 2,819 млн. (79 %)
Полтавская губерния - 2,583 млн. (92 %)
Подольская губерния - 2,242 млн. (80 %)
Волынская губерния - 2,019 млн. (70 %)
Харьковская губерния - 2,009 млн. (80 %)
Черниговская губерния - 1,526 млн. (66 %)
Херсонская губерния - 1,462 млн. (53 %)
Екатеринославская губерния - 1,456 млн. (68 %)
Холмская губерния - 446,839 тыс. (50 %)
Кубанская область - 908,818 тыс. (48 %)
Таврическая губерния - 611,121 тыс. (42 %)
Ставропольская губерния - 319,817 тыс. (36 %)
Воронежская губерния - 915,883 тыс. (36 %)
Область Войска Донского - 719,655 тыс. (28 %)
Курская губерния - 527,778 тыс. (22 %)
Гродненская губерния - 362,526 тыс. (22 %)
Бессарабская губерния - 379,698 тыс. (19 %)
Амурская область - 21,096 тыс. (17 %)
Черноморская губерния - 9,252 тыс. (16 %)
Люблинская губерния - 196,476 тыс. (16 %)
Приморская область - 33,326 тыс. (15 %)
Астраханская губерния - 133,115 тыс. (13 %)

Одно из наиболее авторитетных энциклопедических изданий Российской империи, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 18А, 1896 год), описывал малороссов следующим образом:

Малороссы (в антр. отнош.), или южно-русы, - одна из трех русских народностей, превышающая, по численности, в 4 раза белорусов и уступающая в 2 ⅓ раза великорусам. Некоторые видят в М. потомков древних полян, угличей, тивердов, древлян и других южно-русских племен; но, по-видимому, большинство этих племен исчезло ещё в начале русской истории, подвергшись разорению и смешению с тюркскими кочевниками (половцами и др.), а затем страна была опустошена монгольско-татарским нашествием, причем все оставшееся население бежало на запад. Здесь, в Галиции и на Волыни, и сложилась, по-видимому, малорусская народность (Малая Россия), выступающая уже отчетливо, с особенностями своего языка, в XIV в. отсюда она заселила, мало-помалу, все Приднепровье, дав начало различным украинским говорам.

В Российской империи было принято выделять антропологические и физические и бытовые отличия малоросов от других русских народностей. Русским антропологом Дмитрием Анучиным отмечалось, что особенностями малоросов является их более высокий средний рост (на 1-4 см выше, чем белорусы и великороссы), высокий процент темноволосых людей (60-70 %), темноглазых (хотя встречается и достаточное число голубоглазых), длина ног (особенно бедер) :31 . «Не подлежит сомнению, что малороссы должны были воспринять в себя немало крови древних тюркских народов южной России - во всяком случай более, чем великорусы, которые зато ассимилировали многие финские народности. Антропологическое различие проявляется, отчасти, и в темпераменте, и в характере, на которые, впрочем, могли ещё иметь влияние окружающая природа и весь ход истории, иной, чем на севере. Как бы то ни было, малоросы отличаются от великорусов многими чертами своего умственного и нравственного склада, своим отношением к религии, к женщине, к семье, к собственности и т. д.» - писалось о малороссах в словаре Брокгауза и Эфрона .

Трудно переоценить важность изучения этнографической истории народов России. Видное место в ней занимает труд действительного члена Русского географического общества Густава-Теодора Паули (1817-1867), немца по происхождению, известного в России под именем Федор Христианович. В фундаментальном сводном труде по этнографии всех народов России, включая малороссов, созданном на уникальных коллекциях Географического общества и изданным в 1862 году под заглавием «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России») Паули писал:

Нынешние малороссы происходят от туземного населения, они сохранили древнюю веру своих предков, и до отделения Малороссии от России жили вместе с русскими - единоверной и братской нацией. Малороссы суть, так сказать, народ древнейших времен, предающийся мечтаниям о прошлом и отрицающий настоящее вместе с нынешним прогрессом. Вместе с тем, земли, которые они населяют, удачно расположенные на юге, несомненно сохранили несметные богатства, которые в будущем приведут малороссов к процветанию. Малороссы остались свободными от внешних влияний и сохранили чистоту нации.

