Выключатель массы с предохранителем. Как установить выключатель массы на ваз. Подключение массы в обход сигнализации

Многие автомобилисты, наверное, были бы рады установить в своей машине приспособление, при помощи которого, без всяких усилий и, не снимая клемм с аккумулятора, можно было бы отключить массу автомобиля.

В этой статье речь пойдет именно о таком устройстве, а точнее об электрическом выключателе массы.
В установке данного прибора нет ничего сложного, так как данный выключатель вы можете приобрести в любом магазине автотехники и с легкостью прикрепить его под капотом вашего автомобиля.

Также существует тип выключателей масс, типа РАД1, с дистанционным управлением. С таким типом выключателей вы сможете выключать электрическую сеть автомашины прямо из салона, не открывая в лишний раз капот автомобиля. Правда, само это устройство остается под напряжением и немного отличается от установки обычного выключателя. Для его установки потребуется длинный кабель с отрицательным зарядом, который нужно будет прокладывать непосредственно от массы к салону автомобиля, заранее просверлив небольшое отверстие около щитка моторного отсека.

В данной схеме представлен выключатель массы, без каких либо механических контактов. Такой вид выключателей более надежный и может прослужить вам длительное время.

Также это приспособление можно использовать как противоугонное устройство, так как переключатель массы имеет два полупроводниковых прибора это 2х ватный транзистор, представленный на электрической схеме, и 1-ваттный диод.

Транзистор служит в качестве электромагнитного реле, которое при наличии даже слабого тока, срабатывает на главном электроде. Слабый ток можно подать замкнув маленький выключатель типа S1, который заранее должен быть, установлен в салоне автомашины.

В этом случае, при подаче тока, 2-ваттный транзистор откроется, при этом сопротивление на много уменьшится и через данный прибор сможет проходить незначительное электричество. Но стоит учесть, что транзистор может пропускать ток только в одном направлении, а именно от аккумулятора к самой бортовой сети автомобиля.

Для того чтобы аккумулятор смог подзаряжаться непосредственно от генератора автомобиля, устанавливаем диод VI в обратной от него полярности.

В схеме представлено: 1-выключатель; 2-крепежная клемма; 3-дюралевый уголок; 4-диод; S-транзистор.
В данной схеме показано само устройство электрического переключателя массы. На дюралевом уголке, размером 50x50x3мм и длинной 100мм, установлены два полупроводника. На одной полке просверлены две дырочки, одно размером 21мм для транзистора, и второе размером 62мм для электрического диода со средним показателем мощности.

На другой стороне полки просверлено отверстие для болта, с помощью которого вся устройство будет крепиться к кузову автомашины. Все соединения скреплены многожильным проводом, а вывод катода транзистора соединен к накидной клемме аккумулятора с помощью провода имеющего металлическую оплетку.

После изготовления, готовое устройство необходимо поместить в кожух из металлического изделия, заранее покрашенный в цвет кузова автомашины. Для того чтобы не создавать лишние отверстия в кузове автомашины, стоит найти держатели, которые крепят тормозную трубку к отсеку двигателя. В этой трубке аккуратно выбейте донышко. В итоге должно получиться небольшое 5-миллиметровое отверстие между отсеком двигателя и салоном автомобиля. Через это самое отверстие продеваем управляющий кабель.

Далее отсоединяем чехол, который закрывает рулевую колону, в нем необходимо просверлить дырочку небольшого диаметра и установить выключатель. В этом выключателе должно быть два вывода, к одному из них присоединяем главный провод, а к другому провод, который подсоединен к массе автомобиля.

Прочитал комментарии. Судя по всему большинство об автоматических выключателях знает, что они есть. А как работают или их параметры - совершенно темный лес. Причем даже знаний из Википедии нет.
И вместо того, чтобы плодить кучу комментариев - напишу один большой.

Для автора
Напишу далеко не первый - такая разрядка аккумулятора ненормальна. Нужно искать проблему.
И как ниже отмечали - ток генератора вполне может быть больше максимального допустимого длительного тока для автомата (в данном случае 71,2А).

Аккумулятор
Здесь больше общая информация:

Ну и пусковой ток, указанный на аккумуляторе - 640А, видимо автора тоже не смущает

Это паспортная величина ограничения аккумулятора. Это не та величина, на которую нужно в этом случае ориентироваться.
Опять же - разряженная часть аккумулятора (пусть даже 13%) на холоду начинает подвергаться сульфатизации, сиречь необратимой деградации аккумулятора.

Не факт. В нашем универе завалялся аккумулятор, который 2 или 3 года стоял в неотапливаемом помещении (остатки старых исследований). Его емкость была всего 10% от номинала.
В результате многократных зарядов/разрядов очень малым током его удалось вернуть к жизни с емкостью 95%. Его еще неделю потом погоняли, падения емкости не было. Потом утилизировали.
Сульфатация не необратимая, но по затратам времени - бессмысленна (на восстановление потратили 1,5 месяца постоянных зарядов/разрядов).

Выключатель

Немного теории.
Каждый автомат с обозначениями A, B, C, D, K и Z имеет определённые точные значения (). Я остановлюсь на B,C,D, как наиболее часто встречаемые и применимые (остальные зачастую - разработки фирм под определенные цели).
Каждый выключатель имеет две категории двух основных показателей по международным стандартам:

Ток перегрузки
- Ток короткого замыкания

Показатель:

Максимальный ток несрабатывания
- Минимальный ток гарантированного срабатывания

В общем эти величины следующие для перегрузки через 1 час (срабатывание по тепловой энергии) для автоматов до 63А (тип B,C,D)
Максимальный ток несрабатывания = 1,13 номинального тока
Минимальный ток гарантированного срабатывания = 1,45 номинального тока

Для короткого замыкания эти величины отличаются для выключателей (т.н. электромагнитное срабатывание без задержки):
тип B - 3*In и 5*In
тип C - 5*In и 10*In
тип D - 10*In и 20*In

Что происходит между линиями - никто гарантировать не может и не будет. В принципе выключатель может срабатывать сразу от минимальной величины или не срабатывать до максимальной. И нужно смотреть исходя из собственных требований.

Пример токово-временных линий автоматических выключателей 63 А от Сименс B, C, D серии 5SY

Теперь по ошибкам в комментариях:

Говоря же о токе, в первую очередь речь идёт о самой защитной функции автомата. Он расчитан на 63 ампера и при большем токе, он разомкнёт цепь

Не вырубится - ему больше 100 ампер нужно будет в таком режиме - электромагнитная защита.

Там величина еще больше, цифры приведены выше.
Зато после нескольких срабатываний «чувствительность» теплового реле может увеличиться.

После нескольких срабатываний подряд - возможно, но если речь о «сработало, включил - все в порядке», то поведение не измениться на протяжении заявленного периода эксплуатации (не должно у нормального производителя).

Но, во первых, они есть не во всех автоматах, а во вторых, они срабатывают, минимум, раз в десять больше номинального, поэтому, если он не срабатывает - то всё в порядке.

Зависит от буквы автомата, детально я описал выше.
вас не смущает что ток стартера больше 200А может быть?


поставить автомат на 60 ампер, в то время как пусковые токи могут доходить до 200-300 ампер - не правильно решение.

Пусковой ток для C63А не более 315 A может быть. Именно так часто и ставят (он ведь еще и к.з. отключить должен, потому D не всегда подходит).
То есть, если поставить выключатель на 64 А / 12 В, в сеть с напряжением 230 Вольт и потребителем, кушающим 64 Ампера, ничего не изменится?

Я такого не говорил. Если быть точным, для ответа на это не достаточно данных.


Автомат предназначен для переменного тока, это такой же как постоянный в авто, но - переменный.

По приведенной мной выше ссылке на АВВ (этой) описываются автоматы серии S200, которые можно использовать в постоянном токе напряжением от 24В. Единственное что - электромагнитный срабатыватель срабатывает для токов в 1,5 раза выше.
В принципе практически любой автомат без проблем можно использовать на 60В от крупного производителя без проблем. В случае АВВ - от 24В.
150А, в зависимости от буквы на автомате его будет вышибать или с вероятность 50 или с вероятностью 100% на таком стартёре.