Густав-Теодор Паули, русский этнограф

Господствующие в официальной среде Российской империи подходы к рассмотрению племенного единства великороссов, малороссов и белорусов исключали какие-либо представления малороссов как инородцев . Малороссы не считались инородцами в Российской империи, и исключались из таких трактовок даже радикальными правыми националистическими организациями, такими, как Союз русского народа Алексанра Дубровина . В ряде организаций подобного характера, как, например, Киевский клуб русских националистов , малороссы занимали большинство должностей и находились на главенствующих ролях .

Совмещение с понятием украинец и потеря легитимности

Как пишут исследователи А. Котенко, О. Мартынюк и А. Миллер , для части группы, члены которой идентифицировали себя малороссами, начинает утрачиваться легитимность этого понятия, и оно начинает заменяться понятием украинец. Одновременно с тем, подобная смена привела к сопротивлению (порой весьма ожесточенному) той части группы, для которой малоросс оставался легитимным понятием самоидентификации, а также «со стороны официальных властей империи и русского общественного мнения» . Е. Фомина полагает, что «украинский вопрос», как противовес «общерусскому проекту», согласно которому восточные славяне в совокупности составляли единую русскую нацию, встал во второй половине XIX века в результате развития украинофильства и оформления его политической программы эмансипации от общерусской народности .

В современном мире

Современные дискурсы

Многими современными исследователями признается, что неоднозначность понятийной ситуации вокруг категории малоросс создает необычайное напряжение и динамику при попытке научного исследования данного понятия. Существование понятия малоросс в пространстве и времени, в которых стратегии идентификации являются полем ожесточенной борьбы в сложных структурах взаимодействия, превращает его в проблему многих параллельных дискурсов идентичности . При этом выделяются такие основные дискурсы, как «внутренний» дискурс (вопрос малороссийской идентичности), русский или великорусский, украинский (наиболее ожесточенный по отношению к понятию), польский и другие .

См. также

Примечания

  1. Kamusella Tomasz. The Change of the Name of the Russian Language in Russian from Rossiiskii to Russkii: Did Politics Have Anything to Do with It? (англ.) // ACTA SLAVICA IAPONICA: International and Interdisciplinary Journal of the Study of Russia, Eastern Europe, the Caucasus, and Central Asia.. - Hokkaido: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2012. - Iss. 32 . - P. 73-97 .
  2. Котенко А. Л., Мартынюк О. В., Миллер А. И. «Малоросс»: эволюция понятия до Первой мировой войны // Новое литературное обозрение : журнал ВАК РФ. - 2011. - Вып. 2 (108) . - С. 9-27 . - ISSN 0869-6365 .
  3. Долбилов М., Миллер А. И. Западные окраины Российской империи. - Москва: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 465-502. - 606 с.
  4. Реєнт О. П. . Українсько-білоруські взаємини у XIX - на початку XX ст.: процес становлення (укр.) // Головний редактор: В. А. Смолій Український історичний журнал : науковий журнал. - Київ: Інститут історії НАНУ, 2008. - Вип. 1 (478) . - С. 161-169 . - ISSN 0130-5247 .
  5. Котенко А. Л., Мартынюк О. В., Миллер А. И. Малоросс // «Понятия о России»: К исторической семантике имперского периода. В 2-х т. Под редакцией А. Миллера, Д. Сдвижкова, И. Ширле. Т. 2. М., 2012. С. 393
  6. Смолин, М. Б. Украинофильство в России. Идеология раскола //Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. Сборник. /Вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина. Оформление М. Ю. Зайцева. - М.: Москва, 1998. - 432 с. - (Пути русского имперского сознания). ISBN 5-89097-010-0 , С. 7
  7. Гайда, Ф. А. Украина и Малая Русь: окраина и центр Архивная копия от 1 июля 2014 на Wayback Machine // Русский Сборник: исследования по истории России. Том XVI. М.: Издатель Модест Колеров, 2014
  8. Універсали Богдана Хмельницького. 1648-1657 / Нац. акад. наук України, Ін-т історії України; упоряд. І. Крип’якевич, І. Бутич; ред. кол. В. Смолій [та ін.]. - К. : Альтернативи, 1998.
  9. Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012. С. 76, 100.
  10. Юсова Н. Н. Идейная и терминологическая генеалогия понятия «древнерусская народность» (рус.) // Rossica antiqua: научно-теоретический журнал. - Санкт-Петербург: Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. - Вып. 2 . - С. 1-53 . Архивировано 27 сентября 2013 года.
  11. Ярошевич А. Малороссы по переписи 1897 г. Результаты первой всеобщей переписи населенія Российской. Имперіи, произведенной въ началѣ 1897 г. // Киевская старина. PDF
  12. Железный А. И. Украина: два языка - один народ . - Киев: ООО «Нила ЛТД», 2011. - 250 с. - 10 000 экз.

Начну с того, что в 1919 году начальник штаба Восточного фронта генерал Гофман говорил: «В действительности Украина – это дело моих рук, а вовсе не плод сознательной воли русского народа. Я создал Украину…» Кто же хочет подробно разобраться в феномене «украинского» отщепенства, давайте узнаем – кто такие «малороссы».

«Украинцам», особенно «оранжевым» и «свидомым», почему-то не нравится слово «малоросс». Не нравится и слово «Малороссия». Обуреваемые свирепой злобой ко всему «москальскому» эти люди совершенно не знают ни подлинной истории своего народа, ни происхождение слов «малоросс», «Малороссия», «Украина». А ведь эти слова придуманы вовсе не москалями, а жителями Руси. Этим словом широко пользуется Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году.

«Кому из вас любима целость отчизны вашей Окраины Малороссийской…» В письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, написанном в январе 1654 года, находим следующие строки: «А замысел ваш добь удаться и буде, а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию монарха Российского, заслушны быть признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской».

Если термин русские впервые письменно упоминается в ноябре 1053 года Илларионом Киевским – первым русским митрополитом, автором знаменитого «Слова о Законе и Благодати», то термин Малая Русь, Малороссия возник в 1335 году, когда Московское Княжество было под татарским игом. Малороссиею назвал княжество Галицкое и Волынское князь Юрий Второй. И Юрий Второй назвал себя «князем всея Малая Россия». «Москали» к названию «Малороссия» не имеют никакого отношения. Но все жители до начала ХХ века – и Малой Руси, как и Большой, - одинаково считали себя русскими. «Слава Богу, что мы русские» - эти слова сказал Н. Гоголь.

Ничего, конечно, обидного в названии «Малая Русь» нет. Малыми – в истории назывались страны, откуда выходил народ – его национальная колыбель. Великими – центр территориального завершения государственной консолидации, достигшие особенно пышного расцвета, богатства и могущества. Отсюда – Малая Греция (Афины) и Великая Греция (Эллада), великая Италия (после Рима), Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва). Имя «Малороссия» не содержит в себе ничего обидного или позорного для обитателей юга России. Малороссией называется колыбель русского народа; недаром Киев – «мать городов русских», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтении, является более почётным, чем «великоросс», ибо оно означает дословно: малоросс – первый русский, самый древний в своем генеалогическом корне.

Наименование нашего народа – Русь известно с глубочайшей древности… «Мы – единый русский народ!» Украина обозначает не что иное, как окраину, окраинные земли государства. Кто хоть немного знаком с историей, с документами, написанными в то время, когда о «самостийных» сепаратистах слыхом не было слышно, когда ни о каком «украинском народе» ни один человек не слыхал, тот знает, что в старинных бумагах часто употребляются выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина. В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поется: «Как во Сибирской во Украине Да во Даурской стороне…» Из песни, как известно, особенно старинной, слов не выкинешь. Для сегодняшних сепаратистов напомню, что в то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю. Малороссов, подъелдыкивая врагам России, конечно можно называть украинцами. И Киев, в случае удачи, сепаратисты могут переименовать в Мазепинск, Петлюровск, Бандеровск. Но от этого Киев не перестанет быть матерью городов русских. Малороссия есть древнее первоначальное название части России. И отказываться нам, малороссам, от исторического имени своей Родины нет никакого смысла. Сепаратисты же могут называть себя как угодно. Он, баба Параска, поматюкалась несколько дней на Майдане за доллары, и на тебе – революционерка с орденом.