Можно взглянуть на график выше от Сименс. Такой автомат может выбить после 7 секунд на 150 А независимо от буквы.
на этом колхозе запросто пару вольт будет просаживаться если включить весь свет и подогрев

Сопротивление автомата на 63А где-то 0,003-0,004 Ом. При 200 А это 0,8В. Неприятно, но пока аккумулятор новый - не критично.
Обычный автомат рассчитан на подводящий кабель сечением в 6-10 квадратов, от аккума масса отходит квадратов эдак в 25-40, т.е. чтоб запихать её в автомат явно пришлось зарезать сечение провода

А погуглить? Как правило автомат на 63А позволяет подключать до 35 мм² одножильный или 25 мм² многожильный. Ваши 6-10 - это для автоматов на 16А-25А, может 40А (но только при открытой прокладке кабелей и проводов, так как автомат должен провод от перегрузки защитить).
Автомат C63 ещё туда-сюда, срабатывает в течении 10 с на токи 315...630А.

У Сименса до 10 секунд в варианте выше (выключатель 5SY), тут нужно смотреть конкретного производителя или даже модельный ряд (есть и у Сименса подольше на те же буквы, но их мало).

Многие автомобили и автобусы, особенно отечественного производства, комплектуются простым и эффективным средством защиты аккумулятора от разряда во время длительной стоянки — дистанционным выключателем массы. Все об этом устройстве, его конструкции, работе, установке и эксплуатации читайте в статье.

Назначение дистанционного выключателя массы

Во время стоянки автомобиля его аккумуляторная батарея постепенно теряет заряд. Причина этого явления проста — в автомобиле всегда присутствуют неотключаемые потребители тока, из которых больше всего мощности потребляют сигнализация, часы, магнитола и другие. И если после кратковременной стоянки (даже в течение двух-трех дней) АКБ способна дать энергию для работы стартера, то через неделю-другую батарея может разрядиться "в ноль". Поэтому при длительной стоянке аккумуляторную батарею рекомендуется отключать от бортовой сети — для этого служит специальный дистанционный выключатель (или, наоборот, включатель) "массы".

— электромеханическое либо электронное коммутирующее устройство, предназначенное для отключения АКБ от всех потребителей бортовой электрической сети автомобиля. Данный выключатель, как понятно из его названия, управляется дистанционно с помощью кнопки в кабине.

Дистанционный выключатель массы выполняет две ключевых функции:

  • Полное отключение АКБ от бортовой сети автомобиля/автобуса;
  • Выполнение функций противоугонного средства (иммобилайзера).

Таким образом, выключатель помогает не только сохранить заряд батареи, но и предотвращает угон транспортного средства. Скрытная установка выключателя (а также и его кнопки у водительского места) не позволяет злоумышленнику запустить мотор автомобиля или потребует от него взлома аккумуляторного отсека, что привлечет внимание окружающих.

Следует отметить, что дистанционные выключатели массы используются преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах, и практически не получили распространение на легковых авто (за исключением УАЗов и им подобных). Дело в том, что грузовики и автобусы не оснащаются сигнализацией и другими средствами, которые нуждаются в постоянном подключении к источнику тока. Если же на авто установлен тахограф или спутниковая система контроля транспорта, то в этих устройствах обычно есть свой аккумулятор.

Типы и конструкция выключателей массы

В настоящее время существует два принципиально разных типа дистанционных выключателей массы:

  • Электромагнитные выключатели;
  • Электронные (тиристорные) выключатели.

Электронные выключатели построены на основе тиристоров, они получили популярность у владельцев отечественных легковых автомобилей ВАЗ, "Нива" и других. Такие выключатели рассчитаны на небольшие токи, поэтому для грузовиков не подходят, на тяжелом транспорте применяются электромагнитные выключатели, о которых пойдет речь далее.