Да, я - малоросс. Я - первый, самый древний русский. Может быть, мой предок во время Игоря прибил свой щит на вратах Царьграда. С какой стати я буду менять истинное имя своих предков на новое, которое выдумали основатели сепаратизма, и навязывают нам сегодня окатоличенные и ополяченные «оранжевые галичане». С какой стати я буду считать москалей врагами, московскую культуру враждебной, когда вся русская культура ручейком вытекла из древней Киевской Академии.

Не для того мои предки складывали свои головы в боях с турками, татарами и поляками, погибали на каторжных галерах, в подземельях польских замков, не для того они дрались под Полтавой на стороне Петра, сражались на Бородинском поле в Полтавском полку Паскевича, чтобы потомки их отказались от всего национального наследства своих предков. Во имя чего это делать? Во имя того, чтобы стать паном в бутафорской Украине, игрушкой враждебных России политических сил?

Я стою на том, что Малороссия - древняя прародина великой России, всегда обливалась кровью в объятиях сепаратистов, несших ей руину. Я всегда хочу быть сыном свободной великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. Мне противны оранжевые агенты иностранных разведок, ставшие «владой» государства, не зависящего от «москалей», но зависящего от иностранцев. Желают ли малороссы жить в оккупации, быть игрушкой в руках чуждых нам по религии и культуре «панов-министров» и «панов-магистров», находящихся на содержании иностранных разведок. Что же касается типов оккупации, предоставлю слово современному писателю С. Сидоренко. «Тот оккупационный режим, который правит теперь Украиной, кардинально отличается от всех прежних захватчиков, нашествия которых довелось пережить малороссийскому народу за долгую его историю.

У всех прежних были к нам в основном материальные притязания. Монголо-татары, например, довольствовались тем, что получали с нас дань. И даже поляки, в чьём подчинении долгое время находилась Малая и Белая Русь, - хотя и пытались нас окатоличить, насадить у нас унию, однако воспринимали наш народ как холопов, как человеческий материал, не хотели даже марать о нас руки – и поручали нас евреям, которые методично цедили с нас соки, зарабатывая на свои головы будущие «неприятности»…

И немцы, когда они посещали нас или только к нам собирались, - хотя и поддерживали всякого рода гибельные для нас идеологические проекты – и Ленина, и Грушевского с Петлюрой, и Скоропадского, и Бандеру… - на самом деле больше интересовались вещами глубоко прозаическими: хлебом, салом, углем, рабсилой…

И правившая у нас в ХХ-м веке Компартия – при всех духовных потерях, которые мы понесли за семьдесят лет ее правления, – делала упор, в основном, на перераспределение собственности…

Да и стоящий уже у нас у порога козлобородый Дядюшка Сэм, держащий в руке увесистый калькулятор и бьющий от нетерпения копытом, - интересуется в первую очередь тем, что способен пересчитать его калькулятор.

А вот для тех, кто уселся на нашу шею в 1991-м году и основательно на ней закрепились в конце 2004-го года – главное: переделать нас духовно, вытравить из нас русскую душу, изменить духовный облик края, где зародилась великая культура, давшая миру Пушкина, Гоголя, Достоевского…

Эти пришли по нашу русскую душу…»

Потому вслед за А. Царинным я утверждаю сегодня, что политические украинцы – это особый вид людей. Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом – кем угодно, но только не русским. Слова Русь, русский, Россия – действуют на него, как красный платок на быка. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский…

Пришло время понять тот парадокс, почему мы, русские, ненавидим свою «русскость» как что-то чуждое, подъелдыкивая оранжевым амбициям «профессиональных украинцев»?

Николай ЯРЁМЕНКО - председатель Полтавского отделения Союза русских журналистов и литераторов



Статьи по теме