Основу выключателя массы составляет корпус (обычно цилиндрический), в котором находится три узла:

  • Электромагнит с якорем и штоком — находится в верхней части. Обычно якорь объединен с кнопкой, закрытой герметичным резиновым колпачком. Сбоку на корпусе выключателя предусмотрены две клеммы для подачи тока на обмотку;
  • Фиксатор (механизм передачи усилия от якоря на контактное устройство) — располагается в средней части, он обеспечивает передачу усилия от якоря на контактное устройство и фиксацию контактов в замкнутом положении (такой же механизм используется в обычных кнопках с фиксацией);
  • Контактное устройство — располагается в нижней части выключателя, состоит из контактного диска, установленного на фиксаторе, и двух силовых клемм (резьбовых с гайками).

Функционирует следующим образом. При кратковременной подаче тока на обмотку электромагнита происходит втягивание его якоря, а связанный с ним шток через фиксатор приводит в движение контактное устройство — контактный диск соединяет клеммы и АКБ подключается к массе. При этом фиксатор устанавливается в данном положении и обеспечивает постоянный прижим диска к контактам. После подключения аккумулятора к массе подача тока на электромагнит больше не нужна, так как контактное устройство удерживается фиксатором.

Для отключения АКБ от массы нужно еще раз подать ток на обмотку электромагнита, якорь вновь втянется и штоком надавит на фиксатор — в этом случае фиксатор переключится и поднимет контактный диск. В результате произойдет отключение АКБ от массы.

Управлять включателем можно и вручную. Для этого на нем предусмотрена кнопка, которая непосредственно связана с якорем электромагнита. При нажатии на кнопку якорь входит в обмотку электромагнита и происходят все описанные выше процессы.

Варианты и особенности инсталляции дистанционных включателей массы

Монтаж включателя массы производится довольно просто, здесь нужно отметить несколько основных моментов:

  • Выключатель чаще всего монтируется в аккумуляторном отсеке грузовика или автобуса, это необходимо для сокращения длины "массового" провода;
  • Силовые клеммы выключателя подключаются в разрыв минусового провода, идущего от аккумуляторной батареи на "массу" автомобиля. Для этого применяется толстый многожильный провод, рассчитанный на высокие токи;
  • Одна клемма обмотки электромагнита подключается к клемме "−" аккумулятора;
  • Вторая клемма обмотки электромагнита тонким многожильным проводом подключается к кнопке, установленной в любом удобном месте кабины автомобиля (причем эта кнопка может быть скрытой);
  • Вторая клемма кнопки тонким проводником в любой точке кабины подключается к "массе". В качестве этой точки выбираются контакт "+" любого прибора — магнитолы, замка зажигания, блока реле и предохранителей и т.д.;
  • В кабине устанавливается кнопка без фиксации, так как на электромагнит нужно подавать лишь кратковременный импульс тока, достаточный для втягивания якоря и срабатывания фиксатора.

Для безопасности подключение обмотки электромагнита к кнопке осуществляется через предохранитель (обычно на 5 А), а для удобства между кнопкой и массой рекомендуется устанавливать контрольную лампу. При необходимости кнопка может подключаться к выключателю массы через дополнительное реле, это оправдано при использовании кнопки, рассчитанной на малый ток, в грузовиках и автобусах с электросистемами, имеющими мощных потребителей.

Типичные неисправности, ремонт и обслуживание включателя массы

Выключатель и вся связанная с ним электрическая цепь отличается надежностью и может без проблем служить многие годы. Однако при неудачном расположении выключателя (например, если он плохо защищен от влаги и грязи) в нем может возникнуть коррозия, которая приведет к ухудшению контакта между контактным диском и клеммами, а также между клеммами и соединенными с ними проводами. В этом случае выключатель можно разобрать и прочистить.

Иногда возможны и более серьезные неисправности выключателя — обрыв обмотки электромагнита, поломка фиксатора, проседание или поломка пружин, деформация штока якоря и другие. В этих случаях гораздо проще и дешевле полностью заменить выключатель.

При правильной инсталляции и бережной эксплуатации дистанционный включатель массы будет на протяжении длительного времени защищать аккумулятор от потери заряда и автомобиль от угона, не требуя к себе никакого внимания.

Прочитал комментарии. Судя по всему большинство об автоматических выключателях знает, что они есть. А как работают или их параметры - совершенно темный лес. Причем даже знаний из Википедии нет.
И вместо того, чтобы плодить кучу комментариев - напишу один большой.

Для автора
Напишу далеко не первый - такая разрядка аккумулятора ненормальна. Нужно искать проблему.
И как ниже отмечали - ток генератора вполне может быть больше максимального допустимого длительного тока для автомата (в данном случае 71,2А).

Аккумулятор
Здесь больше общая информация:

ish

Ну и пусковой ток, указанный на аккумуляторе - 640А, видимо автора тоже не смущает

Это паспортная величина ограничения аккумулятора. Это не та величина, на которую нужно в этом случае ориентироваться.

sergku1213

Опять же - разряженная часть аккумулятора (пусть даже 13%) на холоду начинает подвергаться сульфатизации, сиречь необратимой деградации аккумулятора.

Не факт. В нашем универе завалялся аккумулятор, который 2 или 3 года стоял в неотапливаемом помещении (остатки старых исследований). Его емкость была всего 10% от номинала.
В результате многократных зарядов/разрядов очень малым током его удалось вернуть к жизни с емкостью 95%. Его еще неделю потом погоняли, падения емкости не было. Потом утилизировали.
Сульфатация не необратимая, но по затратам времени - бессмысленна (на восстановление потратили 1,5 месяца постоянных зарядов/разрядов).

Выключатель

Немного теории.
Каждый автомат с обозначениями A, B, C, D, K и Z имеет определённые точные значения (). Я остановлюсь на B,C,D, как наиболее часто встречаемые и применимые (остальные зачастую - разработки фирм под определенные цели).
Каждый выключатель имеет две категории двух основных показателей по международным стандартам:

Ток перегрузки
- Ток короткого замыкания

Показатель:

Максимальный ток несрабатывания
- Минимальный ток гарантированного срабатывания

В общем эти величины следующие для перегрузки через 1 час (срабатывание по тепловой энергии) для автоматов до 63А (тип B,C,D)
Максимальный ток несрабатывания = 1,13 номинального тока
Минимальный ток гарантированного срабатывания = 1,45 номинального тока

Для короткого замыкания эти величины отличаются для выключателей (т.н. электромагнитное срабатывание без задержки):
тип B - 3*In и 5*In
тип C - 5*In и 10*In
тип D - 10*In и 20*In

Что происходит между линиями - никто гарантировать не может и не будет. В принципе выключатель может срабатывать сразу от минимальной величины или не срабатывать до максимальной. И нужно смотреть исходя из собственных требований.

Пример токово-временных линий автоматических выключателей 63 А от Сименс B, C, D серии 5SY

Теперь по ошибкам в комментариях:

kvazimoda24 , george_vernin

Говоря же о токе, в первую очередь речь идёт о самой защитной функции автомата. Он расчитан на 63 ампера и при большем токе, он разомкнёт цепь

Не вырубится - ему больше 100 ампер нужно будет в таком режиме - электромагнитная защита.

Там величина еще больше, цифры приведены выше.

Valerij56

Зато после нескольких срабатываний «чувствительность» теплового реле может увеличиться.

После нескольких срабатываний подряд - возможно, но если речь о «сработало, включил - все в порядке», то поведение не измениться на протяжении заявленного периода эксплуатации (не должно у нормального производителя).
Valerij56
Но, во первых, они есть не во всех автоматах, а во вторых, они срабатывают, минимум, раз в десять больше номинального, поэтому, если он не срабатывает - то всё в порядке.

Зависит от буквы автомата, детально я описал выше.

DMGarikk

вас не смущает что ток стартера больше 200А может быть?

Impuls
поставить автомат на 60 ампер, в то время как пусковые токи могут доходить до 200-300 ампер - не правильно решение.

Пусковой ток для C63А не более 315 A может быть. Именно так часто и ставят (он ведь еще и к.з. отключить должен, потому D не всегда подходит).

BigBeaver , Ezhyg

То есть, если поставить выключатель на 64 А / 12 В, в сеть с напряжением 230 Вольт и потребителем, кушающим 64 Ампера, ничего не изменится?

Я такого не говорил. Если быть точным, для ответа на это не достаточно данных.

MEG123
Автомат предназначен для переменного тока, это такой же как постоянный в авто, но - переменный.

По приведенной мной выше ссылке на АВВ (этой) описываются автоматы серии S200, которые можно использовать в постоянном токе напряжением от 24В. Единственное что - электромагнитный срабатыватель срабатывает для токов в 1,5 раза выше.
В принципе практически любой автомат без проблем можно использовать на 60В от крупного производителя без проблем. В случае АВВ - от 24В.

MEG123

150А, в зависимости от буквы на автомате его будет вышибать или с вероятность 50 или с вероятностью 100% на таком стартёре.

Можно взглянуть на график выше от Сименс. Такой автомат может выбить после 7 секунд на 150 А независимо от буквы.

MEG123

на этом колхозе запросто пару вольт будет просаживаться если включить весь свет и подогрев

Сопротивление автомата на 63А где-то 0,003-0,004 Ом. При 200 А это 0,8В. Неприятно, но пока аккумулятор новый - не критично.

MEG123

Обычный автомат рассчитан на подводящий кабель сечением в 6-10 квадратов, от аккума масса отходит квадратов эдак в 25-40, т.е. чтоб запихать её в автомат явно пришлось зарезать сечение провода

А погуглить? Как правило автомат на 63А позволяет подключать до 35 мм² одножильный или 25 мм² многожильный. Ваши 6-10 - это для автоматов на 16А-25А, может 40А (но только при открытой прокладке кабелей и проводов, так как автомат должен провод от перегрузки защитить).

Serge3leo

Автомат C63 ещё туда-сюда, срабатывает в течении 10 с на токи 315...630А.

У Сименса до 10 секунд в варианте выше (выключатель 5SY), тут нужно смотреть конкретного производителя или даже модельный ряд (есть и у Сименса подольше на те же буквы, но их мало).

Инструкция

Самый простой способ – снятие провода с минусовой клеммы аккумулятора. Возьмите гаечный ключ, соответствующий гайке на клемме, ослабьте гайку и, сняв провод, закрепите его в какой-нибудь нише, исключив нечаянное соприкосновение с минусовой клеммой аккумулятора.

Удобнее поставить отключатель массы. В продаже имеются различные модификации на любой вкус. Включите его в цепь минусового провода между аккумулятором и корпусом автомобиля, обеспечив хороший контакт. Отключая массу, нажимаете на одну кнопку, перед запуском двигателя жмите на другую, замыкая цепь.

Чтобы, отключая и включая массу, не выходить из машины и не открывать капот, заведите провода с минусовой клеммы в салон. Расположите тумблер в удобном для вас месте. Такой выключатель может быть известен только вам и выполнять одновременно роль «секретки» – противоугонного средства. Не зная местоположение тумблера, посторонний человек не сможет запустить двигатель.

Современные автомобили, начиненные, как говорится, «мозгами», не безразличны к отключению питания электрической бортовой сети. Многие автолюбители вообще считают отключение массы на таких авто совершенно излишним. Их система защиты не даст возникнуть короткому замыканию, от которого до сих пор случаются возгорания на старых отечественных машинах. Лидером подобных возгораний выступает «Жигули» («копейка»).

Однако, если вы оставляете машину надолго, то и на «иномарке» нелишним будет отключить массу. Чтобы не обесточивать всю электронику и сигнализацию с сиреной, включите параллельно отключателю массы предохранитель на 3-5 А. Тока, проходящего через этот предохранитель, будет достаточно для работы электроники и сигнализации. А в случае серьезного замыкания, предохранитель просто перегорит.



Статьи по теме